1. В отличие от ЕГЭ, плюсы которого явно перевешивают минусы, с болонской (европейской) системой высшего образования определённости нет. Её у нас критиковали меньше, чем ЕГЭ, поскольку ЕГЭ касается всех молодых людей, а вот болонская система – только студентов. В полном объёме Болонскую систему у нас так и не ввели, теперь же, после перехода агрессии Запада в острую фазу, особого смысла внедрять её уже нет. Поэтому накануне в Минобрнауки объявили, что Россия от Болонской системы постепенно откажется:
https://www.vedomosti.ru/society/articles/2022/05/24/923454-vo-vse-vuzi-vernetsya-spetsialitet
Напомню, более подробно, о чём вообще идёт речь:
https://aif.ru/society/education/chto_takoe_bolonskaya_sistema_obrazovaniya
Болонская система означает, что обучение в вузе ведется 4 года (бакалавриат), по завершении выпускник высшего учебного заведения получает степень бакалавра. Далее при желании можно поступить в магистратуру и учиться еще 2 года, получить степень магистра.
В Советском Союзе во всех вузах обучали 5-6 лет, это называлось «специалитет». Кое-где в технических и медицинских вузах он существует до сих пор.
Болонская декларация о создании единого европейского пространства высшего образования была подписана в 1999 году, в 2003-м началось ее внедрение в России, полностью на нее перешли в 2011-м. Вводили ее под предлогом, что дипломы российских вузов смогут признаваться на Западе, а выпускники российских университетов — продолжать образование за границей после бакалавриата. Однако по некоторым специальностям — врачи, инженеры — оставили 5-летний специалитет. А признания дипломов на деле так и не произошло.
Действительно, формально у нас ввели такие же степени бакалавров и магистров как на Западе, однако для подтверждения российского диплома в западных странах всё равно надо проходить сложную и порой дорогостоящую процедуру.
Также у нас не смогли реализовать другую цель болонской системы – введение «гибкой траектории образования», при которой студенты могли бы свободнее переходить из вуза в вуз и со специальности на специальность, а также в значительной мере самостоятельно выбирать содержание своей программы обучения. Для этого предполагалось введение так называемых кредитов – очков, которые выдаются за прохождение учебных дисциплин, и которые могли бы учитываться при формировании программы и переходе в другой вуз.
Таким образом, «болонизация» у нас в основном свелась к ужиманию ранее существовавших 5-летних программ до 4-х лет или к их растягиванию до 6 лет. Для многих вузов и преподавателей такая перестройка была болезненной, её всячески осуждали и называли «болванизацией». Мол, за 4 года специалиста нормально не обучишь, а вот 6 лет – это якобы уже слишком много, бессмысленная потеря времени, нечего было трогать и сокращать/растягивать то, что и так работало.
Теперь эту систему «4 + 2» хотят отменить, но вот что придёт на её место, пока ещё не вполне понятно. Простое возвращение к 5-летнему специалитету не решит всех проблем: косплей «лучшего в мире советского образования» навряд ли даст хороший результат.
Основная проблема нынешней системы высшего образования в России – её чрезмерная раздутость. В вузы поступают чуть ли не 2/3 выпускников школ, при этом половина отучившихся и получивших заветную «корочку» о «вышке» не идут потом работать по специальности, а значит, половина совокупного времени и затрат на обучение у нас в стране уходит впустую, эффективность системы крайне невелика.
Очевидно, что и для молодого человека, и для общества будет лучше, если он бесполезно потратит на обучение лишь 4 года, а не 5 лет. В этом плане болонская система на 20% гуманнее и разумнее «советского» специалитета. С другой стороны, эта же самая гуманность способствует накачке нашего высшего образования «лишними людьми»: психологически несколько проще продать себя в рабство вузу на «короткие» 4 года, чем на долгие 5 лет. Ещё один минус в том, что желающим учиться всерьёз и работать по специальности для получения «полноценного» диплома теперь вроде как нужно потратить 6 лет, а не 5.
Образование в России стало доступнее, это факт. О такой огромной доле студентов в обществе в советское время могли только мечтать. Однако массовость не сделала качество образования лучше, скорее наоборот. Вдобавок, значительная часть молодёжи оказалась исключена из экономической деятельности, ибо одновременно учиться и работать довольно сложно.
Возвращение к 5-летнему специалитету решить все эти проблемы не сможет, хотя общее количество студентов таки может несколько сократиться, и в вузах в среднем останутся более умные и мотивированные. Но в целом система высшего образования всё так же будет чрезмерно раздутой (впрочем, как и на Западе), всё так же негибкой и, в среднем, неэффективной.
Два очевидных плюса отказа от болонской системы, ставшие ещё актуальнее после 24 февраля:
– Во-первых, если мы прекратим прогибаться под европейские стандарты, если европейские и российские дипломы и учебные программы станут менее совместимы, это осложнит утечку мозгов из России (при том что в Германии и прочих странах Запада активно пытаются воровать у нас эти самые мозги, заманивая к себе лучших российских выпускников).
– Во-вторых, отказ от синхронизации реформ нашего образования с европейским осложнит нашим врагам задачу по внедрению в учебные программы русских вузов разноцветной «повесточки» – всех этих красных, чёрных, зелёных, и голубых.
Два минуса «деболонизации»:
– Во-первых, позитивное сотрудничество между российскими и европейскими вузами может пострадать (совместные исследовательские программы, обмен студентами и так далее).
– Во-вторых, из-за отказа от европейских стандартов могут возникнуть сложности с привлечением иностранных студентов в Россию (сейчас их у нас учится более 300 тысяч человек, и это существенная статья дохода для многих вузов). Впрочем, большинство студентов едет к нам не из Европы, а из небогатых стран Азии и Африки, которые в болонском процессе не участвуют, и для граждан которых диплом российского вуза любого образца в любом случае имеет большую ценность.
2. Если не европейская система «4 + 2» и не советская система «5-6», то что же тогда? Бывший министр образования Андрей Фурсенко и Президент России Владимир Путин ранее предложили ввести у нас систему «2 + 2 + 2»:
https://www.vedomosti.ru/society/articles/2022/01/13/904722-pomoschnik-putina
Система «2 + 2 + 2» подразумевает, что первые два года обучения будут посвящены фундаментальным знаниям и формированию у студентов комплексной картины мира, вторые два года – профилизации, а последние два, уже в магистратуре, углублению знаний.
Директор центра трансформации образования Московской школы управления «Сколково» Ольга Назайкинская считает, что система «2 + 2 + 2» необходима для российской системы высшего образования, поскольку ее внедрение сможет повысить уровень осознанности и мотивации студентов за счет возможности выбирать и корректировать свою траекторию. «Трехэтапная программа позволяет достаточно гибко и оперативно создавать уникальные комбинации профилей [образования], что является адекватным ответом на быстро меняющийся запрос рынка труда», – сказала она.
Теоретически такая система и вправду может стать более гибкой, если каждые два года можно будет менять или вуз, или специализацию, или профиль, или вовсе получить диплом N-ного уровня и спокойно пойти работать по найму или уйти в бизнес, удовлетворившись полученными знаниями.
Для тех несчастных молодых людей, кто ныне вынужден впустую тратить в вузе по 4-5 лет, только чтобы потом не испытывать дипломную дискриминацию при приёме на работу таксистом или менеджером по продажам, это будет отличный вариант, и экономика России в целом может от этого серьёзно выиграть.
По-хорошему, впрочем, «фундаментальным знаниям и формированию... комплексной картины мира» должна была бы учить обычная школа, тогда как вузы должны были бы доучивать и переучивать столь базовым вещам разве что иностранных студентов. Но сейчас мы говорим о высшем образовании, а о школе как-нибудь в другой раз.
3. Согласно опросам, почти 42% жителей Москвы считают получение высшего образования необязательным:
https://moslenta.ru/news/city/obrazovanie-21-05-2022.htm
И это в столице, где людей с высшим образованием много, доходы большие, а требования на рынке труда сравнительно высокие. Тем не менее, почти половина москвичей полагают, что без высшего образования в жизни вполне можно обойтись.
Повод задуматься. Как для тех молодых людей, кто планирует свою жизненную карьеру, так и для тех чиновников, кто планирует реформы в сфере образования.
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
legatinka2
May 26 2022, 11:02:38 UTC 1 year ago
Неужели Лавров не понимает что санкции полезны или как минимум вредят западу больше чем РФ?
Он что, предатель?
rihman
May 26 2022, 11:11:43 UTC 1 year ago
Он же это сказал в контексте продовольственной торговли между Африкой и России.
legatinka2
1 year ago
rihman
1 year ago
legatinka2
1 year ago
rihman
1 year ago
legatinka2
1 year ago
rihman
1 year ago
datchik07
1 year ago
legatinka2
1 year ago
datchik07
1 year ago
legatinka2
1 year ago
akhceloo
1 year ago
legatinka2
1 year ago
akhceloo
1 year ago
legatinka2
1 year ago
kafedra_online
1 year ago
legatinka2
1 year ago
kafedra_online
1 year ago
legatinka2
1 year ago
morsikoff
1 year ago
vaporfrei17
1 year ago
rihman
1 year ago
krilushko
1 year ago
alexeich_
1 year ago
krilushko
1 year ago
petrucchio
May 26 2022, 11:06:27 UTC 1 year ago
Ну было бы очень странно, если б было иначе.
geolog_300
May 26 2022, 14:41:41 UTC 1 year ago
Алла Кузнецова
1 year ago
Всеволод Телегин
May 26 2022, 11:08:53 UTC 1 year ago
Сильно сложным путем идем: нужно просто ввести выездные визы и дело с концом, СССР нам в пример!
А то разъездились понимаешь ли, ищут на Западе сладкой жизни
frost_11
May 26 2022, 11:11:48 UTC 1 year ago
Всеволод Телегин
1 year ago
frost_11
1 year ago
petrucchio
1 year ago
frost_11
1 year ago
dimon22_g
1 year ago
Всеволод Телегин
1 year ago
frost_11
May 26 2022, 11:09:37 UTC 1 year ago Edited: May 26 2022, 11:10:49 UTC
vp111
May 26 2022, 11:25:26 UTC 1 year ago
frost_11
1 year ago
rivervv
1 year ago
voron_degtyarsk
1 year ago
rivervv
1 year ago
piggly_wiqqly22
1 year ago
rivervv
1 year ago
piggly_wiqqly22
1 year ago
rivervv
1 year ago
piggly_wiqqly22
1 year ago
rivervv
1 year ago
voron_degtyarsk
1 year ago
rivervv
1 year ago
petrucchio
1 year ago
big_12
1 year ago
frost_11
1 year ago
big_12
1 year ago
frost_11
1 year ago
big_12
1 year ago
statistiki
1 year ago
frost_11
1 year ago
statistiki
1 year ago
frost_11
1 year ago
Deleted comment
frost_11
1 year ago
vp111
May 26 2022, 11:21:14 UTC 1 year ago
Михаил Голубчик
May 26 2022, 13:42:14 UTC 1 year ago Edited: May 26 2022, 13:43:59 UTC
Serge Perovsky
1 year ago
statistiki
May 26 2022, 11:32:47 UTC 1 year ago
Если человек взял то, что ему дали, если человек в состоянии самообразовываться — то он и без высшего образования в большинстве отраслей достигнет успехов. Медицину, ядерное оружие, полёты в космос и т.п. я бы не стала поручать людям без высшего образования, а вот менеджер по продажам, дизайнер, даже разраобтчик SQL, вполне может обойтись и хорошим средним специальным. Мне кажется, что для образования главное — это не только чтобы его дали, но ещё и чтобы его сами учащиеся взяли.
Кстати, как человек, у которого в дипломе написано "Государственная и муниципальная статистика", смело могу сообщить, что для работы в Росстате тоже не нужно высшее образование.
Deleted comment
statistiki
1 year ago
Radmir Ulanov
1 year ago
alukin
1 year ago
lombardgini
May 26 2022, 11:33:03 UTC 1 year ago
вместо этого нужно платить работодателям небольшие деньги за трудоустройство стажеров, обучающихся на практике, а фундаментальные знания добирать по выходным с помощью ютуба и репетиторов
uborshizzza
May 26 2022, 18:21:23 UTC 1 year ago
lombardgini
1 year ago
kiklop_pass
1 year ago
lombardgini
1 year ago
Алла Кузнецова
1 year ago
rivervv
May 26 2022, 11:35:15 UTC 1 year ago
Ирина Горелова
May 26 2022, 11:42:54 UTC 1 year ago
Согласна, проблем больше в мотивации, чем в системе
big_12
1 year ago
rootadmin
1 year ago
kafedra_online
1 year ago
vsvor
May 26 2022, 11:47:03 UTC 1 year ago Edited: May 26 2022, 11:58:58 UTC
Конечно, ЕГЭ касается не всех, а только тех, кто учится в 10-11 классах. Т.е. около 45% (по словам С.С. Кравцова, июнь 2020)
В вузы поступают чуть ли не 2/3 выпускников школ, при этом половина отучившихся и получивших заветную «корочку» о «вышке» не идут потом работать по специальности
В вузы на бюджет (1 курс бакалавриата и специалитета) поступают примерно 400 тыс., это около четверти молодежи. Будем ограничивать или ликвидировать возможность платного обучения, как было в СССР?
Теоретически такая система и вправду может стать более гибкой, если каждые два года можно будет менять или вуз, или специализацию
Практически — это бардак и очередная серия обсуждений на тему, какую еще козу нам следует купить, чтобы потом продать. У подавляющего большинства российских вузов совершенно нет ресурсов для того, чтобы поддерживать вариативность.
По-хорошему, впрочем, «фундаментальным знаниям и формированию... комплексной картины мира» должна была бы учить обычная школа
Ну, а если массовой школы уже нет, и выпускаются из нее люди с примерно таким же уровнем знаний, как у студентов из африканской глубинки, тогда как быть?
ulya_borodulina
May 26 2022, 12:04:11 UTC 1 year ago Edited: May 26 2022, 12:08:37 UTC
Бесплатность тогдашнего образования тоже, разумеется, добавляла доступности.
big_12
May 26 2022, 12:19:11 UTC 1 year ago
statistiki
1 year ago
ulya_borodulina
May 26 2022, 12:07:35 UTC 1 year ago Edited: May 26 2022, 12:12:29 UTC
В принципе, я согласна с теми, кто считает, что высшее образование не нужно всем. Для многих гораздо важнее получить востребованную профессию, а это можно сделать и в среднем учебном заведении или даже на курсах. Далее, в процессе работы, конечно, нужно продолжать учиться по своей профессии, повышать квалификацию.
iv_an_ru
May 26 2022, 12:07:46 UTC 1 year ago
У вас гвозди не от той стенки. Проблема не в том, что уезжают, а в том, что мало приезжают.
Вообще, нужен закон, что государственный чиновник, мяукнувший "утечка мозгов", получает штраф лопатой по лицу. Чтобы это самое государственное лицо перестало мечтать о крепостном праве и начало заниматься своей прямой работой: созданеим условий для привлечения годных кадров со всего глобуса.
> большинство студентов едет к нам не из Европы, а из небогатых стран Азии и Африки, которые в болонском процессе не участвуют
Как раз Азия-Африка-ЮАмерика сейчас на болонскую систему вполне бодро переходят.
frost_11
May 26 2022, 12:24:30 UTC 1 year ago
А какие перспективы. Можно количеством инженеров мерятся
mefed47
1 year ago
frost_11
1 year ago
datchik07
1 year ago
ne_zabudem
1 year ago
mefed47
1 year ago
ne_zabudem
1 year ago
mefed47
1 year ago
Sasha Mirinov
1 year ago
nickpugachev
1 year ago
iv_an_ru
1 year ago
Sasha Mirinov
1 year ago
frost_11
1 year ago
Sasha Mirinov
1 year ago
frost_11
1 year ago
woker
1 year ago
iv_an_ru
1 year ago
woker
1 year ago
iv_an_ru
1 year ago
woker
1 year ago
iv_an_ru
1 year ago
woker
1 year ago
iv_an_ru
1 year ago
woker
1 year ago
iv_an_ru
1 year ago
rand48
May 26 2022, 12:14:45 UTC 1 year ago
Лучшей реформой будет повышение зарплаты и статуса школьным учителям. Но это же слишком сложно
iv_an_ru
May 26 2022, 12:38:46 UTC 1 year ago
rand48
1 year ago
iv_an_ru
1 year ago
rand48
1 year ago
iv_an_ru
1 year ago
rand48
1 year ago
ext_3368212
1 year ago
rand48
1 year ago
ardelfi
May 26 2022, 12:21:20 UTC 1 year ago
Это тоже западное, хотя и с околонулевым интересом студентов. Первые два года называется "associate degree". Ещё не встречал человека с такой, потому наверно это для гостей из Африки и подобных мест.
В советской системе, первые два года технического универа были не только "посвящены фундаментальным знаниям", но и отсеву случайных людей, чем обычно занимались математики (а также сопроматчики у механических, ТОЭ у электрических, и прочие). После первого семестра исчезали совсем случайные, после второго — случайные с избыточным оптимизмом. К концу второго года оставались только неслучайные, и была поговорка: "сдал ТОЭ — можешь жениться". Это в конце второго года.
В общем, выдумывать велосипед с треугольными колёсами не следует. В советской системе были техникумы, где обучение было с концентрацией на практических навыках, но с фундаментальной основой. Чисто практические навыки без бремени основ были в училищах — там делали квалифицированных рабочих. Сейчас наверно начинаться должно с уровня техникума, потому что всё насыщено электроникой, и на интуиции туда лазить слишком дорого получится. Кстати, выбор первого подхода — не приговор. Выпускник техникума (в советской системе) нередко оказывался в политехе — на пару лет старше люди приходили, и отношение было серьёзнее, и результаты были получше. А выпускник или студент универа вполне мог бы получить курс некого практического навыка, например сварки. Если не злоупотреблять (а на западе во всю злоупотребляют), такая широта возможностей сделала бы лучше советскую систему. Наше время, потраченное на лекциях по культурологии, философии и чему-то там ещё, не дало нам ничего. А математике нас не доучили, на что указывали потом лекторы по профильным предметам — всем было неудобно, кроме кафедры математики. Они там люди особые.
woker
May 26 2022, 12:22:36 UTC 1 year ago
1. Никто не говорит о главной проблеме болонской системы в России - магистратура только за деньги.
2. Если студент не работает по специальности, то это не означает того что его обучение уходит впустую. Фундаментальное обучение никто не отменял.
3. Можно узнать какие плюсы для России от совместных программ обучения? В осовном они заканчиваются утечкой кадров за границу.
iv_an_ru
May 26 2022, 12:43:25 UTC 1 year ago
Уходит. Без практики всё забывается очень быстро. Уж сколько я отсобеседовал в начале 2000-х тех, кто в 90-е после института вместо работы по специальности пошёл торговать --- мрак полный. Один, кстати, был мой же одногрупник, то есть его "выпускной" уровень я знал лично.
> 3. Можно узнать какие плюсы для России от совместных программ обучения? В осовном они заканчиваются утечкой кадров за границу.
Платить не пробовали? Условия для работы создавать не пробовали? Если попробуете, то наоборот облегчится приток. А если стране её собственные выпускники не нужны, то какая разница, уедут они или нет.
frost_11
1 year ago
iv_an_ru
1 year ago
woker
1 year ago
iv_an_ru
1 year ago
woker
1 year ago
woker
1 year ago
iv_an_ru
1 year ago
ktrc23
1 year ago
pticekrolik
1 year ago
frost_11
1 year ago
antroparium
1 year ago
woker
1 year ago
antroparium
1 year ago
woker
1 year ago
zh_zh_zhiv
1 year ago
woker
1 year ago
zh_zh_zhiv
1 year ago
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →