Гуттериты, часть 3 из 3

Это окончание. Начало (здесь), вторая часть (здесь).
Главная отличительная черта гуттеритов — принципиальный отказ от личного богатства, который при этом не переходит в культ бедности или юродивости. Личное обогащение в гуттеритских общинах прямо осуждается, накопление избыточных средств ради покупки роскоши или власти не только запрещено, но и невозможно: все деньги у гуттеритов общие. Здесь гуттериты также руководствуются Библией:
Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше. (Мф. 6:19–21)
Практически это выражается в следующем:
1. У колонистов минимум личных вещей. Необходимая одежда и обувь простого фасона, изготовленная прямо в колонии, также немного памятных мелочей. Дорогие гаджеты, украшения, брендовая одежда отсутствуют. Ювелирные украшения запрещены, косметикой женщины не пользуются. Мужчины также одеваются скромно, в однотонные рубашки и комбинезоны. В некоторых общинах ежемесячно выдают мелкие суммы карманных денег.
2. Жилища гуттеритов скромны по меркам внешнего мира: небольшая квартира или дом в ряду одинаковых построек. Излишеств типа бассейнов нет. Питание — сытное, но простое, совместное в общей для всей колонии столовой. Личных автомобилей нет: колония покупает хорошие грузовики и прочую технику для работы, но весь транспорт общий и используется прежде всего для деловых нужд. Если колонисту нужно куда-то съездить по личным делам, он идёт к казначею или министру, и ему выделяют на время автомобиль.
3. Личные сбережения запрещены. Большие фермы приносят сотни тысяч долларов, однако их тратят не на повышение уровня потребления, а на содержание растущего сообщества и на инвестиции: покупку земли для новых колоний, строительство, приобретение техники, лечение больных, иногда на помощь менее удачливым общинам.
Гуттериты принципиально избегают спекулятивных инвестиций, также они не пользуются услугами бирж, не покупают акции и облигации (это приравнивается к азартной игре). В прошлом некоторые колонии откладывали деньги в пенсионные фонды, но потом сообщество пришло к выводу, что это нарушение правила «Не собирайте себе сокровищ на земле».
Брать деньги в долг гуттериты тоже избегают: опять-таки, по библейским причинам. Во-первых, чтобы не попасть в зависимость от «людей мира сего»: «должник делается рабом заимодавца» (Притч. 22:7). Во-вторых, сказано: «Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви» (Рим. 13:8). Долг американскому банку под понятие «взаимная любовь» подогнать сложно, поэтому гуттериты если и берут деньги на новые крупные проекты, то только в виде беспроцентных ссуд у других общин.
Золото гуттеритов не привлекает. Во-первых, для них это символ роскоши и тщеславия: протестанты исторически возражали против украшения церквей золотом. Во-вторых, золото бесполезно (если только вы не производите микроэлектронику), а гуттериты предпочитают инвестировать в практические инструменты: в дополнительные гектары земли, например, или в оборудование для ферм.
Один гуттеритский старейшина сформулировал политику сообщества так: «Что ещё может желать человек? У нас нет денег как у отдельных людей, но у нас есть семьи, наша колония – все родные и друзья, надёжный кров и хорошая еда. Всё, что нужно для благой жизни во Христе, у нас есть». Колонии гуттеритов работают не ради прибыли, а ради поддержания своего образа жизни. Деньги для них — что-то вроде воздуха. Вам нужен воздух, чтобы дышать, однако вы же не поедете на заправку, чтобы закачать побольше воздуха себе в лёгкие?
Индивидуальный успех, амбиции, накопление капитала для отдельной семьи у гуттеритов не ценится: в их кругу это непрестижно. Ценятся самоограничение, равенство, вклад в общее дело.
Общинный строй имеет серьёзную техническую проблему: проблему лодыря. В коммуне всегда есть хитрецы, которые не хотят напрягаться «по способности», зная, что им всё равно дадут «по потребности». Секрет гуттеритов в том, что они сумели эту сложнейшую проблему разрешить.
Во-первых, труд у гуттеритов возведён в ранг духовного долга. С детства им объясняют, что работать — это служить Богу и братству, а бездельничать — это грешить. Дети выполняют мелкие поручения типа «присмотреть за малышами» или «собрать яйца в курятнике». Подростки помогают в ремёслах. Взрослые трудятся на основных работах, пенсионеры выполняют лёгкую работу, которая соответствует их возможностям. Безработица в колонии равна нулю, а по меркам светского общества является отрицательной, так как трудом заняты все возрасты: от 5 до 105 лет. Если всё же появляется безработица, гуттериты затевают расширение дела или планируют создание новой колонии.
Во-вторых, общины достаточно малы, чтобы все были на виду у всех: уклониться от работы или перестать напрягаться сложно, это сразу же заметят. Ленящегося брата могут пристыдить, напомнить ему о совести. Если не поможет, последует уже серьёзный разговор со старшими, а закоренелого лентяя могут счесть нарушителем заветов. В крайнем случае может дойти до изгнания из общины — страшное наказание для гуттерита — однако до такого доходит очень редко. Гуттерит живёт в атмосфере трудолюбия, поэтому для него работать так же естественно, как для нас — читать соцсети на телефоне.
В-третьих, гуттеритам удалось устранить многие причины, по которым люди ленятся или завидуют. Материальное равенство колонистов выводит на первый план нематериальные показатели статуса, такие как уважение других колонистов. Светские американцы стараются впечатлить друг друга новым смартфоном или автомобилем, а гуттериты — особенно вкусно выпеченным хлебом или стабильно высоким надоем коров. Это трудовое соревнование, участники которого получают приз в единственно ценной для них валюте: в репутации среди других колонистов. (Да, очень похоже на «респект» у чернокожих обитателей гетто, только «респект» от других «бро» выдаётся не за тёмные дела, а за хорошую работу на своём участке).
Зависть всё равно остаётся: например, кого-то поставили бригадиром, а кого-то — нет. Однако получают-то все одинаково, а кроме того, общины маленькие, поэтому на протяжении жизни возможность занять ответственный пост есть у каждого желающего. Кроме того, скромность у гуттеритов — добродетель, а хвастовство и попытки выделиться — неприличны. Нет ничего особенного в том, что Джон стал бригадиром, а ты — не стал, если Джон — хороший парень и совершенно не задирает нос. В большой семье, где все всё про всех знают, выделяться в сторону гордыни или зависти не принято.
Наказания и внушения к нарушителям тоже применяются. За проступки, в том числе за лень, могут наказать пренебрежением или лишением привилегий — к примеру, временным запретом пользоваться автомобилем для визитов к родственникам. Иногда накладывают так называемый «бан», запрет участвовать в церковной жизни в качестве полноправного члена. В серьёзных случаях могут применить бойкот или публичное покаяние. Известны случаи, когда нарушителя пропесочивали на «партсобрании» и требовали исповедоваться перед коллективом в эгоизме: подобная моральная порка крепко протрезвляет. Сочетание стигмы и поддержки (покаявшегося брата простят и обнимут) является хорошим стимулом, чтобы следующий раз воздержаться от нарушения Орднунга.
Внешние наблюдатели описывают атмосферу гуттеристских общин как «единство цели и дружный труд». Конечно, это ещё не утопия, огорчений или личных конфликтов хватает. Однако, как сказал один гуттерит, «Мы не идеальны, у нас есть слабости. Но мы каждый день работаем над тем, чтобы наши семьи и общины были крепкими… С Божьей помощью нам удаётся сохранять наши порядки». Характерный штрих: преступность в среде гуттеритов практически отсутствует. Колонисты прикладывают значительные усилия, чтобы быть хорошими людьми и разрешать все споры мирным путём.
Кризисы бывают: изредка коммуны распадаются из-за внутреннего раскола или уходят в минус из-за плохих управленческих решений. В таких случаях другие общины стараются помочь, а если это невозможно, принимают к себе семьи из распавшейся колонии.
Некоторые причины успеха гуттеритов ясны из описания их быта: религиозная мотивация, культ добросовестного труда, отказ от потребительских излишеств. Собственно, любая современная американская семья, живущая по этим трём нехитрым принципам, также имеет отличные шансы на жизненный успех.
Менее очевидно, что гуттериты опытным путём нащупали именно тот формат «племени» или «стаи», в котором человеку комфортнее всего существовать: традиционные многодетные семейные пары, объединённые в дружное сообщество из 15 семей и ежедневно занятые продолжительным физическим трудом.
По сути, это рецепт биологического счастья, так как и традиционная семья (где мужчина главный), и дети, и большие дозы общения с друзьями, и физический труд делают людей счастливыми. Собственно, даже отдельные элементы рецепта помогают: к примеру, исследования показывают, что посильный физический труд поднимает настроение, тогда как офисная работа снижает его.
Добавим к этому христианство, закрепим продуманным Орднунгом с набором хороших управленческих рецептов и получим весьма приятное место для жизни, из которого колонистам совершенно не хочется уходить.