Олег Макаренко (olegmakarenko.ru) wrote,
Олег Макаренко
olegmakarenko.ru

Category:

Почему велодорожки сделали только хуже



Мне прислали большой фоторепортаж о реальных попытках велосипедиста поездить на двухколёсном коне по велодорожкам Москвы. Краткая суть: в нынешнем своём виде велодорожки скорее вредны, нежели полезны, и если чиновники хотят сделать велодорожки удобными, им предстоит затратить кучу времени и сил на решение многочисленных проблем.

Отмечу, что лично я фанатиком вовсе не являюсь, я регулярно корректирую своё мнение в соответствии с новой информацией. У меня нет цели объявлять крестовый поход против велодорожек, ну а на велосипедистов я и вовсе смотрю с большим одобрением. Если мне убедительно докажут, что велодорожки могут хорошо вписаться в городскую инфраструктуру, я только обрадуюсь. Но, увы, пока что общественный транспорт бьёт в городе велосипед практически по всем показателям.

Если бы я строил идеальный город, велодорожки там были бы или в парках, или в некоторых особенно удобных для велосипедистов маршрутах – а вот улицы были бы заточены под пешеходов, под автобусы/трамваи/троллейбусы и, в третью очередь, под автомобилистов.

Итак, вот фоторепортаж от bazilCyclist. Подписаться на видеоканал автора (с велосипедными видео) можно вот здесь:

https://www.youtube.com/user/bazil1986

--- Начало репортажа ---

В 2015 году на нескольких десятках улиц города Москвы были проведены работы по комплексному благоустройству: тротуары вымощены плиткой, кабели связи перенесены в специальную кабельную канализацию, упорядочена парковка, проведено дополнительное озеленение, осуществлена замена многих малых архитектурных форм. При этом на ряде улиц осуществлено обустройство велосипедных дорожек (Большая Никитская, Малая Никитская, Малая Бронная, Неглинная улицы) или велосипедных полос (улица Большая Ордынка, Люсиновская и Мытная улицы). Кроме того, выделенное пространство для велосипедов появилось на ряде улиц, не подвергшихся реконструкции (например, улицы и площади Бульварного кольца).

В настоящем обращении хотелось бы изложить некоторые соображения об итогах создания велодорожек и велополос в 2015 и предыдущих годах, а также высказать пожелания на будущее.

К сожалению, активное пользование созданной велосипедной инфраструктурой автором настоящего письма показало, что передвигаться на велосипеде стало сложнее и менее удобно. Однако необходимо отметить, что главной причиной имеющихся трудностей являются не сами велодорожки (велополосы) и организация движения по ним (они обустроены очень неплохо, несмотря на некоторые недостатки, о которых будет сказано ниже), а поведение других участников дорожного движения. Невысокий уровень культуры пешеходов, автомобилистов и велосипедистов привел к тому, что передвигаться по созданным велодорожкам и велополосам слишком тяжко.

Первой и самой распространенной проблемой является передвижение пешеходов по велодорожкам вопреки требованиям Правил дорожного движения Российской Федерации. Поскольку все недавно обустроенные велодорожки сделаны на одном уровне с тротуаром (кроме велодорожки на Неглинной улице), пешеходы постоянно по ним ходят. Причины могут быть разными. Одни пешеходы не знают, что по велодорожкам нельзя ходить (кроме отдельных случаев, указанных в ПДД); вторые не замечают, что передвигаются по велодорожкам; третьи знают, что по велодорожкам ходить нельзя, но относятся к этому безразлично.

Вот графическое изображение данной проблемы.

1. Большая Никитская улица, реконструированная в 2015 году. Тротуар справа широкий и почти пустой, однако мать с ребенком идёт ровно по велодорожке.



2. Пятницкая улица. Тротуар справа пустой, однако дама с телефоном идёт по велодорожке.



3. Аналогичный случай.



4. Ещё один пример.



5. А это просто «шедевр»: на изображении семь человек, шесть из них идут по велодорожке, один по «буферной зоне», зато на тротуаре нет ни одного.



6. Влюблённые пары тоже предпочитают велодорожки.



7. Скейтбордисты, роллеры, владельцы самокатов, колясок и прочих устройств с колёсами, которые (устройства) не являются транспортными средствами, почти всегда передвигаются по велодорожкам.



Из представленных выше графических изображений видно, что даже широкие тротуары не удерживают пешеходов от передвижения по велодорожкам.

Если велодорожка обустроена на одном уровне с тротуаром, то по ней всегда будут ходить пешеходы.

Как показывают наблюдения автора письма, по велодорожкам передвигается (в зависимости от места и условий) от 5 до 40 процентов пешеходов. Это слишком много, чтобы удобно ездить на велосипеде.

Отдельно следует отметить велодорожку на Неглинной улице. Это первая велодорожка (по крайней мере, из тех, что известны автору письма), которая сделана ниже уровня тротуара и на одном уровне с проезжей частью. По ней пешеходы ходят в целом реже, но всё равно достаточно часто. Таким образом, ни широкий тротуар, вымощенный красивейшей дорогой плиткой, ни пониженный уровень данной велодорожки не спасают её от пешеходов.

Ещё одна проблема, связанная с пешеходами, заключается в том, что до половины пешеходов переходит дорогу по велодорожкам, а не по «зебрам».

8. Площадь Никитские ворота. Пешеходный переход справа у фонтана, но очень многие переходят по велодорожке.



9. Пока автор письма ждал разрешающий сигнал на велосветофоре, перед ним встали ещё два пешехода, чтобы перейти Большую Никитскую улицу по велодорожке, а не по пешеходному переходу, который правее.



Далее хотелось бы высказаться про невысокий культурный уровень автомобилистов. Они, как можно догадаться, паркуются на велодорожках и велополосах либо ездят по ним.

Конечно, проблемы с автомобилями чаще всего возникают на созданных велосипедных полосах, поскольку они обустроены на проезжей части (и это правильно; на одном уровне с тротуаром пространство для велосипедов делать нельзя, что наглядно показано выше).

Итак, первая проблема – парковка на велосипедных полосах. Следует отметить, что количество припаркованных на велополосах машин не очень велико, однако даже имеющегося количества нарушителей более чем достаточно, чтобы сделать передвижение на велосипеде опасным и сложным.

Взять, например, улицу Большая Ордынка. Её реконструировали в 2015 году. В рамках реконструкции там появилась велосипедная полоса (встречная по отношению к автомобильному потоку). Но на ней постоянно паркуются автомобилисты.

Припаркованный на велодорожке "мерседес"



Что самое интересное, на Большой Ордынке такие припаркованные автомобили объехать нельзя, потому что, как уже было сказано, велополоса является встречной по отношению к автомобильному потоку. Единственный способ обойти такие машины – спешиться и пройти по тротуару, ведя рядом с собой велосипед, а потом вернуться на велополосу.

Из-за необходимости периодически спешиваться передвижение по велополосе на Большой Ордынке становится малоприятным занятием.

Автор настоящего письма ездил по Большой Ордынке несколько раз, однако ещё ни разу не удавалось проехать, не встретив препятствия в виде припаркованной машины (машин). Более того, во время пеших прогулок тоже всегда можно увидеть, как кто-то припарковался на велополосе.

Вот ещё пара примеров циничного нарушения Правил дорожного движения на улице Большая Ордынка.

11. За такси припарковано ещё три автомобиля.



12. А этот автомобилист был заснят во время заезда на велополосу для парковки. Что интересно, он чуть не «впарковался» в автора настоящего письма. И это несмотря на наличие яркого фонаря на велосипеде, свет которого видно за несколько сотен метров. Такое автомобильное хамство поражает.



Не менее возмутительным нарушением Правил дорожного движения со стороны автомобилистов является движение по велосипедным полосам.

13. Бульварное кольцо, Сретенский бульвар (внешняя сторона). Данная машина не припаркована на велосипедной полосе. Она по ней едет.



К сожалению, даже при незначительных затруднениях движения велосипедные полосы на Бульварном кольце и иных улицах, не «защищенные» парковкой с левой стороны, часто превращаются в полосы для автомобилей.

На первый взгляд кажется, что совокупная ширина велополосы и буферной зоны недостаточна для того, чтобы там мог проехать автомобиль. Но оказывается, что достаточна.

Наконец, третьим распространенным нарушением со стороны автомобилистов является остановка на велодорожках (велополосах) на перекрёстках при запрещающем сигнале светофора.

14. Такая картина встречается очень часто. Стоп-линию соблюдают далеко не все.



Из-за такого нарушения проезжать перекрёстки велодорожек и дорог общего пользования сложно и неудобно.

Нельзя не сказать и про велосипедистов. К сожалению, данная группа участников дорожного движения является наименее культурной.

Если говорить о культуре велосипедистов в контексте велополос и велодорожек, то наиболее частым нарушением является езда навстречу движению.

К сожалению, велосипедисты, едущие навстречу велосипедному потоку, не являются редкостью.

15. Большая Ордынка. Пара велосипедистов, не обращая внимания на расположение знаков и «велосипедную» разметку, едет навстречу движению.



16. Бульварное кольцо, Тверской бульвар (внешняя сторона). Велосипедист с огромной скоростью едет навстречу движению.



Аналогичная беда и на велодорожках. Конечно, Правила дорожного движения ничего не говорят про «односторонние» или «двусторонние» велодорожки, однако здравый смысл и расположение велосветофоров, а также знаков и разметки со «стрелочками» четко дает понять, как следует передвигаться на велосипеде. Но московские велосипедисты едут как угодно, но только не как нужно.

Наблюдения автора настоящего письма показывают, что на «односторонних» велодорожках на Малой Бронной, Малой Никитской и Большой Никитской (на участке от Садового кольца до Бульварного кольца) улицах 80% велосипедистов едет навстречу движению. Никто из этих участников дорожного движения не понимает, что встречные по отношению к автомобильному потоку велодорожки сделаны не просто так, а для того, чтобы повысить связность улиц для велосипедистов.

Из других проблем велополос и велодорожек хотелось бы отметить такую проблему, как небрежная парковка на парковочных местах вдоль этих велополос и велодорожек. Часто автомобилисты паркуются на буферной зоне и занимают часть собственно велополосы/велодорожки. Из-за этого велосипедам остается совсем мало места. Очень часто автомобилисты при наличии парковочных мест, обустроенных параллельно велополосе/велодорожке, паркуются «ёлочкой» и полностью блокируют велополосу/велодорожку.

Ещё одна проблема – посторонние предметы на велополосах и велодорожках.

17. Например, вот:



Вкратце обозначив проблему бескультурья участников дорожного движения, которая является главным препятствием к передвижению на велосипеде по созданным велополосам и велодорожкам, хочется указать и на недостатки проектирования и организации движения на данных пространствах для велосипедов.

Самая главная проблема заключается в том, что велодорожки (особенно) и велополосы пытаются втиснуть в улицу любой ценой, без учета ширины этой улицы.

Взять, например, реконструированную в 2015 году Большую Никитскую улицу. Желание, как шутят в Интернете, «впихнуть невпихуемое», то есть велодорожку, привело к плачевным результатам. Реконструкция Большой Никитской улицы стала главным провалом из всех работ, выполненных в 2015 году в рамках программы «Моя улица». И всё из-за велодорожки.

К сожалению, в некоторых местах Большая Никитская улица слишком узка, чтобы одновременно разместить на ней велодорожку, тротуар и проезжую часть. В итоге пожертвовали шириной тротуара, из-за чего эта ширина в некоторых местах стала ещё меньше, чем до реконструкции данной улицы.

18. На Большой Никитской улице (на участке от Бульварного кольца до Кремлёвского кольца) всегда очень массивный пешеходный поток. Но на этом участке улицы ширина тротуара в некоторых местах не превышает одного метра.



19. Уличное кафе на узком тротуаре «выдавливает» пешеходов на велодорожку.



Очень странно, что стратегические ошибки, допущенные при реконструкции Пятницкой улицы в 2014 году, были повторены в ещё более худшем варианте в 2015 году на Большой и Малой Никитских, а также на Малой Бронной.

Вторая проблема организации движения по велополосам и велодорожкам заключается в том, что многие из них, как и раньше, ведут никуда.

Одно из самых странных решений можно наблюдать на Большой Ордынке (до чего же проблемная улица!). Там велосипедная полоса обрывается перед Черниговским переулком, на котором создана пешеходная зона. То есть велосипедная полоса приводит в зону, где нельзя ездить.

Ведь никто в Москве не делает улицы с односторонним движением, которые упираются в пешеходные зоны. А для велосипедов почему-то делают, как на Большой Ордынке.

А причиной такого решения стало желание во что бы то ни стало сделать полосу для велосипедов, даже непродуманную. Лишь бы была.

На Большой Никитской улице около Кремлёвского кольца велодорожка упирается прямо в подземный пешеходный переход. Тоже странное решение. Гораздо разумнее было бы соединить её с Кремлёвским кольцом, как это сделано с велодорожкой на Неглинной улице. Ведь на Кремлёвском кольце тоже планируется обустроить какой-то веломаршрут для велосипедистов.

Впрочем, и на Неглинной улице велодорожка тоже имеет один существенный недостаток. Перед гостиницей «Арарат-Хайат» она прерывается. Конечно, в этом виноваты не проектировщики, а владельцы гостиницы, в частной собственности которых находится тротуар, который они не разрешили реконструировать, но из-за этого велосипедисты, едущие по направлению к Театральному проезду, окажутся в тупике. Единственным выходом для них станет обход данной велодорожки по тротуару с велосипедом в руках.

…Таким образом, как следует из всего вышеизложенного, создание велосипедной инфраструктуры в Москве привело к тому, что передвигаться на велосипеде стало гораздо сложнее. По крайней мере, сложнее для тех, кто соблюдает Правила дорожного движения.

Созданная велосипедная инфраструктура не делает передвижение на велосипеде легче, быстрее и удобнее, зато постоянно провоцирует конфликты между велосипедистами, пешеходами и автомобилистами. Парадоксально, но там, где нет велосипедных полос и велосипедных дорожек, велосипедисты, пешеходы и автомобилисты прекрасно уживаются друг с другом.

Вывод очевиден: велосипедные полосы и велосипедные дорожки следует упразднить. Знаки «Велодорожка» следует убрать, а асфальтовое полотно, служащее для передвижения велосипедов, заложить плиткой. Опыт показывает, что по улицам Москвы легче передвигаться на велосипеде и без специальных выделенных пространств.

Автор настоящего письма обеими руками поддерживал бы обустройство велополос и велодорожек (даже не до конца продуманных), если бы участники дорожного движения знали и соблюдали Правила дорожного движения. Однако их невежество и низкий уровень культуры делают передвижение на велосипеде слишком трудным и раздражающим. Поэтому велодорожки и велополосы лучше упразднить. Это наилучший вариант.

Конечно, правильным вариантом была бы не борьба с головной болью с помощью гильотины, а повышение культуры участников дорожного движения и привлечение нарушителей Правил дорожного движения к административной ответственности, но пока нет никаких предпосылок к повышению культуры передвижения в пространстве. Вряд ли в скором времени пешеходы отучатся ходить по велодорожкам, велосипедисты – ездить навстречу движению, а автомобилисты – парковаться на велополосах и ездить по ним.

Но поскольку на полное упразднение велодорожек и велополос мало кто решится (да и велосипедисты будут против), есть компромиссный вариант. Он заключается в том, чтобы велодорожкам, обустроенным на одном уровне с тротуаром, придать статус велопешеходных дорожек с совмещенным движением – установив знак 4.5.2 «Пешеходная и велосипедная дорожка с совмещенным движением (велопешеходная дорожка с совмещенным движением)» и переработав разметку (дорисовав на асфальте человечков рядом с велосипедами).

Знак 4.5.2. «Пешеходная и велосипедная дорожка с совмещенным движением (велопешеходная дорожка с совмещенным движением)».



Очень хороший знак, но в Москве почему-то не используется. Для нынешних велодорожек на одном уровне с тротуаром это наилучший вариант. Если от пешеходов на велодорожках избавиться нельзя, нужно их там узаконить.

Что касается велосипедных полос, то их обязательно нужно «защитить» парковкой. В противном случае парковка (или движение автомобилей) будет прямо на велополосе, что наглядно показано выше.

На Большой Ордынке, к примеру, нестабильное количество полос. Эта улица в двух местах сужается с трёх полос до двух (и столько же раз расширяется с двух полос до трёх). Думается, что можно третью полосу преобразовать в парковочное пространство, которое будет «защищать» велополосу. Только за несколько десятков метров до Садового кольца можно оставить три полосы, чтобы быстрее выпустить автомобильный поток из центра Москвы. Как вариант, можно упразднить парковочные места на правой части улицы и перенести их на левую, где велополоса.

Однозначно, улица Большая Ордынка нуждается в переразметке. Хотя, конечно, велополосу, ведущую в пешеходную зону, лучше упразднить.

На улицах Бульварного кольца велосипедную полосу также нужно защитить от парковки и от движения машин (там, где она не защищена).

В заключение хотелось бы высказать несколько пожеланий по созданию велосипедных пространств в будущем.

Лучше, конечно, вообще не делать новых велополос и велодорожек. Но если и делать, то они должны соответствовать следующим требованиям.

1. Тротуар ни в одном месте не должен быть слишком узким из-за велодорожки или велополосы. Ошибки Пятницкой, Б. и М. Никитских, Малой Бронной повторять нельзя. Если велодорожку или велополосу нельзя сделать без сильного сужения тротуара хотя бы в одном месте, лучше их вообще не делать. Удобство пешеходов должно быть приоритетом. Ведь нет же велодорожек на реконструированных Мясницкой, Спиридоновке, Покровке, Маросейке, Большой Дмитровке. С велодорожками эти улицы были бы гораздо хуже.

2. Велодорожка обязательно должна быть ниже уровня тротуара и находиться на одном уровне с проезжей частью. Тут за образец нужно взять велодорожку на Неглинной улице.

3. Велодорожка/велополоса должна быть защищена парковкой слева либо сооружениями, которые препятствуют парковке и движению автомобилей непосредственно по ней (столбики, кадки с цветами, бетонные сферы или полусферы). Если защитить велодорожку/велополосу таким образом нельзя, от её обустройства следует отказаться.

4. Велодорожка/велополоса в конце должна пересекаться либо с проезжей частью, либо с другой велодорожкой/велополосой, но не обрываться на ровном месте или вести в тупик. Если разумно «закончить» велодорожку/велополосу не представляется возможным, от её обустройства лучше отказаться.

--- Конец репортажа ---

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 430 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →