Справедливый Мир
Несколько дней назад я обозначил Правило Пьяного Подростка: многие подростки убеждены, будто алкоголь их «не берёт». И это правило, очевидно, относится не только к алкоголю.
Например, большинство моих знакомых обоего пола уверены, будто реклама на них не действует. Если же разделять по полам, то практически все мужчины уверены, что разбираются в автомобилях и компьютерах, а практически все женщины уверены, что разбираются в мужчинах и детях.
Откуда растут ноги у этих чудовищных заблуждений? Почему, например, подросток — существо, которое уже прожило на свете полтора десятка лет и отличает логарифм от интеграла, не может сложить два и два? То есть, почему подросток не способен понять, что выпив бутылку водки, он станет не просто пьяным, а омерзительно пьяным?
Почему, в конце концов, взрослые и опытные люди не понимают простой вещи — раз реклама на телевидении стоит больших денег, значит она эффективно работает?
Разгадка, как мне кажется, вот в чём.
В голове у людей существует некий Справедливый Мир. В этом мире на людей не действует алкоголь, они всегда ведут себя вежливо и не поддаются на дешёвые рекламные трюки. Кроме того, любая женщина знает: в своём Справедливом Мире она может смело положить в холодильник кусок торта, и у неё хватит силы воли этот кусок торта не сожрать.
Мало того: политики в этом Справедливом Мире разумны, чиновники честны, гаишники не берут взяток, а школьные учителя вкладывают в детей доброе и вечное. Ну, Вы поняли идею. Всё в Справедливом Мире происходит именно так, как оно должно происходить.
Так вот. Чудеса начинаются, когда этот самый Справедливый Мир вступает в столкновение с реальным миром.
Например, в нашем Справедливом Мире мы всегда вежливы и корректны. Однако случается страшное — мы из-за какого-то пустяка накричали на сестру, называя её при этом «жирной сволочью» и «подлой продажной женщиной». Что произойдёт дальше? Вариантов всего два.
Вариант первый. Мы приведём Справедливый Мир в соотвествие с реальным. То есть, скажем себе: «Да, я не всегда бываю вежливым и корректным. Иногда я бываю злобен, визглив и скандален». Следующий раз, перед тем, как пойти к сестре в гости, мы скажем себе: «Фриц, имей в виду, что ты идёшь в гости к своей старшей сестре. Будь готов к тому, что это посещение окончится небольшим скандальчиком, как и многие предыдущие».
Кстати, возможно, что скандала и не произойдёт — если мы учтём свою склонность к истерикам. Ну, знаете, некоторые люди, зная особенность своего организма, не пьют наравне со всеми, а наливают себе по полрюмки. Более того, возможно даже мы попытаемся докопаться до причин своей раздражительности и вылечить её.
Вариант второй. Мы начнём испытывать чувство вины. То есть, начнём себя жевать: «Ну какой же я гад, ни за что обидел родного человека, который столько всего хорошего для меня сделал». При этом — обратите внимание — расхождение между Справедливым Миром и реальным миром никуда не исчезнет. И следующий раз, навестив сестру, мы получим… ровно ту же самую двухходовую комбинацию:
а) Расхождение между Справедливым Миром и реальным миром.
б) Чувство вины.
Дальше. Допустим, в нашем Справедливом Мире наши друзья всегда возвращают нам долги. Мы одолжили нашему другу Вове 10 000 рублей. Вова, хотя у него и есть деньги, возвращать их нам отказывается, то прячась от нас, то ссылаясь на какие-то высосанные из большого пальца причины. Снова получается расхождение между Справедливым Миром и реальным миром. Какие у нас варианты?
Вариант первый. Мы приведём Справедливый Мир в соотвествие с реальным. То есть, скажем себе: «Некоторые люди не возвращают долги». После этого, одалживая товарищу деньги, мы будем иметь в виду, что, с некоторой долей вероятности, расстаёмся с этими деньгами навсегда. И уж во всяком случае перестанем одалживать деньги Вове.
Вариант второй. Мы начнём испытывать чувство обиды. Обидимся на Вову и перестанем с ним разговаривать. При этом расхождение между Справедливым Миром и реальным миром никуда не денется. И следующий раз, когда денежки попросит у нас уже не Вова, а Коля, мы со всей дури вляпаемся в те же грабли.
Подведу итог. В голове у каждого из нас есть некий Справедливый Мир, где и мы сами и окружающие нас люди ведут себя «хорошо». Уступают места старушкам в трамваях и не пишут матерных слов в лифте. Ещё в Справедливом Мире мы всегда можем дать отпор гопникам и никогда не лезем за словом в карман. Как говорят шофёры, у нас всегда верные жёны и исправные тормоза.
Повторюсь: свой Справедливый Мир есть у каждого из нас. Но когда жизнь тыкает нас мордой в расхождение между Справедливым Миром и реальным миром, мы ведём себя по разному. У нас есть два варианта действий — простой и правильный.
Простой вариант — испытать чувство вины (если неправильно ведём себя мы) или испытать чувство обиды (если неправильно ведут себя с нами).
Правильный вариант — привести свой Справедливый Мир в соответствие с реальным миром.
Чтобы проиллюстрировать разницу, расскажу один широко известный исторический анекдот.
Во времена СССР была такая традиция — алконавтов отлавливали и отправляли на «лечение» — принудительные работы. Дескать, раз труд сделал из обезьяны человека, то и из алкаша посредством труда может получиться образцовый рабочий. В частности, бухариков отправляли на АвтоВАЗ, собирать автомобиль «Жигули».
Ну а любой автомобиль, как известно, содержит в себе огромное количество болтов. И эти самые болты рабочие и должны были вкручивать. За смену нужно было завинтить в крепления значительное количество болтов и выполнить тем самым план.
Как Вы понимаете, желания работать у всей этой пьяни было не очень много. Однако за невыполнение плана их нещадно сношали: шестигранными напильниками и без вазелина. И тогда голь пустилась на выдумки.
Ведь любой болт можно не только старательно закрутить накидным ключом, но и забить мощным ударом кувалды. Разница по времени — огромная. Закручивать нужно долго и старательно, а кувалдой один раз прицельно хлопнул — и готово. При этом, что характерно, держаться будет. И даже за ворота завода собранный таким образом автомобиль выехать своим ходом сумеет.
Другой вопрос, насколько прочно будет держаться забитый молотком болт, и чью мать вспомнит автослесарь, которому понадобится этот болт открутить.
К чему я всё это рассказываю? Дело в том, что чувства вины и обиды — это как раз вот такие болты, забитые ударами кувалды. Простой и быстрый способ убрать расхождение между Справедливым Миром и реальным миром.
Более того. Многие люди даже защищают чувство вины — дескать, если бы люди не испытывали чувства вины, они бы очень быстро опустились до скотского состояния. Сидели бы в дырявых трениках перед Ящиком и хлестали бы дешёвое пиво.
На это можно ответить: конечно, забитый кувалдой болт — это гораздо лучше, чем болт вообще отсутствующий. Однако при сборке хороших автомобилей болты кувалдами не забивают.
Например, большинство моих знакомых обоего пола уверены, будто реклама на них не действует. Если же разделять по полам, то практически все мужчины уверены, что разбираются в автомобилях и компьютерах, а практически все женщины уверены, что разбираются в мужчинах и детях.
Откуда растут ноги у этих чудовищных заблуждений? Почему, например, подросток — существо, которое уже прожило на свете полтора десятка лет и отличает логарифм от интеграла, не может сложить два и два? То есть, почему подросток не способен понять, что выпив бутылку водки, он станет не просто пьяным, а омерзительно пьяным?
Почему, в конце концов, взрослые и опытные люди не понимают простой вещи — раз реклама на телевидении стоит больших денег, значит она эффективно работает?
Разгадка, как мне кажется, вот в чём.
В голове у людей существует некий Справедливый Мир. В этом мире на людей не действует алкоголь, они всегда ведут себя вежливо и не поддаются на дешёвые рекламные трюки. Кроме того, любая женщина знает: в своём Справедливом Мире она может смело положить в холодильник кусок торта, и у неё хватит силы воли этот кусок торта не сожрать.
Мало того: политики в этом Справедливом Мире разумны, чиновники честны, гаишники не берут взяток, а школьные учителя вкладывают в детей доброе и вечное. Ну, Вы поняли идею. Всё в Справедливом Мире происходит именно так, как оно должно происходить.
Так вот. Чудеса начинаются, когда этот самый Справедливый Мир вступает в столкновение с реальным миром.
Например, в нашем Справедливом Мире мы всегда вежливы и корректны. Однако случается страшное — мы из-за какого-то пустяка накричали на сестру, называя её при этом «жирной сволочью» и «подлой продажной женщиной». Что произойдёт дальше? Вариантов всего два.
Вариант первый. Мы приведём Справедливый Мир в соотвествие с реальным. То есть, скажем себе: «Да, я не всегда бываю вежливым и корректным. Иногда я бываю злобен, визглив и скандален». Следующий раз, перед тем, как пойти к сестре в гости, мы скажем себе: «Фриц, имей в виду, что ты идёшь в гости к своей старшей сестре. Будь готов к тому, что это посещение окончится небольшим скандальчиком, как и многие предыдущие».
Кстати, возможно, что скандала и не произойдёт — если мы учтём свою склонность к истерикам. Ну, знаете, некоторые люди, зная особенность своего организма, не пьют наравне со всеми, а наливают себе по полрюмки. Более того, возможно даже мы попытаемся докопаться до причин своей раздражительности и вылечить её.
Вариант второй. Мы начнём испытывать чувство вины. То есть, начнём себя жевать: «Ну какой же я гад, ни за что обидел родного человека, который столько всего хорошего для меня сделал». При этом — обратите внимание — расхождение между Справедливым Миром и реальным миром никуда не исчезнет. И следующий раз, навестив сестру, мы получим… ровно ту же самую двухходовую комбинацию:
а) Расхождение между Справедливым Миром и реальным миром.
б) Чувство вины.
Дальше. Допустим, в нашем Справедливом Мире наши друзья всегда возвращают нам долги. Мы одолжили нашему другу Вове 10 000 рублей. Вова, хотя у него и есть деньги, возвращать их нам отказывается, то прячась от нас, то ссылаясь на какие-то высосанные из большого пальца причины. Снова получается расхождение между Справедливым Миром и реальным миром. Какие у нас варианты?
Вариант первый. Мы приведём Справедливый Мир в соотвествие с реальным. То есть, скажем себе: «Некоторые люди не возвращают долги». После этого, одалживая товарищу деньги, мы будем иметь в виду, что, с некоторой долей вероятности, расстаёмся с этими деньгами навсегда. И уж во всяком случае перестанем одалживать деньги Вове.
Вариант второй. Мы начнём испытывать чувство обиды. Обидимся на Вову и перестанем с ним разговаривать. При этом расхождение между Справедливым Миром и реальным миром никуда не денется. И следующий раз, когда денежки попросит у нас уже не Вова, а Коля, мы со всей дури вляпаемся в те же грабли.
Подведу итог. В голове у каждого из нас есть некий Справедливый Мир, где и мы сами и окружающие нас люди ведут себя «хорошо». Уступают места старушкам в трамваях и не пишут матерных слов в лифте. Ещё в Справедливом Мире мы всегда можем дать отпор гопникам и никогда не лезем за словом в карман. Как говорят шофёры, у нас всегда верные жёны и исправные тормоза.
Повторюсь: свой Справедливый Мир есть у каждого из нас. Но когда жизнь тыкает нас мордой в расхождение между Справедливым Миром и реальным миром, мы ведём себя по разному. У нас есть два варианта действий — простой и правильный.
Простой вариант — испытать чувство вины (если неправильно ведём себя мы) или испытать чувство обиды (если неправильно ведут себя с нами).
Правильный вариант — привести свой Справедливый Мир в соответствие с реальным миром.
Чтобы проиллюстрировать разницу, расскажу один широко известный исторический анекдот.
Во времена СССР была такая традиция — алконавтов отлавливали и отправляли на «лечение» — принудительные работы. Дескать, раз труд сделал из обезьяны человека, то и из алкаша посредством труда может получиться образцовый рабочий. В частности, бухариков отправляли на АвтоВАЗ, собирать автомобиль «Жигули».
Ну а любой автомобиль, как известно, содержит в себе огромное количество болтов. И эти самые болты рабочие и должны были вкручивать. За смену нужно было завинтить в крепления значительное количество болтов и выполнить тем самым план.
Как Вы понимаете, желания работать у всей этой пьяни было не очень много. Однако за невыполнение плана их нещадно сношали: шестигранными напильниками и без вазелина. И тогда голь пустилась на выдумки.
Ведь любой болт можно не только старательно закрутить накидным ключом, но и забить мощным ударом кувалды. Разница по времени — огромная. Закручивать нужно долго и старательно, а кувалдой один раз прицельно хлопнул — и готово. При этом, что характерно, держаться будет. И даже за ворота завода собранный таким образом автомобиль выехать своим ходом сумеет.
Другой вопрос, насколько прочно будет держаться забитый молотком болт, и чью мать вспомнит автослесарь, которому понадобится этот болт открутить.
К чему я всё это рассказываю? Дело в том, что чувства вины и обиды — это как раз вот такие болты, забитые ударами кувалды. Простой и быстрый способ убрать расхождение между Справедливым Миром и реальным миром.
Более того. Многие люди даже защищают чувство вины — дескать, если бы люди не испытывали чувства вины, они бы очень быстро опустились до скотского состояния. Сидели бы в дырявых трениках перед Ящиком и хлестали бы дешёвое пиво.
На это можно ответить: конечно, забитый кувалдой болт — это гораздо лучше, чем болт вообще отсутствующий. Однако при сборке хороших автомобилей болты кувалдами не забивают.