Основы философии ответственности. Правило 32. Мечты важнее будущего
Вернуться к списку сорока правил
Правило 32. Мечты важнее будущего
Когда мы решаем, как нам поступить прямо сейчас, будущее не имеет для нас никакого значения. Имеют значение только наши мечты о будущем. Когда мы делаем выбор, мы сравниваем не будущее с будущим, мы сравниваем мечту с мечтой.
Это позволяет нам заглядывать далеко вперёд: даже за дату собственной смерти.
В-32-1: Для взрослого имеют значение только его желания. Следовательно, взрослому должно быть безразлично, что он оставит после себя
О: Это не вполне так. С одной стороны, определённая толстокожесть взрослым, несомненно, присуща. Довольно тяжело расстраиваться из-за «слезинки ребёнка», когда ясно понимаешь, что плачущих детей в мире — около одного миллиарда, и практически весь этот миллиард тебе совершенно незнаком.
Вместе с тем, взрослые не склонны к броскам на амбразуру и прочим самоубийственным подвигам. Высшие интересы для взрослого — это его собственные интересы. Да и подвиги, как бы ни почитали в народе павших героев, скорее эффектны, чем эффективны.
Однако в корне неверно утверждать, будто для взрослого не существует никакого будущего «после смерти».
Представим себе взрослого, который переводит взгляд с фортепиано на компьютер и выбирает: сделать важное неприятное дело, или спокойно помузицировать.
Что взвешивает взрослый на воображаемых весах в голове? Будущее и настоящее?
Как бы не так! Взрослый сравнивает две мечты. Мечту про музыку и мечту про важное дело. И если взрослому больше нравится мечта про завтрашнее завершение важного дела, именно важным делом он и займётся.
Но кто мешает взрослому добавить к сравнению и мечту о том, что будет, скажем, через сто лет? Пусть через сто лет взрослого и не будет в живых, однако мысль об этом будущем ползает в его мозгу прямо сейчас. И эта мысль вполне может конкурировать с мыслью о следующей неделе.
Можем ведь мы заплатить какие-то деньги за книжку о Кубе, даже если уверены, что никогда туда не полетим?
Ссылки:
Смерть героя. http://fritzmorgen.livejournal.com/8080.html
Удовольствия после смерти. http://fritzmorgen.livejournal.com/83793.html
В-32-2: Какое значение тогда для взрослого имеет смерть?
О: Своей смерти для взрослого не существует. Если я жив, я жив. Если же я умер — я ничего не чувствую. Получается, что у человека нет возможности пощупать свою собственную смерть. Взрослый может только размышлять о своей смерти. И сравнивать мечты: мечты, где он жив, и мечты, где он мёртв.
Смерть же других людей, увы, вполне реальна. Это утрата. Потерять человека иногда не менее больно, чем потерять какую-нибудь важную часть своего тела.
В-32-3: Зачем мечтать? Почему взрослый не живёт настоящим?
О: Потому что мечты находятся в настоящем. Они вполне реальны.
Надо понимать, что никакого реального мира для нас не существует. Для нас существуют только наши чувства, такие как голод, наслаждение или страх.
Когда я держу в руке кирпич, на самом деле я его только воображаю. Реально существуют для меня тяжесть от кирпича в правой руке, запах от кирпича в носу и изображение кирпича в участке мозга, отвечающем за зрение. Не менее реальны и моя радость от покупки тонны кирпича, и моё горе от расставания с деньгами. В этой же толпе реальных чувств стоят и мои мечты о постройке дома.
А где же сам кирпич?
Его нет. Есть только мои мысли о нём.
В-32-4: Верят ли адепты философии ответственности в загробную жизнь?
О: Мне по душе традиционная точка зрения: я полагаю, что людей после смерти ожидает полный покой неодушевлённого предмета — безо всяких радостей и горестей, как во сне без сновидений.
В-32-5: Мечты о прошлом, получается, тоже реальны?
О: Мечты о прошлом называются «воспоминания». Они тоже вполне реальны.
Разница между мечтами и воспоминаниями заключается только в том, что воспоминания даются «какие есть», а мечты мы можем выбирать себе самостоятельно.
Правило 32. Мечты важнее будущего
Когда мы решаем, как нам поступить прямо сейчас, будущее не имеет для нас никакого значения. Имеют значение только наши мечты о будущем. Когда мы делаем выбор, мы сравниваем не будущее с будущим, мы сравниваем мечту с мечтой.
Это позволяет нам заглядывать далеко вперёд: даже за дату собственной смерти.
В-32-1: Для взрослого имеют значение только его желания. Следовательно, взрослому должно быть безразлично, что он оставит после себя
О: Это не вполне так. С одной стороны, определённая толстокожесть взрослым, несомненно, присуща. Довольно тяжело расстраиваться из-за «слезинки ребёнка», когда ясно понимаешь, что плачущих детей в мире — около одного миллиарда, и практически весь этот миллиард тебе совершенно незнаком.
Вместе с тем, взрослые не склонны к броскам на амбразуру и прочим самоубийственным подвигам. Высшие интересы для взрослого — это его собственные интересы. Да и подвиги, как бы ни почитали в народе павших героев, скорее эффектны, чем эффективны.
Однако в корне неверно утверждать, будто для взрослого не существует никакого будущего «после смерти».
Представим себе взрослого, который переводит взгляд с фортепиано на компьютер и выбирает: сделать важное неприятное дело, или спокойно помузицировать.
Что взвешивает взрослый на воображаемых весах в голове? Будущее и настоящее?
Как бы не так! Взрослый сравнивает две мечты. Мечту про музыку и мечту про важное дело. И если взрослому больше нравится мечта про завтрашнее завершение важного дела, именно важным делом он и займётся.
Но кто мешает взрослому добавить к сравнению и мечту о том, что будет, скажем, через сто лет? Пусть через сто лет взрослого и не будет в живых, однако мысль об этом будущем ползает в его мозгу прямо сейчас. И эта мысль вполне может конкурировать с мыслью о следующей неделе.
Можем ведь мы заплатить какие-то деньги за книжку о Кубе, даже если уверены, что никогда туда не полетим?
Ссылки:
Смерть героя. http://fritzmorgen.livejournal.com/8080.html
Удовольствия после смерти. http://fritzmorgen.livejournal.com/83793.html
В-32-2: Какое значение тогда для взрослого имеет смерть?
О: Своей смерти для взрослого не существует. Если я жив, я жив. Если же я умер — я ничего не чувствую. Получается, что у человека нет возможности пощупать свою собственную смерть. Взрослый может только размышлять о своей смерти. И сравнивать мечты: мечты, где он жив, и мечты, где он мёртв.
Смерть же других людей, увы, вполне реальна. Это утрата. Потерять человека иногда не менее больно, чем потерять какую-нибудь важную часть своего тела.
В-32-3: Зачем мечтать? Почему взрослый не живёт настоящим?
О: Потому что мечты находятся в настоящем. Они вполне реальны.
Надо понимать, что никакого реального мира для нас не существует. Для нас существуют только наши чувства, такие как голод, наслаждение или страх.
Когда я держу в руке кирпич, на самом деле я его только воображаю. Реально существуют для меня тяжесть от кирпича в правой руке, запах от кирпича в носу и изображение кирпича в участке мозга, отвечающем за зрение. Не менее реальны и моя радость от покупки тонны кирпича, и моё горе от расставания с деньгами. В этой же толпе реальных чувств стоят и мои мечты о постройке дома.
А где же сам кирпич?
Его нет. Есть только мои мысли о нём.
В-32-4: Верят ли адепты философии ответственности в загробную жизнь?
О: Мне по душе традиционная точка зрения: я полагаю, что людей после смерти ожидает полный покой неодушевлённого предмета — безо всяких радостей и горестей, как во сне без сновидений.
В-32-5: Мечты о прошлом, получается, тоже реальны?
О: Мечты о прошлом называются «воспоминания». Они тоже вполне реальны.
Разница между мечтами и воспоминаниями заключается только в том, что воспоминания даются «какие есть», а мечты мы можем выбирать себе самостоятельно.