April 19th, 2009On this day in different years

Обезьяна

Косвенная речь

Update. Эта статья устарела. Свежая редакция статьи лежит вот здесь:

http://ruxpert.ru/Тексты:Косвенная_речь

=== Старая редакция статьи ===


Продолжим сегодня тему троллемахии — бесконечного сражения с троллями на просторах Интернета. Будем разбирать приём «косвенная речь».

Этот приём требует от тролля довольно высокого уровня мастерства, однако эффект от применения может превзойти все ожидания. Достаточно будет сказать, что не далее как несколько дней назад этот приём применили против меня, и я, увы, с размаху вляпался в ловушку.

В реальном диалоге приём выглядит примерно так.

Тролль: В России ежегодно на дорогах гибнет 30'000 человек. А ты тем временем предлагаешь легализовать пьянство за рулём.

Автомобилист: Что за глупости? Я ничего подобного не предлагал.

Тролль: Кто же предлагал? Александр Сергеевич Пушкин? Ты совершенно напрасно думаешь, что водитель, выпив двести грамм водки, может нормально управлять автомобилем. Да, согласен, с водкой в желудке водитель будет чувствовать себя уверенно, как Шумахер. Но вот реакция, например, у него будет крайне замедленная. Я не говорю уж о пьяной любви к лихачеству и езде по встречке.

Collapse )
Фото

Выбор роли

Трудный подросток Владимир Маяковский сравнивал театр с увеличительным стеклом, через которое зрители смотрят на настоящую жизнь. Я хочу вывернуть его сравнение наизнанку и сравнить настоящую жизнь с маленьким театром.

Сколько поколений школьных учителей цитируют детям великого англичанина: «Вся жизнь — театр, а люди в нём актёры»?

Но почему-то мало кто из педагогов предлагает детям задуматься над выбором своей роли. Наоборот. Лицедейство считается чем-то низким и недостойным. «Будь самим собой», «говори всегда правду» и «не стремись никем казаться» — классическая мудрость взрослых, обращённая к погрязшему в молодёжных субкультурах юношеству.

Психологи, в свою очередь, тоже используют слово «Сценарий» в качестве обозначения душевной болезни. «Сценарий неудачника», «Сценарий алкоголика», «Сценарий жертвы», «Сценарий самоубийцы» — вот обычный контекст этого слова.

Юмор ситуации заключается, однако, в том, что мы играем свою роль всегда, хотим мы того или нет. Пока мы живы, мы на сцене — и, следовательно, играем. Поэтому вопрос «играть или жить» не стоит — стоит вопрос «как играть».

Добавим конкретики.

Гриша приходит в МакДоналдс и выбирает себе роль Нувориша в Ресторане. Придирчиво выясняет на кассе рецептуру Роял Чизбургера, требует сделать для него кофе по какому-то особому рецепту и указывает девушке за кассой на столик, куда следует отнести заказ. Дальше, сидя за столиком, Гриша возмущается соседями и пластиковой посудой, пытается сделать дозаказ, подозвав «официанта», а заканчивает шоу тем, что оставляет под бумажным стаканом из-под кофе чаевые.

Покидает МакДоналдс Гриша огорчённым — на его взгляд, сервис в ресторане был отвратительным.


В чём ошибка Гриши?

В том, что он неправильно выбрал роль. Надо было выбрать роль Студента в ФастФуде и всё было бы нормально. А так получилось, что Гриша изображал принца Гамлета, тогда как все остальные разыгрывали историю мавра Отелло.

Ещё история.

Субботним днём Гриша начисто бреется, надевает свежую рубашку и едет на встречу с Галей, своей знакомой. Он выбирает роль Богатого Любовника. Гриша с Галей катаются по городу, смотрят кино, ужинают в ресторане и заглядывают на пару часов в казино — пошвырять разноцветные фишки на зелёное сукно. Часы бьют двенадцать, и Гриша намеревается отвезти Галю домой, продолжить вечер в более интимной обстановке.

Галя, однако… целует Гришу в щёчку и желает ему спокойной ночи. Гриша в ярости, а Галя мягко недоумевает.

С её точки зрения, за Гришей была закреплена роль Хорошего Друга, который получает удовольствие просто от общения с Галей, и потому согласился провести с Галей интересный день, не требуя ничего взамен.


Если смотреть в корень, большинство ситуаций, когда люди ведут себя «неправильно», имеют своей причиной одно — неверно выбранную нами роль. Жизнь — это таки командная игра. Поэтому, чтобы избежать ненужных разочарований, следует убедиться, что Ваши коллеги актёры согласны с Вашей ролью, и что финал пьесы Вас устраивает.