January 5th, 2009On this day in different years

Фото

Производственные придатки

Сколько стоили книги в Древнем Риме? Довольно дорого. Печатных станков тогда ещё не было, и книги переписывались вручную. Потом появились первые печатные станки, первые типографии, цифровая печать... Сейчас, в 2009-м году, если мы хотим прочесть книгу, нам даже не надо покупать её в бумажном виде. Скачал, загрузил в наладонник, сиди читай. Бесплатно. Ну, то есть, бумажные книги пока ещё живы, но сверхприбыльным издательский бизнес, прямо скажем, назвать нельзя.

Сколько стоили первые автомобили? Тоже как надо стоили. Потом появился Генри Форд со своим конвейером и удешевил автомобиль до двух годовых зарплат рабочего. Сейчас американский рабочий может купить новый автомобиль, гораздо более комфортный и мощный, чем тот Форд-Т, отработав менее трёх месяцев.

Однако, очевидно, и три месячных зарплаты за автомобиль — это сугубо временно. Скоро технологии дозреют.

Вы в курсе, например, что трёхмерные принтеры уже есть, и стоят всего несколько десятков тысяч долларов? Скачиваешь из Инета чертёж нужной тебе детальки, посылаешь на печать и р-р-раз — перед тобой лежит жёлтая крышечка бачка омывателя или какая-нибудь ещё запчасть автомобиля. Ещё вариант: кладёшь нужную тебе детальку в лоток, нажимаешь «Скопировать» и хоп — на выходе точная копия. Это не фантастика, кстати, это всё уже сейчас есть. Дизайнеры и проектировщики активно пользуются.

Двигатель, впрочем, на такой штуке пока не сделать. Техеологии ещё не дозрели. Сегодня, чтобы скопировать Тойоту Раф 4, китайцам нужно где-то раздобыть целый завод.

Но через каких-нибудь двадцать лет достаточно будет зайти в ближайший компьютерный клуб и протянуть девушке за стойкой флэшку с исходниками. Девушка нажмёт наманикюренным пальцем на кнопку, принтер запыхтит и...

Стоп. Маленькая проблема. Бумага для книги, ладно, недорого стоит. Пачка из 500 листов А4 — сто с мелочью рублей. А вот автомобиль весит под тонну, если не больше. Откуда люди будут брать металл, нефть, стекло и прочее сырьё для печати?

Ну, у нас, в России, проблем с сырьём не предвидится. А вот что будут делать через двадцать лет кое-какие зажравшиеся страны, которые сейчас презрительно называют Россию «сырьевым придатком»?

Update: я тоже (пока) предпочитаю бумажные книги. Хотя уже, скорее, по привычке, чем из-за удобства. Однако если книги будут стоить по нескольку тысяч рублей за штуку я буду читать с экрана. Однозначно.

Так и с автомобилями. Несомненно, "настоящие" автомобили, сделанные вручную на заводах и в мастерских, тоже останутся. Однако если встанет выбор — напечатанный автомобиль за тысячу долларов или оригинальный за двадцать тысяч... Ну, Вы поняли.

Update 2: Технологии, в отличие от ресурсов, несложно спиздить перенять. Во всяком случае, если речь идёт о технологиях производства обычных вещей, типа стиральных машин или автомобилей.
Фото

Мегаубежище

Не все знают, откуда растёт корень у ругательства «Массаракш».

Давным давно, ещё во времена СССР, одному из братьев Стругацких посчастливилось провести пару часов в обезьяннике. Ну, искали там какого-то хулигана, а писатель под описание подходил. Потом кто-то из родственников притаранил паспорт и фантаста, конечно же, отпустили.

Так вот. Вместе со Стругацким в обезьяннике коротал время сильно датый мужик, с коротко бритым черепом и синими от наколок руками. Мужик сидел на скамейке, уставившись в одну точку и тихо бормотал: «Массаракш! Массаракш! Массаракш!». Когда же заскрипел замок обезьянника и весёлый сержант открыл дверь, чтобы выпустить писателя-фантаста на свободу, мужик произнёс свой «Массаракш» неожиданно чётко. Полная версия ругательства звучала так: «Мусора! Кишки выпущу!».

Да. Посмотрел я, короче, этот фильм. Братья Стругацкие, конечно, интеллигенты с большой буквы. У них в книге всё как в жизни: и тоталитарный режим, и Неизвестные Отцы, и зомбирующие башни. У нас, в Петербурге, кстати, тоже есть такая зомбирующая башня, на улице Чапыгина. И куча маленьких зомбобашен, замаскированных под вышки сотовой связи. Всё точно братья пишут.

А вот Бондарчук, наоборот, изрядно поглумился. Несгибаемые борцы с режимом, высокоморальные интеллигенты правозащитники, получились у него какими-то убогими выродками. Бравые же бойцы императорской гвардии, наоборот, я уверен, вызовут у любого нормального подростка жгучее желание присоединиться. Если уж выбирать себе дело по душе, то или в гвардию или в «сыновья». Но всяко не к этим злобным припадочным уродам, которые спят и видят, как бы кого-нибудь убить. Кстати, Вы обратили внимание, что главный гвардеец, забрав Максима на рудники, его соучастников не покарал? Гай был всего лишь понижен в звании, а девушку Раду так и вообще не тронули. Это гвардейцам плюс.

Когда мы с женой выходили из кинозала, два пузатых мужика впереди нас бурно обсуждали сладкую внешность Максима и Гая. Типа, «что за гомогламур в фильме по святым книгам». Отстали, имхо, от жизни товарищи. Сейчас вполне «быть можно дельным человеком и думать о красе ногтей».

Ладно. Пост не об этом. Пост о Швейцарии.

Вы, конечно же, в курсе, что Швецария вот уже Б-г знает сколько времени как не участвовала в войнах? И в Первую Мировую Швейцария сохраняла нейтралитет. И во время Второй Мировой никто не покушался на её независимость. Репутация — такое дело, чужую репутацию танками не отберёшь. Поэтому, наверное, даже в Третьей Мировой Войне Швейцария будет выполнять привычную роль мирной площадки для переговоров.

Вот только как быть маленькой альпийской стране с атомными бомбами? С радиацией? С ядерной зимой? Куда прятать восемь миллионов швейцарцев?

У меня есть одна версия. Намекну:

«Идея проекта Большого Адронного Коллайдера родилась в 1984 году и была официально одобрена десятью годами позже. Его строительство началось в 2001 году, после окончания работы предыдущего ускорителя — Большого электрон-позитронного коллайдера. Ускоритель расположен в том же туннеле, который прежде занимал Большой электрон-позитронный коллайдер. Туннель с длиной окружности 26,7 км проложен на глубине около ста метров под землёй на территории Франции и Швейцарии».