Олег Макаренко (olegmakarenko.ru) wrote,
Олег Макаренко
olegmakarenko.ru

Categories:

Как копирайт тормозит науку и искусство



Однажды геологи прибыли в глухую далёкую деревню, от которой до ближайшего населённого пункта – второй столь же глухой деревни – было несколько часов ходьбы. Геологам как раз надо было во вторую деревню и они, взяв с собой местного попутчика, выдвинулись в дорогу.

– А вы что же, грибов не едите? – с некоторым удивлением спросил их местный житель?
– Нет, не едим, – с не меньшим удивлением ответили геологи.

Как выяснилось, в этих краях росли какие-то особые грибы, обладающие эффектом телепортации. Местные жители выходили за ворота, жевали гриб и… немедленно обнаруживали себя как раз перед воротами второй деревни.

Для меня подобными "грибами" служат аудиокниги. Я сажусь в машину, включаю магнитолу и хоп – я уже приехал и размышляю, пора выходить из машины, или можно ещё дослушать до конца главы.

Есть только одна проблема. Далеко не для всех книг, которые я хотел бы прослушать существуют качественные аудиоверсии.

На первый взгляд, проблема могла бы быть решена очень просто. В отличие от обычной книги, которую надо писать месяцами (а иногда годами), аудиокнига озвучивается – если работать энергично – за несколько рабочих дней. Стоимость изготовления, соответственно, также не очень велика.

Напрашивается идея: сделать краудфандинговый сайт, на котором собирались бы деньги на озвучку книг, а также получить для этого сайта господдержку (ибо аудиокниги – это дешёвые и эффективные вложения в культуру). В России сейчас одних только автомобилей больше 50 миллионов. Будьте уверены, слушатели в достаточном количестве найдутся.

Однако при попытке даже задуматься о чём-нибудь масштабном, мы немедленно наткнёмся… на авторское право. Права на многие уже озвученные аудиокниги, которые стоило бы включить в центральную библиотеку, кому-то принадлежат, их нельзя вот так просто выкладывать во всеобщий доступ. Права на бумажные книги, что печальнее, также принадлежат авторам – и мы не имеем права озвучивать их без разрешения.

Скажете, что я халявщик, и что авторам надо платить?

Да нет, коллеги, одна аудиокнига – это 10-15 часов. Даже если она стоит 500 рублей (а обычно стоит она гораздо меньше), получается 50 рублей в час. Я не самый богатый человек в России, но я вполне готов платить 50 рублей в час за хорошее развлечение.

Проблема в том, что для огромного количества книг банально нет аудиоверсий. Платить некому, товара не существует в природе. Владельцу прав на книгу озвучивать её неинтересно, посторонние же не имеют права собирать на профессиональную озвучку деньги.

Обратите внимание – мы имеем дело с технически очень несложной схемой. Диктор берёт бумажную книгу, технично зачитывает её в микрофон, аудиокнига готова. И даже эта простейшая схема уже буксует из-за того, что владельцы прав притормаживают работу.

Что же говорить о более сложных вещах – разработке лекарств или о каких-нибудь инженерных проектов? Там-то надо получать согласования у значительно большего числа собственников, и сопротивляться сотрудничеству они будут не только из-за естественной лени, но и из-за средневекового желания нажиться на своих секретах мастерства.

Подведу итог

Принято считать, что патенты и копирайт необходимы для поддержки творцов. Я однако вижу, что в действительности до самих творцов доходит не так уж много – при этом зачастую патенты и копирайт становятся непреодолимыми препятствиями на пути развития науки и искусства.

Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 501 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Recent Posts from This Journal