Согласно моему глубокому убеждению, никакой кармы не существует. И тем не менее механизм кармы работает с удручающей стабильностью — на что существуют вполне реальные причины.
Не буду сейчас затрагивать вопросы человеческих отношений, сосредоточусь на «деловой» части так называемой «кармы» — благо как раз вчера мне задавали в комментариях вопросы, почему же бизнесмены такие сволочи, что так и норовят обмануть своих сотрудников.
Начнём с примера. Допустим, мы управляем бизнесом по продаже пончиков в офисы. У нас в штате работают повара с курьерами, а нашими клиентами являются заботящиеся о хорошем настроении своего персонала организации.
Допустим, мы (руководство фирмы) работаем посредственно: не хорошо, но и не плохо. Платим более-менее в срок не особо большие зарплаты, кое-как следим за качеством пончиков. Сотрудники и клиенты у нас такие же как и мы — посредственные. Сотрудники могут позволить себе иногда халтурить, клиенты могут тянуть с оплатой и по-скотски разговаривать с нашими диспетчерами.
Теперь представим себе, что к нам на работу устраивается сотрудник-мечта. Допустим, повар, который стабильно, изо дня в день, готовит идеальные пончики. Долго он у нас задержится?
Нет, таки недолго. Через какое-то время его пригласят на работу в какой-нибудь ресторан — и мы никак не сможем его удержать, так как зарплаты и условия работы у нас посредственные.
Представим теперь, что к нам на работу устраивается сотрудник-проблема. Скажем, курьер, который периодически приходит на работу слегка пьяным и дышит перегаром на клиентов. Долго он будет у нас работать? Нет, недолго. Мы его уволим, и он устроится в какую-нибудь дыру, где его поведение не будет выделяться на общем фоне.
Идём дальше. Можем мы заполучить себе действительно хорошего клиента, который будет платить нам точно в срок и корректно себя вести? Можем. Но через какое-то время клиент устанет от наших косяков и начнёт закупать пончики в том ресторане, куда ушёл от нас идеальный повар.
Напротив, от плохого клиента, задерживающего оплату на месяцы и кидающегося пепельницами в курьеров, откажемся мы сами. Этот клиент будет покупать пончики в той дыре, в которой работает сейчас уволенный нами пьяница-курьер.
Как видите, всё просто. Если мы позволяем себе задерживать зарплату, обманывать сотрудников и обращаться с ними как со скотом, никто не будет делать нам по этому поводу выговоров и замечаний. Просто у нас через какое-то время останутся в подчинении только сотрудники нашего же уровня — которые будут халтурить, прогуливать и обманывать нас при каждой возможности.
Почему? Потому что у нормальных сотрудников не будет причин терпеть наши чудачества: им будет проще уволиться и найти себе нормальную работу.
Кстати, некоторые удивляются, почему же их, таких умных и талантливых, не берут на простую работу. Ответ банален — так как работодатель трезво оценивает свои шансы и понимает, что умные и талантливые у него надолго не задержатся, искать же через три месяца нового сотрудника взамен уволившегося — удовольствие сомнительное.
Само собой, из правила кармы бывают исключения.
Во-первых, есть также огромное количество людей, не умеющих увольняться. Единожды попав в какую-нибудь дыру, они будут годами тянуть там лямку, плача, но не решаясь пойти к начальнику с заявлением об увольнении. Многие начальники этим пользуются, умело подавляя психологически попавших к ним сети людей — заставляют тех работать по 12 часов в день, постоянно внушают им мысль о том, что деваться им некуда.
Во-вторых, иногда сменить работу не позволяют обстоятельства — допустим, военные вынуждены служить там, куда их направят, нравится им это или нет.
В-третьих, зачастую совершенно конченная контора понимает необходимость заполучить действительно хорошего специалиста и платит последнему в два-три раза выше рынка — лишь бы тот согласился у них задержаться. За эти деньги мозг специалисту выедается капитально, но всё же свою хорошую зарплату он имеет.
Опять-таки, никто не отменял дружеские и родственные связи — которые иногда заставляют работать в одном коллективе очень разных по уровню людей.
Теперь о главной ошибке тех, кто пытается вырваться из круга, который кажется им замкнутым. Они обычно думают, что их проблема в плохой работе, плохих клиентах или в плохих сотрудниках. Однако давайте подумаем, что будет, если пьяница-курьер устроится за взятку в хороший ресторан и будет разносить пончики по лучшим офисам города?
Очевидно же — через какое-то время его всё равно выпрут. И если он скопит денег на вторую взятку, история всё равно повторится.
А вот если курьер будет работать над собой, бриться по утрам, ходить в опрятной одежде и пить чёрный чай вместо красного вина, через какое-то время он спокойно устроится на хорошие условия и на нормальную зарплату.
При этом, обратите внимание, в той дыре, в которой терпят пьяных курьеров, рассчитывать на рост он вряд ли сможет. Пьяный курьер может там дорасти до пьяного начальника курьерского отдела — а трезвые курьеры там не нужны, они там только выбиваются из коллектива.
То же самое верно и в отношении бизнесмена, которому «не везёт» с клиентами и сотрудниками. Проблема, вероятно, не в том, что бизнесмен проводит мало собеседований и не в том, что «рынок плох». Проблема, вероятно, в самом бизнесмене — который не может ни создать хороших условий для персонала, ни выдать на-гора качественный продукт. Если бизнесмен займётся самим собой, через какое-то время он может надеяться, что и его фирма перейдёт на качественно иной уровень.
В качестве завершения статьи расскажу забавную историю из жизни. Какое-то время назад я разговорился с таксистом, и он между прочим поведал мне о не вполне красивой с моральной точки зрения деловой операции. На мой вопрос, почему же таксист так жёстко обошёлся со своим знакомым, тот объяснил, что своя рубашка ближе к телу, и что он не видит смысла проявлять бессмысленную доброту.
Ещё через несколько минут поездки таксист с горечью поведал мне, что найти нормальную женщину практически невозможно — все они меркантильные сучки, к которым нельзя поворачиваться спиной. У него был опыт нескольких долгих отношений, включая одну женитьбу, и все они заканчивались одинаково.
PS. Это восемнадцатая статья из серии «Размышления о ведении бизнеса в России». Другие статьи серии можно найти вот здесь:
http://fritzmorgen.livejournal.com/tag/Размышления о ведении бизнеса в России
PPS. Кстати, если вы не любите так называемые «донаты», типа того, который нарисован на картинке к посту. Я тоже относился к ним крайне скептически, пока как-то случайно не попробовал шоколадный пончик в финском «Хесбургере». Это, доложу вам, был сюрприз для меня. Пончик оказался столь вкусен, что на следующий год я стал постоянным клиентом заведения: обычно я брал штук 5-6 пончиков с собой и плавно пожирал их в течение остатка дня.
Потом, правда, ребята сильно накосячили во время новогодних праздников, и я перестал к ним ходить, однако сейчас, вспомнив вкус этих пончиков, я начал уже всерьёз размышлять о том, чтобы доехать до ближайшего «Хесбургера» и освежить вкус пончиков в своей памяти.
Обновление. Побывал в Hesburger, решил вспомнить старое. Пончики больше не рекомендую. Они, похоже, или изменили рецептуру, или полностью забили на контроль качества. Теперь вкус пончиков сильно ниже среднего, отдаёт чем-то искусственным.
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →