Олег Макаренко (olegmakarenko.ru) wrote,
Олег Макаренко
olegmakarenko.ru

Categories:

Восемь игр для школьной программы: разбираем подробно



Появился список компьютерных игр, которым будут учить в школах. Директор ИРИ указал, что, цитирую, «основным критерием для выбора игр стали важные навыки, которые они помогают развивать. С помощью игр из этого списка школьники смогут научиться командной работе, стратегическому и абстрактному мышлению, логике, креативности и скорости реакции»:

https://lenta.ru/news/2019/08/22/dotka/

Отчасти с этим можно согласиться. Хоть игр для умных школьников в списке и нет, однако я понимаю политические соображения, по которым программу пришлось так сильно упростить. Давайте разберём перечень по кирпичикам.

1. Dota 2

Отличная командная игра типа хоккея: в битве 5 на 5 на карте средних размеров нужно поразить вражеский трон. Мы обсуждали уже с вами проблему: школьник не может научиться руководить командой ни на уроках математики, ни на каких-либо ещё уроках. «Дота» даёт ему такую возможность: с той, впрочем, оговоркой, что игроков в каждой команде пять, и каждый из них отдавать приказы не может.

Я предлагал добавить «Доту» в школьную программу ещё два года назад. Я рад, что мою идею поддержали:

https://olegmakarenko.ru/1144038.html

2. Hearthstone

Красивая карточная игра со сложными правилами, что-то среднее между шахматами и преферансом. Нужно напрягать мозг, нужно экономить силы и просчитывать позицию: всё это в стильном сказочном антураже и с кажущейся лёгкостью. Важный плюс — игра пошаговая, она никак не зависит от скорости реакции и поэтому подойдёт даже школьникам, которые или не играли раньше в игры, или имеют проблемы с координацией движений. Важный минус — на начальных уровнях игра сильно зависит от доната, она настойчиво выпрашивает у игроков реальные деньги.

3. Dota Underlords

Основанные на вселенной «Доты» тактические бои с интересной механикой. Игроки выступают в роли тренера — выставляют на поле команду компьютерных бойцов, которая потом сражается за них самостоятельно. По сути весьма похоже на «Хартстоун» из предыдущего пункта, хоть и кажется на первый взгляд совершенно другой игрой.

«Ундерлорды» весьма напоминают мобильные деньговыжималки типа «Клэш Рояля», однако такого жёсткого дотана там нет, так что их вполне можно использовать для лёгкого обучения школьников основам тактического мышления.

4. StarCraft II

Будете смеяться, но это снова игра от «Близзарда»: так же, как и предыдущие три игры. Много лет назад «Дота» была любительской картой к первому «Старкрафту», потом её переделали под «Варкрафт III», одновременно сменив декорации с космических развалин на эльфийские леса. (Сейчас «Доту» развивает «Валв»).

«Старкрафт» одновременно хорош и плох, так как он является отличной симуляцией реальной работы. Играющий в «Старкрафт» всегда в мыле: ему надо одновременно и следить за сбором минералов, и перегонять стада голиафов, и лично управлять танковой осадой вражеских укреплений, и делать ещё кучу дел, постоянно переключаясь с одного на другое. Представьте себе бизнесмена из анекдотов, который говорит сразу по двум мобильникам и, не отрываясь от разговора, подписывает какие-то важные бумаги. Вот так себя чувствует увлечённый игрок в «Старкрафт».

5. FIFA 19

Полагаю, ФИФА включили в список, так как это единственная игра, понятная далёкому от компьютеров поколению: максимально приближенный к жизни футбол. Так и представляю разговор с каким-нибудь важным чиновником из Минобразования:

— Вот, смотрите, за окном дети бегают по полю и пинают мячик. Это спорт. А вот по экрану бегают нарисованные человечки и пинают нарисованный мячик. Это киберспорт.
— А вот это что у вас? Роналдо?! Ух ты! Что же, там и наш «Спартак» есть?

Справедливости ради всё же скажу, что кое-что интересное в ФИФА таки есть. Это классический командный менеджмент: покупка футболистов, установка режима тренировок, участие в турнирах… с одной стороны, напрягать мозги, как в «Блад Боул», игроку не придётся, с другой стороны, если школьник не завязнет в назойливом донате, базовые навыки по менеджменту он получит.

6. World of Tanks

Единственная игра от отечественного (с некоторыми оговорками) производителя. Игру делает белорусская студия, при этом разработчиков я могу только хвалить — продукт получается отличный.

С точки зрения механики это практически та же «Дота», только игрок управляет не каким-нибудь сказочным чудищем с огромным мультяшным топором, а танком, который весьма похож на настоящий. Когда расхваливают WoT, обычно указывают, что после сотни-другой матчей неизбежно начинаешь сходу отличать французский UE 57 от немецкого «Мауса». Лично мне такое погружение в историю кажется весьма приятным для самомнения игроков, но не слишком-то полезным в реальной жизни.

7. Minecraft

Мощнейшая штука, я про неё рассказывал уже пару раз в блоге. Если вкратце, «Майнкрафт» представляет собой не привычную для игр сцену, на которой актёры играют свои роли среди картонных декораций, а настоящий, полностью разборный мир:

https://olegmakarenko.ru/586934.html
https://olegmakarenko.ru/624176.html

Во некоторых странах «Майнкрафт» уже включили в школьные программы обучения. Если бы я составлял свой список игр для начальной школы, пожалуй, «Майнкрафт» был бы там на первом месте: он одновременно и увлекает детей, и полезен им.

8. CodinGame

Тут, как и в случае с ФИФА, особая история. «КодинГейм» — это не игра, это пособие для обучения программированию, которое выглядит как игра. На мой взгляд, пусть простят меня создатели, пособие весьма несовершенное, полное типичных проблем, вызванных желанием украсить процесс обучения рюшечками в духе стреляющих космических кораблей.

Я бы, пожалуй, даже предложил вычеркнуть «КодинГейм» из списка, если бы только не знал, что сейчас используется в качестве альтернативы. Увы и ах, наши учебники по информатике не просто плохи, они чудовищны:

https://olegmakarenko.ru/1504619.html

Подведу итог

В общем и целом набор неплох: я даже мог бы рекомендовать его для школьников с 1 по 5 класс. Вместе с тем, у этого перечня есть серьёзный изъян, очевидный каждому опытному человеку. Если выставить за скобки «Майнкрафт» и «КодинГейм», в списке останутся исключительно киберспортивные игры, — игры, заточенные на яркую и красочную борьбу друг с другом.

В списке нет ни стратегий (хотя бы уровня лёгкой для школьников «Цивилизации»), ни РПГ (типа «Ведьмака» или «Кингдом Кам»). В списке нет симуляторов, нет тайкунов, нет вообще ничего такого, что требовало бы напрягать мозг или погружать воображение в игровую вселенную.

Поймите меня правильно: я ни в коем случае не хочу сказать, будто «Дота» или «Старкрафт» — это игры для тупых. Прямо сейчас, например, я регулярно играю в «Мордхау», а в нём вообще нет ничего, кроме спинномозговых рыцарских боёв «стенка на стенку». Тем не менее за рамками киберспорта тоже есть жизнь. По-настоящему развивают мозги именно одиночные игры, и потому их тоже непременно нужно иметь в виду при составлении обучающих программ:

https://olegmakarenko.ru/tag/Игры

Я догадываюсь, по какой причине эти игры были «забыты» сейчас. Вся кампания началась под знаменем киберспорта, и потому названия отбирались по принципу «проводятся ли по ним спортивные состязания с миллионными призами»: в противном случае протолкнуть идею через бюрократическую мясорубку было невозможно. Надеюсь, это временно, и что следующие перечни уже настолько однобокими не будут.

Tags: Игры
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 262 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Recent Posts from This Journal