December 7th, 2009On this day in different years

Обезьяна

Страна Солнца

История — один из немногих школьных предметов, которые я посещал с удовольствием. Хорошего преподавателя истории можно сравнить с телевизором, по которому идёт какой-нибудь фильм про рыцарей с Высоцким или Боярским в главной роли. Смотришь и слушаешь с удовольствием, даже если уже знаком с материалом.

В частности, из уроков истории запомнился мне Чингисхан и его борьба с унынием. Если помните, я уже упоминал вскользь про это его начинание в посте "Анатомия слёз" (ссылка).

Фабула такова. Чингисхан, основав Монгольскую Империю, пришёл к решению заложить новый город под постоянную столицу своего государства. Этим новым городом стал знаменитый Каракорум, развалины которого можно найти сейчас примерно в четырёхстах километрах к западу от Улан-Батора.

Надо отметить, что на тот момент Чингисхан мог с полным основанием считать, что жизнь его удалась. Он победил чуть ли не всех врагов вокруг, и планировал новые завоевания. Тем сильнее его раздражали скорбные лица подданных, которые почему-то иногда не хотели улыбаться.

Тогда Чингисхан издал указ. Все горожане обязаны были радоваться и веселиться. Горожанина, которого уличали в плаче, наказывали. Вначале ему просто объясняли, что жизнь прекрасна и плакать не нужно. Если же горожанин попадался со слезами на щеках повторно... его казнили. Народным монгольским способом: ломали спину.

На какое-то время Каракорум стал настоящим Городом Солнца, как и хотел великий воин. Улица города освещало не только солнечные лучи, но и широкие улыбки счастливых подданных великого завоевателя. Позже, однако, Чингисхану доложили, что многие люди выходят по ночам за городскую стену и плачут там. Чингисхан как следует подумал... и отменил свой указ. Он решил, что делать людей счастливыми силой — плохая идея.

В чём была ошибка Чингисхана Есугеевича?

Дело в том, что Чингисхан во время своего визита в Индию не нашёл случая поинтересоваться у индусов, как им удаётся удерживать слонов на поводках. А ведь слон — не собака. Если слон захочет вырваться, его не смогут удержать на верёвке даже пятьдесят надсмотрщиков. Да и порвёт он тонкую верёвочку, как лось паутину.

Тем не менее, когда погонщику слона надо привязать животное, он просто втыкает в землю палку, закрепляет на ней верёвку, и слон спокойно стоит. Почему слон не может просто взять и уйти по своим делам, проигнорировав привязь?

Какое-то время назад я уже писал про это в посте про "Воспитанную беспомощность" (ссылка).

Весь секрет прячется в детстве маленьких слонов. Суровые индусы привязывают детёнышей слонов за толстую верёвку к прочному дереву. Маленький слон пытается вырваться день, пытается вырваться месяц... вырваться не получается. Рано или поздно слон осознаёт: верёвку ему не порвать. И, будучи животным умным, прекращает понапрасну растрачивать свою энергию. "Опытного" слона, прочувствовавшего мощь привязи, можно вести хоть на картонной бечёвке. Слон даже не будет пытаться ни убежать, ни вырваться. Он знает, что это не менее глупо чем, например, пытаться проломить копытом скалу.

Проще говоря, Чингисхан напрасно взялся за взрослых слонов. Надо было учить улыбаться маленьких монголов.

Теперь перенесёмся в двадцать первый век. Наша сестра по народу, украинка Оксана, имела неосторожность переселиться в Норвегию. У них аналогом постсоветских служб опеки является некий "Комитет по защите прав детей", организация довольно жестокая, чтобы не сказать грубее. Достаточно упомянуть, что у Комитета есть полномочия отбирать детей у родителей, и этим своим правом Комитет без колебаний пользуется. В Норвегии ежегодно отбирают у родителей примерно 400 детей.

Цифра, на первый взгляд, не выглядит чудовищной, даже если учесть, что всё население Норвегии — 4,5 миллиона человек. Для сравнения, те же 4,5 миллиона человек живут в моём родном Санкт-Петербурге. Но не будем забывать, что отбор детей — крайняя мера. Комитет лишает детей родителей только тогда, когда родители совсем не понимают намёков. Родители же, как правило, намёки понимают очень хорошо. Как говорил известный персонаж, от некоторых предложений нельзя отказаться.

Ладно, рассказываю дальше. У Оксаны отобрали двух из шестерых детей. (подробнее). Комитет поставил ей в вину сразу несколько прегрешений. Она учила трёхлетнего ребёнка алфавиту, лишая его тем самым детства. Она поручала старшим детям мелкую домашнюю работу, типа уборки в комнате и присмотра за младшими детьми. И, главное... Оксана не улыбалась.

В Норвегии принято улыбаться. А Оксана не улыбалась. Такая уж у нас, у диких русских, культура: мы считаем улыбку признаком радости, а вовсе не дежурным выражением лица. Вот работники детсада и сделали на Оксану донос в Комитет. Так и так: не улыбается.

Также недостаточно открытыми оказались и её дети. Полуторагодовалый сын Оксаны, например, не всегда смотрел в глаза взрослым, когда они с ним разговаривали...

В общем, белокурым норвежцам, я вижу, удалось успешно воплотить в жизнь мечту Чингисхана. Теперь в Норвегии улыбаются все. Всего-то и надо было: начать с детей. Которых, кстати, в Норвегии принято отдавать в детские сады с одного года. Можно, конечно, и позже, но если ты держишь ребёнка дома слишком долго, этим может заинтересоваться Комитет.

Детей, кстати, через пару месяцев, после суда, Оксане вернули. Над ней и её детьми установлен постоянный надзор. Оксана осознала свою вину, теперь она всегда улыбается и следит, чтобы её дети тоже всегда улыбались. Комитет шутить не любит: неизвестно, как всё повернётся после следующего доноса...

Много лет назад я смотрел фильм, в котором советский ветеран зло и пытливо спрашивал какого-то иностранца, не скандинав ли он. Тогда я сильно удивился: как же можно сравнивать тихих мирных скандинавов со свирепыми фашистами?

Позже, однако, я выяснил, что, например, Финляндия была в военном плане чуть ли не частью армии фашистской. Например, когда холодной зимой 1941-го немцам потребовалась зимняя форма, они просто полностью скопировали её у своих союзников финнов. Да и немецких офицеров в финской армии Маннергейма было чуть ли не 500 человек.

Общего, короче, у скандинавов и у фашистов было очень много. Просто Гитлер строил свою "единую нацию" в лоб, огнём и мечом, на поле боя и в печах концлагерей. Норвежцы же обеспечивают национальное единство другими, куда как более мягкими методами. И результат налицо: если из фашистской Германии люди разбегались как тараканы, то в современную Норвегию, наоборот, мечтают попасть.

Итог же один. Корпоративное государство, со всеми его достоинствами и недостатками.

Короче, антиутопия идёт во все поля. Сторонник Ювенальной Юстиции demon_d, поделился с нами в комментариях своими мечтами (ссылка):

"Недавно перечел 'Полдень 22 век' Ознакомился с понятием Технократия. Эта дискуссия о 'Большом Брате' подтолкнула меня на размышления.

Пожалуй мое мировоззрение технократическое. Скорее всего, я желаю наступления Технократического общества. Я, скорее всего, за ту силу которая внедряет Технократию. Похоже и ребёнка своего я воспитывал именно в технократических идеалах, сам того не подозревая. Если я правильно все понял из фильма Дух времени, то процесс идет именно на воплощение моего идеала жизни, описанного в Мире Полудня. Жаль, не доживу, но хочется верить".


Если кто не читал, суть мечты Братьев Стругацких заключается в следующем. На Земле XXII-й век. Государственный строй называется "Технократия", планетой правит ЗОГ. Всех детей в возрасте 5-6 лет отбирают у родителей и помещают в специальные детские дома. Дальше родители занимаются своими делами, детей же воспитывают Учителя. Причём воспитывают не по-дилетантски, как делали бы это родные мама и папа, а по науке. Высокоморальными и правильными членами общества.

Вообще, мне всё это напоминает мечты коммунистов начала двадцатого века. Семей нет, все трахаются как кролики, а детей после рождения сдают государству. Для многих, думаю, довольно заманчивая перспектива.

Тем же, кто пока как-то не готов растворяться в государстве и доверять воспитание своих детей Учителям с большой буквы "У", я рекомендую повнимательнее приглядеться к опыту Норвегии.

Мы с вами живём сейчас пусть среди дорог и дураков, но, по крайней мере, в довольно свободной стране. Конечно, хочется получать побольше денег, ходить по ровным чистым улицам, любоваться аккуратно подстриженными газонами и гордиться своими неподкупными мужественными полицаями.

Добрые дяди из разных международных организаций могут нам во всём этом помочь и подсказать, как внедрить в дикой России цивилизованные порядки.

Однако, коллеги, глядя на улыбчивые лица европейцев, не стоит забывать, чем именно рискуют откормленные домашние коты.