Олег Макаренко (olegmakarenko.ru) wrote,
Олег Макаренко
olegmakarenko.ru

Categories:

Регулируемый капитализм



Идеальный капитализм я вижу, конечно же, регулируемым. Стратегические важные предприятия — такие как оборонная промышленность, нефтяные компании и, скажем, крупные торговые сети — должны быть под контролем государства в прямом смысле этого слова. У государства должен быть контрольный пакет этих структур.

Участие государства в остальном крупном бизнесе может ограничиваться символическими несколькими процентами акций — чтобы государство видело, что происходит, и в ручном режиме решало все их проблемы.

Приведу для ясности пример из недавнего прошлого. Когда металлургам стало выгодно поставлять сталь в больших количествах на экспорт, у них возникло искушение резко поднять цены на сталь и для отечественных заводов — таких как автомобильные, например. Власти тогда попросили этого не делать, и наши заводы продолжили покупать сталь по умеренной цене.

Что было бы, если бы государство не вмешалось тогда? Часть заводов разорилась бы, а металлурги, соответственно, потеряли бы часть клиентов. Плохо было бы всем.

Идём дальше. Для среднего бизнеса я считаю разумным установку системы квотирования. Допустим, в городе работает три конкурирующих друг с другом бетонных завода. Каждому из них государство выделяет квоту — можно произвести столько-то бетона, не больше. Тогда, с одной стороны, у бетонных заводов всегда есть гарантированный рынок сбыта, с другой стороны, покупатели бетона уверены в том, что завтра они не останутся без материалов из-за того, что один из заводов разорится.

Разумеется, следить за распределением и соблюдением квот нужно в ручном режиме. На каждом среднем предприятии должен сидеть один комиссар, внимательно наблюдающих за ходом работы и оперативно решающий возникающие несогласовки.

Для мелкого бизнеса, думаю, правильно будет ввести систему зонирования. В муниципалитете сморят на свою территорию и решают: нам нужно двадцать продовольственных магазинов, десять кафе, три ресторана, один фитнес-центр и так далее. Когда новый малый бизнесмен хочет открыть дело, он приходит в муниципалитет, и там ему говорят — есть места для такого-то и такого-то бизнеса. Хотите открыть ресторан? Отлично. У нас есть рестораны русской и грузинской кухни, что будет у вас? Тоже грузинская? Нет, уже есть. Выберите что-нибудь ещё. Китайская?

Отлично, подойдёт. Можем предложить вам такие-то помещения. Вот это от муниципалитета, а это от собственников, но мы попросим, чтобы вам сделали нормальные условия аренды.

При такой системе выиграет прежде всего, опять-таки, сам малый бизнес. Можно будет планировать работу на 10 лет вперёд, будучи уверенным, что завтра тебя не попросят освободить помещение, и что послезавтра дверь-в-дверь с тобой не откроется конкурент, который будет душить тебя ценами.

Вот, вкратце, тот госкапитализм с человеческим лицом, к которому мы, я надеюсь, когда-нибудь придём. Готов выслушать ваши одобрительные возгласы и возражения. Только не говорите, что государство всё портит — на днях я как раз был в налоговой на Лермонтовском проспекте и был приятно удивлён скоростью и качеством обслуживания. В аналогичных коммерческих структурах — крупных банках, например — о таком качестве обслуживания клиенты могут только мечтать.

Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 903 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Recent Posts from This Journal