Олег Макаренко (olegmakarenko.ru) wrote,
Олег Макаренко
olegmakarenko.ru

Category:

Как компьютерные игры делают людей счастливыми



Учёные из Оксфордского университета собрали данные по трём тысячам человек, чтобы выяснить, как компьютерные игры влияют на уровень счастья. Результат можно было бы предсказать и без опроса. Исследование показало, что люди, которые играют по 4 часа в день ежедневно, в среднем значительно счастливее, чем те, кто не играет:

https://habr.com/ru/news/t/528518/
https://psyarxiv.com/qrjza/

Причины понятны.

Во-первых, игры позволяют человеку заниматься тем, что ему интересно: от танковых боёв до разграбления древних руин. Давайте поможем исследователям сформулировать вопрос чуть иначе: «будут люди, которые могут по 4 часа в день заниматься любимым делом, счастливее тех, кто не может себе этого позволить?». Не нужно быть дипломированным психологом, чтобы дать верный ответ и на этот вопрос.

Во-вторых, игры дают людям возможность вырваться из бесконечных обезьяньих ритуалов, в ходе которых надо доказывать окружающим, что ты живёшь «не хуже Сидоровых»: находишься в хорошей физической форме, модно одеваешься, ездишь на мощной машине, живёшь в престижном районе, и прочая, и прочая — в зависимости от конкретного круга общения каждого нормального члена общества.

Поспрашивайте людей, чего им не хватает для счастья. Очень многие назовут или деньги, или вещи, которые можно купить за деньги. Подвох в том, что статусное потребление, — айфоны, отпуска за рубежом, пышные праздники, — не делает людей счастливыми. В качестве доказательства процитирую бессмертного Пушкина:

https://ilibrary.ru/text/466/p.1/index.html

…Зачем с него не снял я шлема тут же!
А снял бы я, когда б не было стыдно
Мне дам и герцога. Проклятый граф!
Он лучше бы мне голову пробил.
И платье нужно мне. В последний раз
Все рыцари сидели тут в атласе
Да бархате; я в латах был один
За герцогским столом. Отговорился
Я тем, что на турнир попал случайно.
А нынче что скажу? О бедность, бедность!
Как унижает сердце нам она!


Страдания несчастного юноши, в котором мы без труда узнаём самого Александра Сергеевича, никак не связаны с физическим комфортом. У него достаточно денег, чтобы хорошо питаться, одеваться в добротную одежду и содержать слугу. Молодой рыцарь страдает из-за того, что не может швырять деньги на ветер, из-за чего другие знатные господа справедливо подозревают его в позорной бедности.

В лихие ельцинские времена средний россиянин имел доход в несколько раз меньший, чем сейчас. И что же, когда наши заработки выросли в 5-10 раз, мы стали откладывать 80% от зарплаты на банковский счёт? Конечно, нет. Денег большинству как не хватало, так и не хватает: просто в 1999 год денег не хватало на хорошие сапоги, а сейчас их не хватает на последний айфон.

Компьютерные игры позволяют отставить материальные заботы в стороны и расслабленно выдохнуть. Через монитор не видно, сколько денег у твоего тиммейта. Можно или мериться друг с другом спортивным рейтингом, набор которого необременителен, или играть в игры, где все равны, или даже погрузиться в синглплейер, в котором у тебя, человеческого игрока, будет самый высокий ранг в игре.

Эти два фактора, — интересное занятие и избавление от давления коллективных кумушек, — надёжно повышают уровень счастья игрока. Главный подводный камень заключается в том, что не все игры одинаково полезны: среди нормальных игр есть немало таких, которые используют слабости игроков, чтобы подцепить их на крючок психологической зависимости. К этой категории относятся, к примеру, многие популярные мобильные игры: их создатели вкладывают буквально сотни миллионов долларов, чтобы эффективнее выжимать деньги из страдающих игроков.

Далёкие от мира компьютеров люди скажут сейчас, что я описал уход от реальности, а уходить от реальности — нехорошо. Опыт показывает, что дела обстоят обратным образом: уходом от реальности является как раз традиционный бессмысленный образ жизни, к которому людей принуждает общественное мнение, и который доводит в итоге нечастных до чувства глубокого разочарования.

Tags: Игры
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 141 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
уход от реальности, а уходить от реальности — нехорошо

Российский телевизор,
как ни странно,
в этом смысле ближе к реальности.
да там есть шоу где вытаскивают на всеобщее обозрение маргиналов из провинции и потешаются над ними.
Срочно нужно научить людей копать картошку. Айфон не нужен, компьютер не нужен, нужна только лопата. А уж счастье-то какое, когда выкопал - не передать!
А те кто играет 8 часов еще счастливее тех, кто только 4. Полная нирвана начинается между 12 и 16 часов. Но некоторым может потребоваться и полноценные 24.
Водка с наркотой тоже делают счастливыми...на время:-)
проблема в последствиях её употребления только. А не в ней самой

frost_11

November 20 2020, 08:29:45 UTC 3 years ago Edited:  November 20 2020, 08:31:49 UTC

Компьютерные игры - сублимация жизни. С одной стороны достаточно безвредно и даже полезно для психического комфорта. С другой всё это как-то неприглядно.

Протез жизни. Может подумать как не делать инвалидов?
Не больше, чем книги.

frost_11

3 years ago

keleg

3 years ago

frost_11

3 years ago

keleg

3 years ago

frost_11

3 years ago

keleg

3 years ago

m0208 m0208

3 years ago

keleg

3 years ago

m0208 m0208

3 years ago

starcuriosity

3 years ago

keleg

3 years ago

starcuriosity

3 years ago

keleg

3 years ago

vnukkulaka

3 years ago

seraphim_6k

3 years ago

У тех, кто играет 4 часа в день, как минимум есть эти четыре свободных часа, которые можно потратить на развлечения, а не работу или хозяйственные хлопоты. Понятно, что они счастливее тех, кто не может себе такого позволить.
Это верно, выборку надо бы как-то нормировать, по уровню дохода хотя бы. По хорошему, игроков надо сравнивать с теми, кто тоже 4 часа в день занимается, но чем-то другим. При этом совершенно необязательно исключать работу и хозяйство - это тоже может дать интересные выводы.

mercant

3 years ago

bbv2612beta

3 years ago

Игорь Еремеев

3 years ago

bbv2612beta

3 years ago

vaakom

3 years ago

igor_sabadah

3 years ago

Игорь Еремеев

3 years ago

к которому людей принуждает общественное мнение, и который доводит в итоге нечастных до чувства глубокого разочарования.

Так у компьютерных игрунов своя субкультура, и если в реальной жизни меряются деньгами или тачками, то у компьютерных игрунов уровни, артефакты и прочее.
Те же яйца только в профиль.
Да ну, про игроков мизер, остальным на пиписькомерки начхать.
Вообще игры сейчас чуть ли не обязательный элемент социализации у молоежы. Потому что чо ты как лох не играешь.
> традиционный бессмысленный образ жизни, к которому людей принуждает общественное мнение

Воспринимайте его как сложную игру. Только с живыми персонажами и реальными бонусами, которые можно ощутить всеми пятью чувствами.
Только вот компьютерную игру вы можете выбирать под свои способности. Если у вас хорошая реакция - вы будете играть в такую игру, где именно это качество даёт преимущество. Если вы умеете строить многостадийные планы, просчитывая билд и экономику - выберете игру, которая зависит именно от такого умения.
Реальная жизнь такой возможности не даёт. И успешность в этой "игре" определяется исключительно социальными навыками. Если вам повезло выиграть в генетическую лотерею и родиться экстравертом, который легко сходится с людьми и заводит знакомства - вы будете рулить. Если же люди вас пугают, и вы даже не способны отстаивать своё мнение, потому что на вас очень легко надавить лишь повысив голос - придётся прилагать чудовищные усилия, просто чтобы не свалиться на социальное дно.

pivovaroffs

3 years ago

06242andrew

3 years ago

pivovaroffs

3 years ago

kommehtapuu

3 years ago

pivovaroffs

3 years ago

kommehtapuu

3 years ago

vaakom

3 years ago

ardelfi

3 years ago

pivovaroffs

3 years ago

ardelfi

3 years ago

pivovaroffs

3 years ago

Я бы ещё добавил, что игры дают ощущение успеха, движения вперед. Ведь в обычной жизни какого-то серьезного продвижения, вроде покупки нового автомобиля или квартиры, повышения на работе и т.п., зачастую приходится ждать годами, во время которых кажется, будто ты практически стоишь на месте и у тебя ничего к лучшему не меняется. А это явно сказывается не самым лучшим образом на настроении.
Ну а в играх прогресс происходит куда быстрее и заметнее: там проходишь уровни, прокачиваешь перса, получаешь достижения и т.д. - иными словами, куча вполне достижимых локальных целей, которые позволяют порадоваться успеху.
... и утыкаешься в момент, когда без вложения денег, ты уже не можешь дальше развиваться. А он неизбежно наступает, поскольку цель нынешних игр не развлечь человека, а заставить его пробашлять рано или поздно.
И привет - все встает снова на те же позиции - у кого есть деньги на донат, те имеют преимущество.

tssrrus

3 years ago

stagla

3 years ago

bbv2612beta

3 years ago

Игорь Еремеев

3 years ago

stagla

3 years ago

vaakom

3 years ago

stagla

3 years ago

Игорь Еремеев

3 years ago

pivovaroffs

3 years ago

tssrrus

3 years ago

pivovaroffs

3 years ago

oxed2000

3 years ago

ladycat65

3 years ago

pivovaroffs

3 years ago

@Через монитор не видно, сколько денег у твоего тиммейта.@

который стреляет в тебя золотой болванкой из шведского С-танка за 2000 руб который ты никогда не сможешь себе позволить потому что нужно купить сапоги
Я бы не играл в такие игры, в которых без доната нельзя получить определенное игровое преимущество. Всякие скины-эмодзи - не в счет. Это бусы из стекла для дикаря.

vaakom

3 years ago

Игорь Еремеев

3 years ago

Интересно - резиновая баба относится ли к такого рода играм?
С ней можно вообще кем только не почувствовать себя. В теории. И денег от тебя она почти не требует.

Но в реальности пользователи резиновых баб почему-то ощущают себя неловко, и не хвастаются тем как они с ней проводят время.
"Почему-то?" Да по той самой причине, что описана в посте - общественное мнение будет считать вас ничтожеством. Вон, Иван Иваныч трёх любовниц завёл, а вы и жену-то с трудом содержите - видимо, с вами что-то не так.
Кстати, основная часть того богатства, которое копят мужчины, нужна именно для того, чтобы привлечь женщин. И недаром в средневековом Китае (Восточная Хань) до всех должностей, связанных с большими деньгами - сбор податей, таможня, разработка ценных рудников - допускали исключительно евнухов. Потому что тогдашние императоры очень быстро поняли, что евнух крадёт в разы меньше. Настолько меньше, что это сразу заметно.
А меньше крадёт он потому, что все эти яхты, дворцы в пару гектар и прочее - это по большому счёту нужно не самому чиновнику, а его жене и пачке любовниц. Когда же он не думает о женщинах и их привлечении, то и бабла сливается гораздо меньше.

ardelfi

3 years ago

dolovar

November 20 2020, 08:46:04 UTC 3 years ago Edited:  November 20 2020, 08:56:17 UTC

Один из вводящих в заблуждение терминов - "счастье".
Во-первых, удовольствие - не цель жизни, а один из инструментов разума для коррекции поведения.
Во-вторых, удовольствия бывают очень разные, и не только по силе или причинам, но и по механизмам. Манящее предвкушение, сподвигающее увлечение, расслабляющее удовлетворение, несколько уровней приятия, включая гордость - очень разные механизмы влияют на поведение.
Удовольствие от нового впечатления и удовольствие от рассказа о новом впечатлении, взрыв сладости, восторг почесывания, истома массажа, покой праздности, сексуальные приливы, тайна любви, удовлетворение местью, сброс катарсиса, прелесть смущения… Вредно для понимания сводить их к одному какому-то абстрактному "счастью", которое, якобы, и в компьютерных играх или снеках, и в деньгах или власти.
Разум имеет приемы для достижения, компенсации, отказа, сублимации - все они, и не только они, обладают возможностью даровать удовольствие. В те же игры приходят с разными целями и получают разное.
В игры скатываются не для "чего ты хочешь", но для "чего тебе не хватает". И это отнюдь не одни только "интересно", "снять давление норм" или "уход от реальности", упомянутые в статье. Упомянутое живет на уровне симптомов, причин же значительно больше.
Счастье - это ложная цель.
Человек создан по образу и подобию, т.е. способным Любить и Творить.
И если хватает ума на то, чтобы перестать ныть и научиться радоваться жизни, если хватает ума на то, чтобы в твоей жизни была любовь и творчество - то чего еще желать?

dolovar

3 years ago

Игорь Еремеев

3 years ago

dolovar

3 years ago

>игры позволяют человеку заниматься тем, что ему интересно

А если человеку интересно заниматься чем-то другим, а не играми, то он никак не будет счастлив? :))
К сожалению в реальном мире мало кто может одновременно заниматься любимым делом и получать достаточный для жизни доход. Отсюда игры как способ уйти от реальности.

Игорь Еремеев

3 years ago

Все наши чувства: страсть, любовь, эйфория, счастье, депрессия — это набор химических элементов внутри нашего организма. Игры дают лёгкий способ выработки этой химии.
Игры привлекательнее, чем реальность — в них есть четкие цели, которых всегда можно выполнить и получить удовольствие. Именно поэтому многие геймеры подсаживаются на игры и страдают аддикцией.
Если бы это было так, то давно бы уже разработали химические способы регулировки настроения.
Скажем, вас распекает начальник или пилит жена, а вы приняли специальный препарат - и слушаете эти вопли как самую сладкую музыку, никакого негатива они в вас уже не вызывают.
Но в том-то и проблема, что мозг - это не только химия, но ещё и электроника. А вот "подправить" те сигналы, что бегут между нейронами, уже не так-то просто.

Игорь Еремеев

3 years ago

Героин тоже влияет на уровень счастья.
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →