Олег Макаренко (olegmakarenko.ru) wrote,
Олег Макаренко
olegmakarenko.ru

Categories:

Почему «Доту» стоило бы добавить в школьную программу



Когда речь заходит про обучающие игры, мы сразу представляем себе нудятину в духе «щелкни мышкой по парику Ломоносова, чтобы узнать даты его жизни». Напротив, принято считать, будто нормальные компьютерные игры, на которые подростки тратят иногда по тысяче-другой часов в год, ничему полезному научить подрастающее поколение не могут.

Конечно же, это большое заблуждение. Природа подарила людям возможность играть для того, чтобы они учились во время игры, и было бы граничащей с преступлением глупостью не использовать эту особенность наших могучих мозгов.

Возьмём, например, «Доту», одну из самых популярных в мире игр. Игра полностью бесплатна и весьма проста для начального освоения. Суть игры напоминает хоккей: две команды по пять человек пытаются расправиться со вражескими «воротами». Как и в большом хоккее, игроков за неверные действия регулярно удаляют с поля, вынуждая тем самым оставшуюся команду играть в меньшинстве.

Так как игра сетевая, каждым персонажем управляет реальный человек. У игроков есть микрофоны, и они могут переговариваться во время игры, координируя свои действия друг с другом.

Здесь, собственно, и кроется самая интересная часть игры. Хоть личный навык и имеет большое значение, однако скорость реакции и умение стратегически мыслить — это не более, чем половина успеха. Выигрывает обычно сторона, которой удаётся показать хороший тимплей, слаженную командную игру. Сделать это бывает весьма непросто, особенно если учесть, что игроки распределяются по командам случайным образом: как правило, вы играете с незнакомцами и против незнакомцев.

Некоторые, правда, играют с друзьями: в этом случае команда состоит, скажем, из двух друзей и трёх случайных одиночек. Однако по некоторым психологическим причинам такой составной команде сыграться друг с другом ещё сложнее.

Особенно ярко фактор слаженности проявляется в матчах с иностранцами. Так как компьютер подбирает примерно равные по силе команды, обычно получается, что каждый русский по отдельности превосходит каждого иностранца, а иностранцы, в свою очередь, сильно опережают нас в командной игре: они реже ругаются друг с другом, меньше ноют, легче вырабатывают совместную стратегию и довольно редко жалуются противникам на доставшихся им товарищей.

Первая проверка командного духа проходит в самом начале игры: как и в традиционных видах спорта, нужно распределить роли. Грубо говоря, кто-то должен быть защитником, а кто-то нападающим — и быть «саппортом», игроком поддержки, конечно же не так интересно, как быть «керри», мощной фигурой, наносящей основной урон врагу. Зачастую уступать не хочет никто, и тогда в команде появляется пять керри, что ничуть не более эффективно, чем тактика «11 нападающих» в футболе.

Дальше кому-то надо потратить 100 монет и купить курьера: совершенно необходимую для нормальной игры вспомогательную лошадку, разносящую игрокам предметы по карте. Также надо играть сообразно ролям: керри должны быстро прокачиваться, а саппорты должны расставлять на карте системы разведки и помогать керри побыстрее набрать силу.

В этот момент часто начинаются перепалки: подросткам, которых в игре хватает, кажется зазорным играть на вторых ролях. Они полагают, что быть саппортом — это примерно как быть лакеем, неприятно и унизительно. У иностранцев, кстати, такого комплекса нет, там я ни разу не видел команды, в которой саппорт не выполнял бы ответственно свою часть работы.

Проходит минут 10-15, и появляется новая причина для ссор: недовольные ходом схватки игроки начинают ныть: мидер, по их мнению, редко гангает, керри медленно качается, у танка дурацкий закуп, а саппорт слишком часто дохнет. Завязывается перебранка, которая сильно отвлекает от игры и даже заставляет многих действовать «назло» нытику не самым разумным образом.

Любопытное наблюдение. Когда в команду включается «пати» — группа из двух-трёх знакомых друг с другом игроков — эта пати по понятным причинам состоит из разных по силе участников: один из них обычно сильнее среднего по команде, а другой — слабее. Так вот, вероятность, что слабое звено начнёт задирать остальных игроков, рассказывая, как те якобы плохо играют, очень высока. И напротив, вероятность того, что слабое звено выберет логичную роль вспомогательного игрока, довольно низка: многие категорически не хотят выполнять второстепенную роль в присутствии знакомого из реальной жизни.

Кстати, в том, что касается выбора пола персонажей, эти юношеские комплексы почему-то не проявляются, в этом аспекте в «Доте» царит полная толерантность. Персонажей женского пола спокойно выбирают даже самые ортодоксальные мачисты.

Теперь для тех, кто ещё не догадался, расскажу о том, чему же может научить школьников «Дота». Прежде всего — командной игре. Представьте, с вами играет четверо случайных людей в возрасте от 12 до 70 лет, у каждого из которых есть характер, зачастую дурной характер. Ваша задача — надеть гарнитуру с наушниками и как-то вписаться в этот коллектив. Довольно сложная задача даже для многих взрослых: чего уж говорить о подростках, не умеющих ещё гасить конфликты в зародыше и брать на себя командование там, где это необходимо.

Пожалуй, такого рода тренинг был бы очень полезен нашим школьникам: разумеется, при условии, что взрослые учителя объясняли бы им, как правильно общаться с товарищами по команде. Возможно, прошедшие такую школу взрослые начали бы понимать, что хронические нытики — это не борцы за правду, какими они себя зачастую считают, а слабые духом люди, которые вредят любому делу, в котором принимают участие.

PS. Добавлю, напоследок, что «фирменная» атмосфера оскорблений, которой якобы славится «Дота», это личный выбор каждого игрока. Если не тянуть одеяло на себя, не ныть и корректно общаться с товарищами по команде, те будут почти всегда отвечать взаимностью. По моей статистике отправлять «в мут» неадекватных игроков, запрещая им разговаривать с вами, приходится в одной-двух играх из десяти, не чаще.

Tags: Игры
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 360 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →