Технологии МММ или почему детище Мавроди обречено на успех
Давно собирался написать о Мавроди и о его зловещем детище — МММ. Когда-то я был типичным моралофагом, считал Сергея Пантелеевича исчадьем ада, а его клиентов — жестоко обманутыми бедолагами. С тех пор я своё мнение изменил. Сейчас я думаю, что МММ — такая же неотъемлемая часть нашей жизни как, например, места для инвалидов в метро или, скажем, ФСКН (бывший Госнаркоконтроль).
Чтобы не грузить вас перед Новым Годом тяжёлыми текстами, изложу свою позицию в виде коротких тезисов.
1. Работать рантье и получать деньги просто так — тяжёлый труд. Потерять деньги легко, сохранить — уже гораздо сложнее. Приумножить — совсем сложно.
Банки предназначены для сохранения, а не для приумножения денег. Когда вы кладёте деньги в банк, вы можете быть более-менее уверены, что их у вас не украдут из-под матраса. Однако надеяться, что деньги в банке вырастут, не менее наивно, чем надеяться, что холодильник серьёзно улучшит вкусовые качества продуктов.
2. Надёжная доходность в 20% годовых — это уже запредельно круто.
Я сейчас специально открыл Excel и подсчитал, что было бы, если бы какая-нибудь семья вложила в 1911-м году всего лишь одну тысячу долларов под 20% годовых.
Так вот. Сейчас эта семья имела бы на своём счету… 82 миллиарда долларов. То есть, в полтора раза больше, чем есть у самого богатого человека в мире — мексиканца Карлоса Слима Элу.
В 1911-м году тысяча долларов была очень у многих. Доллары того времени до сих пор в ходу: валюта в США за последние сто лет не изменилась. Тем не менее, подобные рантье в списке Форбс отсутствуют.
Почему?
Да потому что чем сильнее доходность опережает инфляцию, тем она рискованнее. И даже «скромные» двадцать процентов имеют своей обратной стороной запредельный риск.
( Collapse )