Олег Макаренко (olegmakarenko.ru) wrote,
Олег Макаренко
olegmakarenko.ru

Categories:

«Высшее образование убивает Россию»



Публикую письмо постоянной читательницы, которая полагает, что высшее образование не только портит мозги студентам, делая их фактически глупее «неучей», но и подрывает демографию России. Я не согласен с некоторыми тезисами из письма, однако мы живём в свободной стране, и право на мнение есть у каждого. Публикую письмо без цензуры и без моих комментариев, чтобы вы могли поспорить или согласиться с оригиналом. Название поста — «высшее образование убивает Россию» — я также взял из письма.

Мне 35 лет, я программист, и моему первому ребёнку скоро исполнится 5 лет. Вряд ли я смогла бы позволить себе родить ребёнка раньше: когда мне было 25, у меня не было ни финансовой стабильности, ни уверенности в себе. До 23 лет я занималась своим образованием, которое, во-первых, никакого отношения к моей профессии не имело, во-вторых, не имело никакого отношения ни к какой профессии, если честно. Хотя дело было на достаточно престижном факультете одного из лучших вузов Новосибирска.

Я потратила семь лет своей жизни на полную ерунду. Если бы я в 17-18 лет начала работать программистом, я, скорее всего, уже к 23 годам была бы на том уровне, до которого я дошла только в тридцать, и мы с мужем могли бы себе позволить родить трёх-четырёх детей без особого проседания в уровне жизни. Если бы я просто рожала детей до 23 лет, мне бы пришлось какое-то время жить в бедности, но я бы начала свою карьеру с таким же багажом полезных знаний, как после вуза.

Сам по себе возраст рождения первого ребёнка очень важен для демографии: я родила свою дочь в тридцать, моя дочь тоже может родить своего первого ребёнка в тридцать, а то и позже. В этом случае в 2046 году меня появится первый внук. При этом если бы я родила своего первого ребёнка в двадцать, и моя дочь родила в двадцать, и её ребёнок в двадцать лет обзавёлся потомством, в 2046 году у меня был бы уже первый правнук. Это на 50% больше – а если детей несколько, то уже в разы больше.

Можно предположить, что я потеряла время, потому что училась не на программиста. Можно предположить, что техническое образование что-то даёт. Если честно, оно скорее что-то портит. Вот как это выглядит в моей профессии.

Во-первых, людям рассказывают, что они особенные, что у них особое мышление. Во-вторых, что это мышление делает их выше разного рода гуманитариев. В итоге многие из выпускников – конфликтные личности, которые не могут работать в команде, и которые органически не могут писать нормальную документацию, грамотно вести переписку с коллегами и создавать такой код, который будет легко читать и поддерживать другим.

Часто именно после вуза у людей возникает боязнь писать код. Им условный Иван Иванович из Бауманки рассказывал, что код должен быть «красивым», что часто значит: «неизвестно каким». Не читаемым, не расширяемым, не легко поддерживаем, не с минимальным количеством багов и потенциальных проблем, а красивым. И если нормальный программист может сказать: «Если я сделаю Х, это приведёт к таким-то проблемам, а если Y, проблем будет меньше, поэтому я выбираю Y», то фанат красивого кода может зависнуть на несколько дней, а иногда и недель, мучительно размышляя о том, почему ему приходится выполнять некрасивое решение Y, и вообще, о сути прекрасного. Один такой выпускник доказывал мне, что в коде не должно быть условных операторов вообще, потому что они некрасивые. Понятно, что лапшевидный код с кучей условных операторов – плохой код, его тяжело поддерживать, в нём плодятся баги. Но даже писать лапшевидный код не так страшно, как сидеть над задачей неделями, пытаясь понять, как избежать одного единственного условного оператора, который при этом абсолютно нормален и не склонен к размножению. Я знаю много людей, которые писали плохой код, осознали, к чему это приводит, всерьёз занялись изучением вопроса, и сейчас скорость и качество их работы вышли на небывалую высоту. Они стали профессионалами через набивание шишек, а не на лекциях, на которых говорили, что хороший программист имеет мышление хорошего программиста и пишет красивый код в силу своей природы.

Часто требования воображаемого Ивана Ивановича ценятся гораздо выше, чем требования бизнеса. Например, один преподаватель вуза, который работал удалённо на полставки, получил задачу: реализовать небольшое улучшение под одного конкретного очень важного клиента. Он реализовал её таким образом, что это коснулось всех десятков тысяч клиентов, и у каждого из них некоторые запросы замедлились на несколько секунд. Просто он считал (и этому учат), что нормализация – это красиво, а красота, ну, требует жертв.

Ещё в вузах заставляют учить наизусть очень важные вещи. Например, тот же студент, которые боролся с условными операторами, рассказывал, что его заставили выучить наизусть несколько десятков команд для командной строки Linux. Очень важное знание, инновационный подход, только есть один момент. Я вот точно помню, как перед зачётом заучивала химические формулы так, что у меня от зубов отскакивало. Ещё я помню слово «нуклеофил», и это, кажется, всё, что я теперь помню по этому предмету. Короче, я уверена, что к моменту написания этой статьи тот парень забыл всё, что учил тогда, а потом снова выучил то, что он действительно использует в работе.

А ещё в технических вузах учат математическому анализу. Как правило, учебники по предметам такого рода написаны настолько коряво и непоследовательно, что некоторые особо прилежные студенты учат куски текста наизусть, оказавшись не в силах понять, что имелось в виду. Матан забывается за ненадобностью, а вот уверенность в том, что хороший текст должен быть написан так, чтобы у читателя кровь пошла из глаз, чтобы он осознал всю свою никчёмность и принципиальную неспособность к познанию, вбивается на века. Как и презрение к нормально, ясно изложенной документации (понятность – это для дурачков, им только комиксы и читать).

Некоторые преподаватели ещё учат, что все девушки мечтают выйти замуж за какого-нибудь технаря, и что все девушки – дурочки с гуманитарным складом ума. Один мой коллега как-то пристал к дочери владельца крупной фирмы, в которой работал. Девушка — автогонщица, тогда уже была кандидатом в мастера спорта. Подкат был примерно таким: «Привет, глупая блондинка. Сейчас я расскажу тебе, как правильно пользоваться кофемашиной. Кстати, а ты умеешь варить борщ?». Многие технари очень одиноки.

У программистов редко встречается болезнь вида: «Я много лет учился для того, чтобы получать деньги на своей работе, а не для того, чтобы учиться ещё чему-то, тем более в нерабочее время». Зато, к сожалению, она часто встречается у врачей. Мне было тяжело найти хорошего врача, который бы вёл мою беременность, даже за деньги. Многие, например, назначают просто так, как витаминки, опасные препараты, которые в некоторых странах запрещены, а потом запрещают их отменять, потому что якобы после этого случится выкидыш. Рекомендации ВОЗ редко кто читает, как и редко кто-то интересуется результатами исследований эффективности того или другого лекарства. Врачи, кстати, на первом курсе изучают латынь и заучивают названия всех костей на латыни. Потом переходят к заучиванию других названий и формулировок. Я, в целом, понимаю, откуда у них такое отвращение к чтению.

В общем, после вуза многие работают хуже, чем если бы они эти пять лет ничего полезного для карьеры не делали, и гораздо хуже, чем если бы они всё это время работали по специальности.

Конечно, многие на западе начали свой путь к вершинам уже во время учёбы. Фейсбук, снэпчат, гугл, postgresql – всё это когда-то делали студенты. Я начинаю подозревать, что в лучших западных вузах студенты приличную часть времени скорее работают вместе с лучшими специалистами, чем «учатся» (и тем более, чем «учатся учиться», как принято у нас обозначать бессмысленный процесс зазубривания справочников наизусть). Однако начинать работать можно и вне стен элитного американского вуза.

Кстати, повальное высшее образование – это скорее плод советской бюрократии, чем советской тяги к знаниям. Если в дипломе написано, что человек инженер, значит, он инженер, и при этом безразлично, что этот человек на своём рабочем месте делает. Эта система, к сожалению, не работает. Например, вероятность того, что человек, у которого есть сертификат IELTS, говорит по-английски, значительно выше, чем аналогичная вероятность для человека, который изучал английский язык в языковом вузе и получил там красный диплом.

Получается, наше государство тратит триллионы рублей на поддержание в цветущем состоянии обширного букета болезней. Также оно изымает огромный процент работоспособного населения (до 80% в некоторые годы) на пять-шесть лет из экономики, а главное, обеспечивает себе стабильную убыль населения. Но если страна от этой порочной практики откажется, сторонники традиций начнут визжать, что «нас отупляют», «стране нужны солдаты, а не учёные», и так далее.

Насколько это плохо? Не знаю. Но думаю, что очень плохо. 1,6 рождений на женщину при растущем среднем возрасте рождения первого ребёнка – это тревожное состояние для демографии.



Напомню ещё раз: тот факт, что я опубликовал письмо, не означает, что я готов подписаться под каждым абзацем из письма.

Вот для контраста отрывок из впечатлений студента-индийца, который учится в России:

https://zen.yandex.ru/media/dotoshnyi_turist/chto-udivilo-studentaindusa-v-rossii-nam-daiut-a-my-ne-cenim-6069d07be0a09f14232a90c2

…для него показалось очень странным, что в России люди, получая одно образование, в большинстве случаев работают в другой сфере. С одной стороны – это хорошо, у людей есть выбор, никогда не поздно передумать.

С другой стороны, получается, что в них столько вложили, чтобы сделать их специалистами: денег за обучение (ведь если не они и их родители, то государство всё оплатило), сил. А они не оправдали доверие и напрасно растратили вложенные в них средства!


Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 403 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Все так. Проматывание ценного времени жизни впустую и с убытком для государства.
Если девочка не смогла определиться, чего она в жизни хочет — кто виноват?
Она почему-то программирование, по которому есть куча книг и материалов, вознамерилась экстраполировать на всё образование. Представляю себе инженера теплотехника или химика с её подходом.

Ивано Иванов

3 years ago

iv_an_ru

3 years ago

secatorhome

3 years ago

iv_an_ru

3 years ago

secatorhome

3 years ago

m_a_x_z

3 years ago

iv_an_ru

3 years ago

mujlan01

3 years ago

iv_an_ru

3 years ago

ctakan_divanych

3 years ago

iv_an_ru

3 years ago

ctakan_divanych

3 years ago

Получается, наше государство тратит триллионы рублей на поддержание в цветущем состоянии обширного букета болезней. Также оно изымает огромный процент работоспособного населения (до 80% в некоторые годы) на пять-шесть лет из экономики, а главное, обеспечивает себе стабильную убыль населения.

А что делать, высокоорганизованное общество — требует высокого уровня образования. И требует от людей все время дообразовываться. Поэтому студентам надо материально помогать, а не заставлять страдать от бедности и никчемности.
А вот феодальному обществу — образование вредно, а то так начнут сомневаться в божественности церкви и царя, как в РИ, вот этому там всегда боролись за ограничения образования для "кухаркиных детей".
Хорошо, что большевики, сражаясь с царизмом, тайно построили в Российской Империи 140 тысяч школ, в которых обучались 10 млн детей.

bulgat

3 years ago

Ивано Иванов

3 years ago

bulgat

3 years ago

olegmakarenko.ru

3 years ago

bulgat

3 years ago

olegmakarenko.ru

3 years ago

bulgat

3 years ago

ctakan_divanych

3 years ago

bulgat

3 years ago

ctakan_divanych

3 years ago

alex_garad

3 years ago

bulgat

3 years ago

alex_garad

3 years ago

bulgat

3 years ago

alex_garad

3 years ago

bulgat

3 years ago

alex_garad

3 years ago

bulgat

3 years ago

titigil_spgrv

3 years ago

Ивано Иванов

3 years ago

katmoor

3 years ago

vdesyatke2

3 years ago

katmoor

3 years ago

vdesyatke2

3 years ago

chronicrpg

3 years ago

bulgat

3 years ago

max_27

3 years ago

bulgat

3 years ago

Ивано Иванов

3 years ago

ctakan_divanych

3 years ago

dprokopenko

3 years ago

Dmitriy Kuzenev

3 years ago

Не в IT, а в реально технических применения (пром.контроллеры, протоколы связи, вот это всё) без матана на уровне ВУЗа получается эпичное говнокодие, даже через 20 лет работы с языками программирования. Потому что очень-очень многие вещи в инженерных применениях могут и должны быть округлены или описаны математически, а для этого нужно понимание матана.
И сто условных операторов в программе влияют на качество итоговой программы для ПЛК куда как меньше, чем плохая математика.
Грубо говоря — ты можешь как угодно круто писать программу, но без мат.анализа ты вряд ли поймёшь что такое shaper input и как его можно реализовать в железе. А без этого получается кран "Кировец", а не "либерер".
Это так, но практика показывает, что если студент сначала увидит «Либхерр», а потом будет учить мат. анализ, а не наоборот. См. «английская система образования vs. континентальная» :)

Deleted comment

Расскажите это Китаю ;)

Suspended comment

dprokopenko

3 years ago

Deleted comment

olegmakarenko.ru

3 years ago

stasrm

3 years ago

oceanology

3 years ago

cgbpol

3 years ago

oceanology

3 years ago

stalh

3 years ago

vdesyatke2

3 years ago

oceanology

3 years ago

real_loki

3 years ago

oceanology

3 years ago

ctakan_divanych

3 years ago

ctakan_divanych

3 years ago

vdesyatke2

3 years ago

Долой высшее образование, учителя-убийцы гнобят свободных креатиффных личностей!

Ну а пока последние новости:

РАН: количество ученых, уезжающих из России, выросло в пять раз с 2012 года

С 1990 года, когда Россия занимала первое место в мире по этому показателю, число исследователей уменьшилось с 992 тысяч до 348 тысяч. То есть на 65%, две трети мы потеряли за три десятилетия", - сказал Долгушкин.

Согласно целям нацпроекта «Наука», число ученых в России за три года должно было увеличиться на 35 тыс. человек. "Три года назад, РФ находилась еще на четвертом месте в мире по количеству исследователей. Сегодня она находится на шестом. За эти три года количество исследователей у нас уменьшилось на 30 тыс.

--------------

До чего прекрасную путинскую Россию Ленин со Сталиным довели, низабудим-нипрастим, надо ишо увеличить накал разоблачений советского рыжыма!
Ну, слушайте, это же РАН. Их уровень — это торсионные поля и лечение геморроя при помощи огурцов по методу доктора Попова. Вы бы ещё на Павла Глобу сослались.

drugman2013

3 years ago

olegmakarenko.ru

3 years ago

drugman2013

3 years ago

olegmakarenko.ru

3 years ago

drugman2013

3 years ago

frost_11

3 years ago

Катя Соловей

3 years ago

olegmakarenko.ru

3 years ago

drugman2013

3 years ago

buratino79

3 years ago

drugman2013

3 years ago

buratino79

3 years ago

drugman2013

3 years ago

buratino79

3 years ago

drugman2013

3 years ago

buratino79

3 years ago

drugman2013

3 years ago

ctakan_divanych

3 years ago

drugman2013

3 years ago

ctakan_divanych

3 years ago

drugman2013

3 years ago

ctakan_divanych

3 years ago

drugman2013

3 years ago

ctakan_divanych

3 years ago

drugman2013

3 years ago

ctakan_divanych

3 years ago

titigil_spgrv

3 years ago

buratino79

3 years ago

oceanology

3 years ago

buratino79

3 years ago

oceanology

3 years ago

ctakan_divanych

3 years ago

iv_an_ru

3 years ago

Если человек в 17 лет способен писать действительно приличный код, то прочитать программу ВУЗа по той специальности, на которой он собирается учиться, он тоже должен быть способен.
А в Новосибирске вообще жаловаться грех. Не хочешь 5 лет учиться в ВУЗе, поступай в Высший колледж информатики после 9-го класса. Сроки обучения: от 2 лет 10 месяцев до 3 лет 10 месяцев. Это самый старый колледж. Сейчас может и другие есть.
Мне в юности не повезло и я попал в армию. Мне было 24 года на тот момент и я вылетел из Универа. Я был из интеллигентной семьи с родителями-инженерами. В армии было много разных людей. И я очень удивился, насколько обычные средние люди отличаются от привычного мне круга. Там был сослуживец, который прочитал две книги. Букварь и вторую. До зеленой не дошел. Говорит, зачем мне читать? Там ничего интересного. Там был человек, старше 18, которому автомат лопату государство доверяет, и который в уме не может посчитать 9+2.
Это я к чему. ВО как раз и нужно для того, чтобы отделять тех, кто может работать программистом, от тех, кто не может. Программист — прикольная работа. Сиди в офисе и на кнопки нажимай. И представьте, что будет, если все школьники в 18 лет пойдут сразу работать программистами.
Странно, 9+2 не уметь сложить — плохо, а не владеть элементарной бытовой логикой — ок, типа "но я-то умный, не как эти".

iv_an_ru

3 years ago

Dmitriy Kuzenev

3 years ago

iv_an_ru

3 years ago

ctakan_divanych

3 years ago

stalh

3 years ago

ctakan_divanych

3 years ago

Deleted comment

Я вас возможно удивлю, но бОльшая часть программистов сейчас начинают работать ещё студентами. Это правило, а не исключение.
У меня две "вышки" и четверо детей. Так что пусть "постоянная читательница" пойдет и еще парочку ребенков заделает вместо того, чтобы дурацкие письма писать.
:)
давай третью вышку покупай для кучи.

rivervv

3 years ago

oceanology

3 years ago

rivervv

3 years ago

oceanology

3 years ago

rivervv

3 years ago

oceanology

3 years ago

rivervv

3 years ago

eovin1

3 years ago

rivervv

3 years ago

eovin1

3 years ago

rivervv

3 years ago

iv_an_ru

3 years ago

rivervv

3 years ago

Такое впечатление, что дама изливает какие-то личные переживания (возможно что-то было у неё не так с каким-то технарём). Потому что бОльшая часть того, что она пишет .... ну какбэ не вполне типично. Есть конечно программисты, стремящиеся создавать "нетленку" вместо работающего кода, но их мало, и они как правило нормальной карьеры не делают. Насчёт матана — это меня удивило. Ладно бы дама по поводу, например, тфкп высказалась (вправду мало кому нужна теорема Штурма-Лиувилля), но вообще-то представлять себе, что такое производная, интеграл, предел последовательности, экстремум функции — это реально полезно в т.ч. и в IT (разумеется если речь не о какой-нибудь простенькой примочке для сайта, а например о чём-то, что должно работать в условиях реального времени, так что может потребоваться собрать статистику производительности системы и проанализировать её). Раннее рождение ребёнка — как я представляю — очень сложно совместить с учёбой, тем более с учёбой, совмещённой с работой (что кстати является вполне типичным явлением сейчас — для программистов в особенности). Так что тут рассуждения тоже не вполне понятны: если дама полагает, что избавив её от необходимости учить матан, ей бы дали возможность рано родить ребёнка без ущерба для карьеры — боюсь, что она ошибается.
> что такое производная, интеграл, предел последовательности, экстремум функции

Это разве не 11-й класс сейчас?

vanitas_vanit

3 years ago

Deleted comment

olegmakarenko.ru

3 years ago

zviad_bigbachia

3 years ago

stalker_neo

3 years ago

Про демографию могу сказать, что не надо считать, что женщине нужно высшее образование для того, чтобы понять, что беременность разрушает женский организм, а роды и при современном уровне медицины опасны осложнениями. На демографию влияет не уровень образования а всего лишь сам доступ к контрацептивам. В городе традиции многодетности исчезают быстрее, на селе держаться чуть дольше, но тенденция ровно та же.

Когда я училась, на нашем факультете была девушка, которая к концу обучения, к 22-23 года, родила третьего ребенка. И она не решилась бы на это, если бы не была уверена в помощи бабушек-дедушек. Семья из нескольких поколений и так разрушается в условиях городской жизни, а увеличение пенсионного возраста не может не повлиять на увеличение возраста рождения первого ребенка. Считается, что женщина все равно успеет родить второго — но вот как насчет третьего четвертого???
какие проблемы ? просто всё сдвигается на поколение , с детьми помогает не 45летняя бабушка (или помогает , ибо у неё самой декрет) а 70 летняя пробабушка

Леонид Костин

3 years ago

aazz_z

3 years ago

ctakan_divanych

3 years ago

aazz_z

3 years ago

ctakan_divanych

3 years ago

aazz_z

3 years ago

ctakan_divanych

3 years ago

aazz_z

3 years ago

ctakan_divanych

3 years ago

katmoor

3 years ago

aazz_z

3 years ago

katmoor

3 years ago

Леонид Костин

3 years ago

katmoor

3 years ago

Леонид Костин

3 years ago

katmoor

3 years ago

aazz_z

3 years ago

katmoor

3 years ago

aazz_z

3 years ago

ladycat65

3 years ago

katmoor

3 years ago

ctakan_divanych

3 years ago

ctakan_divanych

3 years ago

Правильно подмечено про врачей, 6 лет реально на 60 процентов бесполезное учение. И большинство не помнит к окончанию вуза что учили. И только начав работать наконец-то приходит понимание того что нужно.
Но есть исключения, особо талантливые начинают работать на 3 курсе, и тогда к окончанию 6го курса у них гораздо больше нужных практических знаний.
Но действительно, чтоб родили за время обучения в медицинском это редкость, даже крайняя редкость, 1-2 на 100 человек! А на тех кто родил на них другие (и студенты, и преподователи) смотрят с неким осуждением, типа учиться надо.

Короче проблема реально есть, а как ее решать неизвестно, простого метода нету.

Deleted comment

olegmakarenko.ru

3 years ago

dr_roylott

3 years ago

ctakan_divanych

3 years ago

Катя Соловей

3 years ago

Катя Соловей

3 years ago

Всё правильно, но объяснить это всё можно намного проще.

Мы "учимся" 10 лет в школе и 5 лет в институте — и что можем делать после окончания сей опупеи? А ничего. Как в одном из старых постов некоторые коммунисты убедительно засвидетельствовали, даже в "лучшем в мире"(тм) советском образовании подобный же выпускник морковного университета был всё ещё недостоин того, чтобы ему с товарищами позволили самостоятельно замутить новых колхоз для выращивания морковки.

Естественно, нужно эту систему уничтожать "до основанья, а потом..." возрождать дореволюционную структуру образования, где пунктом обязательной программы было только начальное, а дальше — всевозможные ступени, после окончания которых человек должен уже обладать способностью выполнять конкретную работу сразу, без наставления ещё в течение 10 лет "опытными" петровичами по месту работы.
Ну, я бы не советовал так кардинально, но в этом направлении нужно двигаться.
Как-то общался с начальником отдела сопровождения ИБМ, который по образованию был метеорологом. А подчинённые его — многие на уровне техникума.

А что до "красивого кода", так приходилось цикл записывать отдельными операторами, чтобы уложиться в такт работы процессора.

Я не знаю, в каком именно вузе училаь дама и какие учебники по математическому анализу она читала. И с такими преподавателями, у которых все девочки — дурочки, не встречался. Да и никто нам не внушал, что "мы особенные". Зато один преподаватель пошутил: "Зачем инженеру "поплавок"? — Чтоб нищие не приставали".

Заучивание наизусть развивает память и отдаляет маразм. Другое дело, если заученное не используется в работе — тогда оно и впрямь быстро забывается. Забудьте индукцию, забудьте дедукцию — давайте продукцию!

А ещё, наверное, причина позднего рождения в том, что до сих пор есть деление на "чистые" профессии и "нечистые". В Буржландии вполне нормально ощущают себя официанты возраста 50+, а у нас профессия считается молодёжной.

Ну и перекос в отношении высшего образования таки есть, наверное. Говорят, ТАМ человек если с высшим образованием, то он гарантировал себе нормальную жизнь. В отличие от.
А в прежние времена инженер-путеец, если верить Гарину-Михайловскому, имел порой и собственный выезд.
Да, в психологии этот эффект описан, когда люди, истратившие годы на какую-то бессмыслицу, всё равно упорно пытаются рационализировать это и убедить всех и в первую очередь себя в глубоком смысле и высокой пользе того, чем они занимались.

Например, если посмотретьн а адептов цэплюсплюса, там через одного долбанутые. А всё почему? А потому, что мало кто из них "пишет игровые движки ААА-класса", большинство занимаются тем же самым прикладным кнопкошлёпством, что и все остальные. Но цэплюсплюс настолько кривое поделие, что прикладное кнопкошлёпство на нём делается через пень-колоду.

Потом, в итоге, эти искалеченные цеплюсплюсом физически неспособны написать нормальный код на той же це решотке, так чтобы хотя бы память из всех щелей не утекала (что у любого нормального человека получается само собой без каких-либо специфических усилий), но при этом имеют апломба столько, будто они боги программирования.

darkdanchik

3 years ago

Ивано Иванов

3 years ago

gvy

3 years ago

darkdanchik

3 years ago

iv_an_ru

3 years ago

"Если бы я в 17-18 лет начала работать программистом"

Не знаю какого уровня знаний достигла дама сейчас, но в 17-18 лет человек без специализированного образования — это не программист. Мы принимаем студентов на практику после первого курса и для проектной работы они абсолютно бесполезны, какая-то польза получается только после 3го курса. Это при том что именно сотрудники IT компаний преподают на этой специальности.

То что она потеряла 7 лет — это результат неправильно выбранной специальности, а не высшего образования. Именно поэтому наша ассоциация каждый год проводит дни открытых дверей, ходит по школам и рассказывает о профессии.
А можно про Вашу ассоциацию подробнее? А то у меня тоже будущий программист подрастает, 15 лет. С++ изучал в "Кванториуме", сейчас Python в Яндекс.Лицее.

darkdanchik

3 years ago

gvy

3 years ago

Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Recent Posts from This Journal