September 26th, 2010On this day in different years

Фото

Чаевые

Давайте, пожалуйста, обсудим, сколько кому надо давать чаевых в России. А то у меня вечно с этим проблемы. Я привык оставлять 10 рублей юноше на заправке Шелл, 20 рублей разносчику пиццы и ровно 10% от суммы счёта в кафе/ресторанах. Однако я не уверен, что это правильно.

Особенно приветствуются рассказы работников сферы обслуживания. Обижаетесь ли вы на большие/маленькие чаевые? Плюете ли вы в суп тем, кто чаевых по какой-то причине не оставляет? Как именно предпочитаете чаевые получать — прямо в руки или незаметно, через стол? Крысите ли вы чаевые от своих напарников?

Для затравки расскажу свою маленькую историю. В конце девяностых, когда я работал компьютерщиком по вызову, я брал с клиентов 300-500 рублей за визит. И некоторые клиенты мне тоже регулярно давали чаевые — накидывали сто-двести рублей сверху. При этом я совершенно нормально относился к тем, кто рассчитывался точно. А вот к тем, кто чаевые давал, я относился с некоторым подозрением — опыт подсказывал, что чаевые обычно дают клиенты сложные и нервные, склонные к безумным требованиям и неконтролируемым припадкам ярости.

Короче, давайте составим а-ля таблицу: сколько, кому и когда правильно давать чаевых: в ресторанах и в других местах. Сколько чаевых надо давать, например, кассиру в валютном обменнике? Какие чаевые надо давать сотруднику гаи, остановившему вас для проверки документов? Чаевые какого размера ждёт от вас классный руководитель после родительского собрания?

PS. На всякий случай, объясню, почему я считаю традицию чаевых правильной. Дело в том, что добиться качественного обслуживания «сверху», со стороны владельца ресторана, крайне сложно. Ни премии от выручки, ни развешанные по углам видеокамеры не смогут заставить официантов работать быстро и хорошо. А вот чаевые вполне могут мотивировать сотрудников быть улыбчивыми и радовать клиентов: ведь довольный клиент оставляет больше чаевых.

Таким образом, яростные противники чаевых просто не имеют опыта руководящей работы. И не понимают, что занудными проповедями в советском стиле можно добиться, максимум, советского сервиса. Для сервиса же капиталистического нужны или люди-роботы, типа японцев, или капиталистические методы, типа чаевых.

PPS. Опрос вставить не получилось из-за технических проблем в ЖЖ.