Воспитание сотрудников
Раз уж мы начали говорить про ошибки бизнесменов, большим грехом будет не упомянуть про воспитание сотрудников.
Многие бизнесмены и руководители думают так: «Пупкин работает херово. Выебу-ка я ему мозг, замотивирую, обучу, усовещу, и будет у меня супер-работник». И начинают мучать бедного Пупкина.
Требуют, чтобы он не шарился во время работы по порносайтам. Заставляют приходить на работу с первыми лучами солнца, в 9-00. Следят за его одеждой и внимательно смотрят ежедневно ли моет Пупкин волосы на своей голове.
Цель у всего этого одна провести своего рода «тюнинг» Пупкина. Сделать из ленивого и неотёсанного увальня гибрид Григория Перельмана и Алексея Стаханова.
Так вот. Казалось бы что тут не так? Разве не разумно бизнесмену делать «вложения в кадры»? Обучать, воспитывать и наставлять на путь истинный сородичей своих меньших, чтобы они лучше и старательнее на него работали?
По моему глубокому убеждению пытаться сделать «тюнинг» сотрудников это как делать из жигулей мерседес. Знаете, есть ведь фанатики, которые вкладывают в свои жигули немерянно денег и превращают их в реально качественные и быстрые машины. Вот только даже этим фанатикам понятно, что за половину вложенных в тюнинг денег они могли бы купить новенькую иномарку. Технические характеристики которой, кстати, были бы даже лучше, чем у проапгрейженных жигулей.
Так и с сотрудниками. Да, можно сделать из Василия Пупкина Алексея Стаханова. Но, очень дорого и безо всяких гарантий успеха. Куда как дешевле Пупкина уволить, а Стаханова нанять. Уж больно люди сложные изделия, чтобы улучшать их вне специализированных мастерских.
Проведу сравнение. Представьте себе, что Вы купили себе телевизор. Прошло время, телевизор Вас больше не устраивает. Экран маленький. Как будете улучшать? Смастерите увеличительную линзу и прихерачите её перед телевизором? Или найдёте на помойке большой кинескоп и попытаетесь аккуратно припаять на место старого?
Смею предполагать, что Вы поступите иначе. Старый телевизор выбросите, а новый купите. Так как телевизор прибор технически сложный, и с помощью отвёртки и молотка его не улучшить.
Так почему же многие думают, будто живые люди устроены проще телевизора?
Ни разу живые люди не проще. И обычной любительской мозгоёблей их изменить невозможно. Максимум разозлить и побудить искать другую работу.
Кстати, даже Чичваркин (владелец Евросети) придерживается такого же мнения. Цитирую по памяти: «Если продавец пахнет, не нужно учить его мыться. Нужно его увольнять. У нас салон мобильной связи, а не салон красоты».
Ровно такое же мнение и у меня. Если сотрудник Вас не устраивает, у Вас есть два реальных варианта смириться с его недостатками или уволить его. Третий же вариант, вариант «исправить недостатки сотрудника» это только для Матери Терезы и её последователей.
Поясню на примере опозданий. Допустим, некоторые Ваши сотрудники регулярно опаздывают. Как можно с этим бороться?
Вариант первый: смириться с тем фактом, что некоторые сотрудники склонны к опозданиям. То есть, либо банально игнорировать опоздания (пусть опаздывают), либо приходить каждый день на работу лично и злобно кричать на опаздывающих, делая опоздания малокомфортными. При этом надо понимать, что если Вы уедете в отпуск, то опоздания тут же возобновятся.
Вариант второй: увольнять всех опаздывающих. Через какое-то время Вам удастся сформировать коллектив из людей, которые приходят вовремя. Тоже рабочий вариант, хотя и довольно дорогой.
Вариант третий: поговорить с опаздывающими, и объяснить им, что своими опозданиями они вредят сами себе. Ну, Вы уже поняли, что я думаю по поводу реальной применимости этого варианта. Полагаю, что даже крупной конторе, а-ля-Микрософт, с развитым штатом психологов и специльными тренинговыми программами, будет очень и очень непросто хотя бы немного изменить своих пациентов.
Подведу итог. Нужно быть крайне самонадеянным, чтобы полагать, будто сил неспециалиста хватит на то, чтобы «вправить» подчинённым мозги. Поэтому разумная тактика не лезть подчинённым в душу и не пытаться их воспитывать, а принимать сотрудников такими, какие они есть.
Многие бизнесмены и руководители думают так: «Пупкин работает херово. Выебу-ка я ему мозг, замотивирую, обучу, усовещу, и будет у меня супер-работник». И начинают мучать бедного Пупкина.
Требуют, чтобы он не шарился во время работы по порносайтам. Заставляют приходить на работу с первыми лучами солнца, в 9-00. Следят за его одеждой и внимательно смотрят ежедневно ли моет Пупкин волосы на своей голове.
Цель у всего этого одна провести своего рода «тюнинг» Пупкина. Сделать из ленивого и неотёсанного увальня гибрид Григория Перельмана и Алексея Стаханова.
Так вот. Казалось бы что тут не так? Разве не разумно бизнесмену делать «вложения в кадры»? Обучать, воспитывать и наставлять на путь истинный сородичей своих меньших, чтобы они лучше и старательнее на него работали?
По моему глубокому убеждению пытаться сделать «тюнинг» сотрудников это как делать из жигулей мерседес. Знаете, есть ведь фанатики, которые вкладывают в свои жигули немерянно денег и превращают их в реально качественные и быстрые машины. Вот только даже этим фанатикам понятно, что за половину вложенных в тюнинг денег они могли бы купить новенькую иномарку. Технические характеристики которой, кстати, были бы даже лучше, чем у проапгрейженных жигулей.
Так и с сотрудниками. Да, можно сделать из Василия Пупкина Алексея Стаханова. Но, очень дорого и безо всяких гарантий успеха. Куда как дешевле Пупкина уволить, а Стаханова нанять. Уж больно люди сложные изделия, чтобы улучшать их вне специализированных мастерских.
Проведу сравнение. Представьте себе, что Вы купили себе телевизор. Прошло время, телевизор Вас больше не устраивает. Экран маленький. Как будете улучшать? Смастерите увеличительную линзу и прихерачите её перед телевизором? Или найдёте на помойке большой кинескоп и попытаетесь аккуратно припаять на место старого?
Смею предполагать, что Вы поступите иначе. Старый телевизор выбросите, а новый купите. Так как телевизор прибор технически сложный, и с помощью отвёртки и молотка его не улучшить.
Так почему же многие думают, будто живые люди устроены проще телевизора?
Ни разу живые люди не проще. И обычной любительской мозгоёблей их изменить невозможно. Максимум разозлить и побудить искать другую работу.
Кстати, даже Чичваркин (владелец Евросети) придерживается такого же мнения. Цитирую по памяти: «Если продавец пахнет, не нужно учить его мыться. Нужно его увольнять. У нас салон мобильной связи, а не салон красоты».
Ровно такое же мнение и у меня. Если сотрудник Вас не устраивает, у Вас есть два реальных варианта смириться с его недостатками или уволить его. Третий же вариант, вариант «исправить недостатки сотрудника» это только для Матери Терезы и её последователей.
Поясню на примере опозданий. Допустим, некоторые Ваши сотрудники регулярно опаздывают. Как можно с этим бороться?
Вариант первый: смириться с тем фактом, что некоторые сотрудники склонны к опозданиям. То есть, либо банально игнорировать опоздания (пусть опаздывают), либо приходить каждый день на работу лично и злобно кричать на опаздывающих, делая опоздания малокомфортными. При этом надо понимать, что если Вы уедете в отпуск, то опоздания тут же возобновятся.
Вариант второй: увольнять всех опаздывающих. Через какое-то время Вам удастся сформировать коллектив из людей, которые приходят вовремя. Тоже рабочий вариант, хотя и довольно дорогой.
Вариант третий: поговорить с опаздывающими, и объяснить им, что своими опозданиями они вредят сами себе. Ну, Вы уже поняли, что я думаю по поводу реальной применимости этого варианта. Полагаю, что даже крупной конторе, а-ля-Микрософт, с развитым штатом психологов и специльными тренинговыми программами, будет очень и очень непросто хотя бы немного изменить своих пациентов.
Подведу итог. Нужно быть крайне самонадеянным, чтобы полагать, будто сил неспециалиста хватит на то, чтобы «вправить» подчинённым мозги. Поэтому разумная тактика не лезть подчинённым в душу и не пытаться их воспитывать, а принимать сотрудников такими, какие они есть.