Category: животные

Category was added automatically. Read all entries about "животные".

Фото

Воспитанная беспомощность

Кросспост в [info]ru_childbusy

Последователи академика Павлова поставили удивительный эксперимент на собаках. Эксперимент проводился таким образом.

Садисты в белых халатах поместили в клетки трёх одинаковых собак.

Первую собаку мучали электрическим током, и она ничего не могла с этим поделать. Вторую собаку тоже били элекричеством, но в её клетке была кнопка, нажав на которую можно было остановить пытку. С третьей собакой (контрольной) не делали ничего.

Collapse )
Фото

Бычья ферма

Однажды маленький телёнок, ещё слишком маленький, чтобы обзавестись собственной кличкой, решил обойти ферму и посмотреть, как живут взрослые быки. Ферма Якова была старой, как и сам фермер, поэтому быки на ней водились самые разные.

Первым, кого увидел Телёнок, был старый благообразный бык по кличке Священник, с проплешиной в форме креста на правом боку.

— Здравствуй, дитя, моё, — сказал Священник, когда Телёнок остановился перед ним, — знаешь ли ты, в чём заключается твоя задача?
— ?
— Твоя задача: быть хорошим быком и отращивать вкусное мясо для Фермера Якова. Если твоё мясо будет вкусным, то после смерти оно попадёт на прилавки рая — сверкающего супермаркета. А если ты будешь мало есть, если будешь жилист и костляв, то после смерти твоё мясо попадёт в Ад: на растерзание бродячим собакам.
— Но я же буду уже мёртв, — удивился телёнок, — какое мне дело, что станет с моим мясом?
— Стыдись!, — возвысил голос Священник, — сын нашего фермера, Изя, умер за тебя. Его забил копытом израильский бык. К счастью, неподалёку был ветеринар, который и оживил ребёнка.
— Ветеринар, метеринар, – раздался внезапно голос другого быка, с выжженой звездой между рогов, — нет никакого Изи. И фермера Якова тоже нет. Это всё естественный отбор. Сначала выросли деревья, потом бобры подгрызли их, деревья упали и случайным образом получилась ферма. А листья и ветки сжевали муравьи. Так что фермер и его сын — это глупые выдумки необразованных быков, которые не знают законов природы.

Телёнок удивлённо помотал головой и отошёл в сторону. Бобры, птицы, фермер — всё перепуталось в его юной голове. Растерянный, телёнок поднялся на холм, где увидел толстого чёрного быка, гордо смотрящего вдаль.

— Здравствуйте, — робея сказал Телёнок, — разрешите спросить, а кто Вы такой?
— Меня зовут Черныш. Я — один из Чёрных Быков. Мы очень круты.
— Действительно, Вы выглядите круто, — согласился Телёнок, — а как стать Чёрным Быком?
— Никак. Ты можешь только осознать, что ты чёрен, но чёрная шкура у тебя должна быть с рождения. А ты, юноша, имеешь шкуру какого-то непонятного цвета. Так что, извини, Крышку Люка мы будем открывать без тебя.
— Вы хотите открыть Крышку Люка?
— Именно! Чтобы оттуда вылез Чёрный Фермер.
— Чёрный Фермер! — удивился телёнок, — Он что, негр?
— Сам ты негр, недоносок, — обиженно фыркнул Черныш, — ну-ка скачи отсюда порезвее, пока я тебя копытом по крупу не проклял.

Телёнку пришлось спешно ретироваться. Не прошло и двух минут, как Телёнок наткнулся на двух спорящих быков. Быки были ему уже знакомы. Одного из них, быка-производителя, звали Метасатанистом. Второй, интеллигентного вида, бык, имел странную кличку Законник.

— Ты сволочь и мразь, Метасатанист! Ты лодырь, и, мало того, ты бесчестишь тёлок! Это несправедливо!
— Но, Законник, кто же мешает тебе тоже стать быком-производителем и покрывать тёлок?
— Ха! Это невозможно! Все сразу не могут быть быками-производителями! На ком же будут пахать, если все будут производителями?
— На тракторе.
— Это чушь! Тем более, ты же знаешь, стать быком-производителем просто так невозможно.
— Почему же нет? Помощники фермера каждые полгода отбирают в производителей самых мускулистых быков. Почему бы тебе не согнать свой жирок? Тогда и ты бы мог стать производителем.
— Это невозможно! Во-первых, я сочиняю стихи, и не хочу заниматься таким низменным делом, как бег. Кроме того, как только другие быки-производители увидят, как я сгоняю жирок, они меня тут же исколят рогами.
— Но зачем нам это колоть тебя рогами? Вроде пока на ферме хватает тёлочек.
— Такая уж у Вас сволочная натура. Тем более, ты украл мои мышцы.
— Но как же я мог украсть у тебя мышцы? У тебя же их нет?
— Потому и нет, что ты украл! Кроме того, статистика говорит, что не более 5% быков на любой ферме имеют возможность быть быками-производителями.
— Так может это и правильно? Пусть телята рождаются от самых лучших быков?
— Нет! Это несправедливо! Я приношу больше пользы ферме: я пишу стихи. Кроме того, я толще тебя, я старательно ем и у меня больше жира. Справедливо будет, если все быки, включая хромых и больных, будут иметь тёлок по-очереди.
— Знаешь, я вроде и не против, но фермер Яков почему-то отбирает только мускулистых быков.
— Ага! Попался! Вон, смотри, стоит бык Стахановец. На нём пашут. Мышц-то у него побольше, чем у тебя!
— Эй, Стахановец, — окликнул Метасатанист, — ты хочешь покрывать тёлок? Думаю, из тебя вышел бы отличный бык-производитель.
— Нашёл дурака, — отозвался Стахановец, — Законник мне всё уже объяснил. Стоит мне попытаться, и Вы заколете меня рогами.
— Даже если бы мы и захотели, помощники фермера не дадут нам сделать этого, — ответил Метасатанист.
— Не еби мозг, — по пролетарски лаконично ответил Стахановец, и вернулся к своему плугу.

Вздохнув, Метасатанист завершил беседу с Законником и отошёл в сторону.
— О чём ты думаешь? — спросил Метасатаниста Телёнок.
— Я думаю, как фермеру Якову удаётся так ловко управляться со своими верхними ногами. Ещё мне интересно, что это за пахнущая клопами жидкость у него во фляжке. И, конечно, чертовски хочется знать, куда он ездит каждую субботу на своём старом пикапе.
Обезьяна

Возмущение

Люди — забавные животные. Сегодня говорил в оффлайне с одним хорошим человеком. Зашла речь про ГАИ. Мой товарищ возмущался произволом гаишников и рекомендовал мне книжку, что-то типа «как правильно послать гаишника». Я пытался сказать ему, что гаишники, по большому счёту, работают нормально, и что не такие уж они и монстры.

Короче, поспорили. И мне было забавно видеть возмущение моего товарища: как он пытался вытащить соринку из глаз гаишников, а сам при этом ехал под сотню при разрешённых шестидесяти.

Но потом я задумался. Зачем же я начал с ним спорить? Я же отлично знаю, что спорить с людьми в оффлайне, как правило, совершенно бессмысленно. Вот для спора в ЖЖ можно найти причины. Чтобы отточить искусство спора, чтобы отстоять свою точку зрения перед зрителями. Но зачем спорить в оффлайне?

Тут я вспомнил, что же такое, вообще, возмущение. Возмущение и гнев — это попытка изменить окружающий мир. Работает гнев примерно так. Допустим, мы видим собаку, которая пытается тяпнуть нас за ногу. Но в нашем мозгу существует идеальный мир, в котором нет кровожадных собак. Видя несоответствие между идеальным и реальным миром, мы пытаемся его убрать. Сделать реальный мир таким же, как идеальный. Мы направляем наш гнев на собаку и убиваем её. Несоответствие устранено: реальный мир теперь не отличается от идеального.

Примерно так работает гнев. Что происходит, когда мы направляем гнев на гаишников? В нашем мозгу существует воображаемый мир, где гаишники не берут взяток. В реальном мире гаишники взятки берут. А иногда даже и вымогают. Следовательно, наш гнев должен заставить гаишников не брать взяток. Посильная это задача для нашего гнева? Очевидно нет.

Дальше, про мой спор. В моём мозгу существует идеальный мир, где все мои товарищи меня понимают и разделяют мою точку зрения. На самом деле, они часто думают совсем по-другому. И, разумеется, даже не пытаются измениться. Следовательно, моё возмущение товарищем пытается сделать так, чтобы он меня понял и принял мою точку зрения. Возможно это? Конечно, невозможно.

Что же мне делать? Чтобы справиться с гневом, я могу попытаться изменить или реальный или воображаемый мир. И, естественно, мне следует изменить воображаемый. Я же отлично знаю, что большинство людей не то что не хочет, но даже и не может встать на мою точку зрения.

Почему же я продолжаю спорить в оффлайне? Очевидно, потому что я такое же животное, как и остальные люди. И мне следует сделать в своём мозгу ещё одну поправку: реальный Фриц отличается идеального тем, что склонен периодически вступать в совершенно ненужные ему оффлайновые споры.

Обезьяна

Берновская троица плюс Фрейд

Давайте залезем человеку в голову, и посмотрим, что там внутри. Более конкретно, разберём, как люди принимают решения.

В своей схеме я буду опираться на старую традицию. Ещё дедушка Фрейд вычленял в человеке «Ид», «Эго» и «СуперЭго».

* Ид — это инстинкты. Например, сексуальное влечение.
* Эго — это то, что мы привыкли называть словом «Я». Наше сознание.
* Суперэго — моральные установки человека. Представление о добре и зле.

Эрик Берн модифицировал эту схему. У него три части, живущие в нашей голове, называются «Родитель», «Взрослый» и «Дитя»:

— Родитель отвечает за принципы и моральные установки;
— Взрослый — логически рассуждает;
— Дитя — чувствует и переживает.

Как Фрейд, так и его ученик Берн полагают, что в человеке непрерывно соперничают за власть эти три маски: в течение дня человек постоянно переходит из одного состояния в другое.

Например, когда человек занимается любовью, он находится в состоянии «Дитя». Потом он переходит в состояние «Взрослый» и решает кроссворд. И, наконец, переходит в «Родитель», и вместе с женой костерит «совсем потерявших совесть» хулиганов, которые перевернули урну на улице.

Всё это здорово, и эти теории, разработанные Фрейдом и Берном действительно помогают жить. Они работают. Есть в них, однако, одно слабое место.

Я не вижу в этих теориях свободы воли.

Пример. У Геннадия очень сильный ум. Это трезвый, расчётливый человек, и у него нет ни совести, ни эмоций. Можно сказать, чистый рассудок. Цель жизни Геннадия — сильно разбогатеть, переехать в Штаты, купить собственную виллу и устраивать там оргии.

Однако Геннадий работает преподавателем высшей математики в Институте Оптики. Он понимает, что ему не заработать на виллу, пока он остаётся преподавателем. Тем не менее, Геннадий не делает попыток изменить ситуацию. Всё понимает, но ничего не делает.

Почему так происходит?

Фрейд и Берн объясняют это разными проблемами в детстве Геннадия. Например, тем, что Геннадий в детстве принял какое-то решение, которое сейчас проявляется в его пассивном поведении. Другими словами, по их мнению, Геннадий просто болен.

Так вот. Я считаю, что тут Фрейд с Берном либо лукавят, либо ошибаются. Это не болезнь, точнее, это не только и не столько болезнь. Это совсем другое. Просто в схемах Фрейда и Берна отсутствует такая важная деталь, как сам человек.

Христиане 2 000 лет назад придумали другую, тоже весьма красивую схему. Она сложнее, и до недавнего времени понять её могли только избранные. Схема называется «Святая Троица» и выглядит так:

— «Родителю» Берна соответствует «Бог Отец»;
— «Ребёнку» Берна соответствует «Бог Сын»;
— «Взрослому» Берна соответствует «Святой Дух».

Почему я соотнёс Святого Духа с логическим началом — тема для отдельного поста. Пока отметим, что в схеме Церкви появилась четвёртая составляющая, отсутствующая у психологов. И эта составляющая — сам человек!

Человек может соблюдать заповеди, данные Богом Отцом. Может любить ближнего, как учит Бог Сын. Святой дух может закладывать в голову человеку гениальные мысли.

Но вот ведь какая штука: человек имеет силы и отказаться от всего этого: не соблюдать, не любить и не думать. То есть, все эти три силы, что у Фрейда, что у Берна, что у Церкви, просто советчики. Советчики свободного человека, который сам решает, как ему поступить.

Итак, вот моя схема внутреннего устройства человеческих мозгов.



Лошадь — это тело человека. С его инстинктами и желаниями. Например, испытываем голод мы именно в виде лошади.

Птица — это человеческий разум. Птица летает высоко сверху, и видит всё, что происходит с лошадью. Когда мы строим планы или решаем математические задачи, работает птица.

Собака — это наша совесть. Когда мы собираемся сделать что-нибудь гнусное, совесть сначала предупреждает нас своим лаем, а потом, когда мы таки совершаем проступок, мстит, кусая за ноги. (Эти покусывания называются «угрызения совести», да).

Легко заметить, что Лошадь — это Ид/Ребёнок/Сын. Птица — Эго/Взрослый/Дух. Собака — Суперэго/Родитель/Отец.

Обратите особое внимание на совесть — вашу собаку. Традиционно считалось, будто совесть — это главное, что есть в человеке. Просто прочтите названия совести: «Суперэго, Родитель, Бог Отец». Начальство, ага. Я решил поставить совесть на подобающее ей место. Совесть — это просто собака.

У собаки есть только одна задача — вести лошадь, пока разум занят другими делами. Если собака пытается спорить с разумом — выясните, кто её подучил. Моё глубокое убеждение: если совесть подсказывает нелогичные поступки — это не ваша совесть. А, например, совесть, внушённая родителями.

Вот, допустим, вы вышли из троллейбуса и внезапно вспомнили, что забыли заплатить за проезд. Вас начинает мучать совесть. Вопрос: есть в этом логика? Какая разница, заплатили ли вы за проезд? Разумеется, никакой. Что для вас, что для автобусного парка, эти несколько рублей значения не имеют: следующий раз заплатите два раза, и будете в расчёте. Почему же совесть включилась?

Да очень просто. Просто ещё в детстве вам объяснили, что не платить за проезд — плохо. Почему плохо — особо не разжёвывали, плохо и всё. Вот вы и испытываете чувство вины, как вам приказали несколько десятилетий назад.

У здорового человека собака отвечает только за его собственные привычки. Например, если я могу что-нибудь тихо стянуть, я от этого воздерживаюсь. Но не потому, что «воровать нехорошо», а просто потому, что воровать невыгодно. Несколько раз я это хорошо обдумал, и принял такое решение. И теперь, когда я вижу, как кто-нибудь оставляет кошелёк с деньгами на видном месте, я даже не задумываюсь, воровать или нет. Много времени и усилий экономит мне моя собака.

Всадник

Теперь главное. Главное в схеме — это всадник. Всадник — это та воля, которую исключили из схемы Фрейд и Берн. Точнее, не то что бы исключили, а как-то невнятно зажевали. Церковь, та сделала точнее. Церковь дала волю человеку, а три его составляющие вынесла наружу. В Троицу.

У меня схема объединяет три предыдущие. Главное в ней то, что сознание человека состоит из двух частей. Из разума и из воли. Смешивать их нельзя, что я показал выше на примере с преподавателем Геннадием. Который является человеком разумным, но безвольным. Разум-птица может только советовать воле-всаднику. Но Всадник всегда сам принимает решения: следовать ли советам разума.

Иначе обстоят дела с отношениями Всадник — Лошадь и Всадник — Собака.

Лошадь может действовать напрямую. Например, понести, когда завидит поблизости симпатичную кобылку. Тогда слабый Всадник теряет контроль над Лошадью и человек действует инстинктивно. Кстати, когда человека называют «сдержанным», это может значить две вещи: или Всадник умело управляет Лошадью, или Лошадь у него хилая и забитая… Как сказал Франсуа де Ларошфуко, мы сопротивляемся нашим страстям не потому, что мы сильны, а потому, что наши страсти слабы.

С Собакой чуть хитрее. Собака не может прямо заставить Лошадь идти в нужном направлении. Собака может только лаять и кусаться. Всадник каждый раз решает — слушаться Собаку или нет.

У многих людей, впрочем, Собака с успехом заменяет и Всадника и Разум.

Пример. Дама работает учительницей в начальной школе. В начальной — не потому, что она любит маленьких детей, а потому что там требования к учителям ниже. Ума у нашей гипотетической дамы нет. Силы воли нет. Зато у неё Собака огромных размеров, которая полностью запугала Лошадь и Всадника. Такой человек может жить совершенно спокойно. Собака не даст ему совершить какую-нибудь особенную глупость. Хилая Лошадь находится под полным контролем, а всадник и птица пребывают в сонной полудрёме.

Теперь пример взрослого человека. Без совести и с железной волей.

Главный, конечно же, Всадник. Всадник тонко чувствует желания лошади, но умело направляет её путь. Птица летает высоко в небе, и указывает далёкие цели. Собака ведёт лошадь, пока Всадник спит или отдыхает. Вся четвёрка действует слаженно —  как единая команда.