Производственные придатки
Сколько стоили книги в Древнем Риме? Довольно дорого. Печатных станков тогда ещё не было, и книги переписывались вручную. Потом появились первые печатные станки, первые типографии, цифровая печать... Сейчас, в 2009-м году, если мы хотим прочесть книгу, нам даже не надо покупать её в бумажном виде. Скачал, загрузил в наладонник, сиди читай. Бесплатно. Ну, то есть, бумажные книги пока ещё живы, но сверхприбыльным издательский бизнес, прямо скажем, назвать нельзя.
Сколько стоили первые автомобили? Тоже как надо стоили. Потом появился Генри Форд со своим конвейером и удешевил автомобиль до двух годовых зарплат рабочего. Сейчас американский рабочий может купить новый автомобиль, гораздо более комфортный и мощный, чем тот Форд-Т, отработав менее трёх месяцев.
Однако, очевидно, и три месячных зарплаты за автомобиль — это сугубо временно. Скоро технологии дозреют.
Вы в курсе, например, что трёхмерные принтеры уже есть, и стоят всего несколько десятков тысяч долларов? Скачиваешь из Инета чертёж нужной тебе детальки, посылаешь на печать и р-р-раз — перед тобой лежит жёлтая крышечка бачка омывателя или какая-нибудь ещё запчасть автомобиля. Ещё вариант: кладёшь нужную тебе детальку в лоток, нажимаешь «Скопировать» и хоп — на выходе точная копия. Это не фантастика, кстати, это всё уже сейчас есть. Дизайнеры и проектировщики активно пользуются.
Двигатель, впрочем, на такой штуке пока не сделать. Техеологии ещё не дозрели. Сегодня, чтобы скопировать Тойоту Раф 4, китайцам нужно где-то раздобыть целый завод.
Но через каких-нибудь двадцать лет достаточно будет зайти в ближайший компьютерный клуб и протянуть девушке за стойкой флэшку с исходниками. Девушка нажмёт наманикюренным пальцем на кнопку, принтер запыхтит и...
Стоп. Маленькая проблема. Бумага для книги, ладно, недорого стоит. Пачка из 500 листов А4 — сто с мелочью рублей. А вот автомобиль весит под тонну, если не больше. Откуда люди будут брать металл, нефть, стекло и прочее сырьё для печати?
Ну, у нас, в России, проблем с сырьём не предвидится. А вот что будут делать через двадцать лет кое-какие зажравшиеся страны, которые сейчас презрительно называют Россию «сырьевым придатком»?
Update: я тоже (пока) предпочитаю бумажные книги. Хотя уже, скорее, по привычке, чем из-за удобства. Однако если книги будут стоить по нескольку тысяч рублей за штуку я буду читать с экрана. Однозначно.
Так и с автомобилями. Несомненно, "настоящие" автомобили, сделанные вручную на заводах и в мастерских, тоже останутся. Однако если встанет выбор — напечатанный автомобиль за тысячу долларов или оригинальный за двадцать тысяч... Ну, Вы поняли.
Update 2: Технологии, в отличие от ресурсов, несложноспиздить перенять. Во всяком случае, если речь идёт о технологиях производства обычных вещей, типа стиральных машин или автомобилей.
Сколько стоили первые автомобили? Тоже как надо стоили. Потом появился Генри Форд со своим конвейером и удешевил автомобиль до двух годовых зарплат рабочего. Сейчас американский рабочий может купить новый автомобиль, гораздо более комфортный и мощный, чем тот Форд-Т, отработав менее трёх месяцев.
Однако, очевидно, и три месячных зарплаты за автомобиль — это сугубо временно. Скоро технологии дозреют.
Вы в курсе, например, что трёхмерные принтеры уже есть, и стоят всего несколько десятков тысяч долларов? Скачиваешь из Инета чертёж нужной тебе детальки, посылаешь на печать и р-р-раз — перед тобой лежит жёлтая крышечка бачка омывателя или какая-нибудь ещё запчасть автомобиля. Ещё вариант: кладёшь нужную тебе детальку в лоток, нажимаешь «Скопировать» и хоп — на выходе точная копия. Это не фантастика, кстати, это всё уже сейчас есть. Дизайнеры и проектировщики активно пользуются.
Двигатель, впрочем, на такой штуке пока не сделать. Техеологии ещё не дозрели. Сегодня, чтобы скопировать Тойоту Раф 4, китайцам нужно где-то раздобыть целый завод.
Но через каких-нибудь двадцать лет достаточно будет зайти в ближайший компьютерный клуб и протянуть девушке за стойкой флэшку с исходниками. Девушка нажмёт наманикюренным пальцем на кнопку, принтер запыхтит и...
Стоп. Маленькая проблема. Бумага для книги, ладно, недорого стоит. Пачка из 500 листов А4 — сто с мелочью рублей. А вот автомобиль весит под тонну, если не больше. Откуда люди будут брать металл, нефть, стекло и прочее сырьё для печати?
Ну, у нас, в России, проблем с сырьём не предвидится. А вот что будут делать через двадцать лет кое-какие зажравшиеся страны, которые сейчас презрительно называют Россию «сырьевым придатком»?
Update: я тоже (пока) предпочитаю бумажные книги. Хотя уже, скорее, по привычке, чем из-за удобства. Однако если книги будут стоить по нескольку тысяч рублей за штуку я буду читать с экрана. Однозначно.
Так и с автомобилями. Несомненно, "настоящие" автомобили, сделанные вручную на заводах и в мастерских, тоже останутся. Однако если встанет выбор — напечатанный автомобиль за тысячу долларов или оригинальный за двадцать тысяч... Ну, Вы поняли.
Update 2: Технологии, в отличие от ресурсов, несложно