June 15th, 2008On this day in different years

Фото

Наш Автопром

Один непутёвый должник расплатился вчера с моим товарищем Ладой Калиной — жемчужиной российского автомобилестроения. Мы из любопытства устроили мини-тест-драйв, понарезали полчасика на Калине круги по городу.

Впечатление от машинки у меня скорее положительное. Подвеска отрабатывает ямы отлично (клиренс, кстати, 18.5 см), салон фантастически просторный спереди, управление приемлемое. Электроусилитель руля, конечно, глушит связь с дорогой, зато руль можно полностью вывернуть в одно касание руки — за долю секунды. Короче, ездить можно. Особенно если задача — перемещать свою тушу с места на место в относительном комфорте, а не получать удовольствие от езды.

С «иномарками», конечно, сравнения никакого нет. Иномарки на порядок лучше по всем параметрам, кроме салона и мягкости подвески. Даже сравнивать смешно. Однако что из этого следует?

Как правило, из этого факта — «иномарки лучше» — делают вывод, что что Российский Автопром «обречён»:

Посылка 1. Конструкция у автомобилей устаревшая, дизайн убогий, а исполнение — низкокачественное.
Посылка 2. За деньги, которые просят за новую Ладу Калину, можно купить подержанную иномарку в отличном состоянии.
Посылка 3. Резкого улучшения качества в обозримом будущем ждать не стоит.

Вывод. Российский Автопром обречён на неминуемую гибель.


Невольно возникает вопрос — а почему же тогда «гибнущий» АвтоВАЗ от года к году наращивает объёмы продаж и регулярно поднимает цены? Может быть не всё так плохо?

Проведу аналогию.

Слабоалкогольные коктейли в жестяных баночках несомненно вредны для здоровья, а стоят гораздо дороже чая или кваса. Почему же выпускающие их заводы не разоряются массово?

Да потому что желания потребителей вовсе не сводятся к деньгам и качеству.

Когда человек покупает Ладу Калину, он покупает автомобиль:

а) Новый. Для большинства людей очень важно быть первыми. б) Ремонтопригодный и дешёвый в обслуживании. Люди любят предсказуемость.

Имеем просто гигантскую рыночную нишу — покупающие только новьё консерваторы, ограниченные в деньгах.

Да и инерцию рынка не нужно сбрасывать со счетов. Вот, представим себе, что у меня резко кончились деньги. Осталось на машину впритык тысяч десять долларов. И, допустим, я хочу именно новьё. Что я куплю?

Ответ. Я пойду и куплю себе пятнадцатую (ВАЗ 2115). Потому что я её знаю, я на ней ездил, я хорошо понимаю, чего от неё ждать. А другие машины — может быть в десять раз лучше. Но у меня вот ноль желания проверять.

Примерно так рассуждает огромная масса людей. И в ближайшие годы все эти люди никуда не денутся. Следовательно, клиенты у АвтоВАЗа будут.

Есть, конечно, маленькая проблема с Рено Логан. Ну, Вы, наверное, в курсе. Стоит Рено Логан примерно столько же, сколько и новая Лада, а качество у неё уже западное. Для покупателя, хорошо знакомого с обеими машинами, выбор будет очевиден — Рено Логан.

Что собирается делать с этим конкурентом АвтоВАЗ?

Оказывается, АвтоВАЗ уже успел снюхаться с Рено. Вот что говорит Карлос Бичара Гон, директор Рено:

«В этих целях (вывод АвтоВАЗа в лидеры автопрома) мы будем вести взаимовыгодный обмен идеями, технологиями, инженерными наработками, сотрудничать в области маркетинга и развития модельного ряда под брендом Lada».

Перевожу на русский: АвтоВАЗ и Рено — это теперь один холдинг. Так как концерн Рено недавно купил 25% акций АвтоВАЗа за миллиард с мелочью долларов. Следовательно, уж как-нибудь Рено и АвтоВаз договорятся по поводу внутренней конкуренции.

Подвожу итог. Перспективы у АвтоВАЗа сейчас, имхо, весьма неплохие. Пророчества его скорой гибели основаны на незнании основ бизнеса: успех фирмы зависит не только от качества и цены товара, но и от огромного количества других факторов.

PS: Это послепослезавтрашний пост, от 15 июня. Следующий будет только 16-го.