November 17th, 2008On this day in different years

Обезьяна

Основы философии ответственности. Правило 32. Мечты важнее будущего

Вернуться к списку сорока правил

Правило 32. Мечты важнее будущего

Когда мы решаем, как нам поступить прямо сейчас, будущее не имеет для нас никакого значения. Имеют значение только наши мечты о будущем. Когда мы делаем выбор, мы сравниваем не будущее с будущим, мы сравниваем мечту с мечтой.

Это позволяет нам заглядывать далеко вперёд: даже за дату собственной смерти.

В-32-1: Для взрослого имеют значение только его желания. Следовательно, взрослому должно быть безразлично, что он оставит после себя

О: Это не вполне так. С одной стороны, определённая толстокожесть взрослым, несомненно, присуща. Довольно тяжело расстраиваться из-за «слезинки ребёнка», когда ясно понимаешь, что плачущих детей в мире — около одного миллиарда, и практически весь этот миллиард тебе совершенно незнаком.

Вместе с тем, взрослые не склонны к броскам на амбразуру и прочим самоубийственным подвигам. Высшие интересы для взрослого — это его собственные интересы. Да и подвиги, как бы ни почитали в народе павших героев, скорее эффектны, чем эффективны.

Однако в корне неверно утверждать, будто для взрослого не существует никакого будущего «после смерти».

Представим себе взрослого, который переводит взгляд с фортепиано на компьютер и выбирает: сделать важное неприятное дело, или спокойно помузицировать.

Что взвешивает взрослый на воображаемых весах в голове? Будущее и настоящее?

Как бы не так! Взрослый сравнивает две мечты. Мечту про музыку и мечту про важное дело. И если взрослому больше нравится мечта про завтрашнее завершение важного дела, именно важным делом он и займётся.

Но кто мешает взрослому добавить к сравнению и мечту о том, что будет, скажем, через сто лет? Пусть через сто лет взрослого и не будет в живых, однако мысль об этом будущем ползает в его мозгу прямо сейчас. И эта мысль вполне может конкурировать с мыслью о следующей неделе.

Можем ведь мы заплатить какие-то деньги за книжку о Кубе, даже если уверены, что никогда туда не полетим?

Ссылки:

Смерть героя. http://fritzmorgen.livejournal.com/8080.html
Удовольствия после смерти. http://fritzmorgen.livejournal.com/83793.html

В-32-2: Какое значение тогда для взрослого имеет смерть?

О: Своей смерти для взрослого не существует. Если я жив, я жив. Если же я умер — я ничего не чувствую. Получается, что у человека нет возможности пощупать свою собственную смерть. Взрослый может только размышлять о своей смерти. И сравнивать мечты: мечты, где он жив, и мечты, где он мёртв.

Смерть же других людей, увы, вполне реальна. Это утрата. Потерять человека иногда не менее больно, чем потерять какую-нибудь важную часть своего тела.

В-32-3: Зачем мечтать? Почему взрослый не живёт настоящим?

О: Потому что мечты находятся в настоящем. Они вполне реальны.

Надо понимать, что никакого реального мира для нас не существует. Для нас существуют только наши чувства, такие как голод, наслаждение или страх.

Когда я держу в руке кирпич, на самом деле я его только воображаю. Реально существуют для меня тяжесть от кирпича в правой руке, запах от кирпича в носу и изображение кирпича в участке мозга, отвечающем за зрение. Не менее реальны и моя радость от покупки тонны кирпича, и моё горе от расставания с деньгами. В этой же толпе реальных чувств стоят и мои мечты о постройке дома.

А где же сам кирпич?

Его нет. Есть только мои мысли о нём.

В-32-4: Верят ли адепты философии ответственности в загробную жизнь?

О: Мне по душе традиционная точка зрения: я полагаю, что людей после смерти ожидает полный покой неодушевлённого предмета — безо всяких радостей и горестей, как во сне без сновидений.

В-32-5: Мечты о прошлом, получается, тоже реальны?

О: Мечты о прошлом называются «воспоминания». Они тоже вполне реальны.

Разница между мечтами и воспоминаниями заключается только в том, что воспоминания даются «какие есть», а мечты мы можем выбирать себе самостоятельно.