Олег Макаренко (olegmakarenko.ru) wrote,
Олег Макаренко
olegmakarenko.ru

Categories:

Почему одни зарабатывают мало, а другие много



Если убрать разброс в зарплатах по регионам, почему кто-то зарабатывает мало, а кто-то много? Выведем пока что за скобки вопросы блата, проблемы моногородов и тому подобные внешние факторы, это тема для отдельного обсуждения. Посмотрим на те факторы, которые зависят от самих работников.

Начнём с тех, кто зарабатывает много, с ними проще. На размер зарплаты влияют:

1. Уровень профессионала. Бухгалтер, который умеет сводить баланс, зарабатывает больше, нежели рядовой бухгалтер. Сантехник, который умеет делать сложные системы, зарабатывает в разы больше, чем обычные сантехники из ЖЭКа.

2. Соответствие неким побочным требованиям. Если секретарь свободного говорит по-английски, пишет по-русски без ошибок и умеет одеваться в хорошем деловом стиле, зарплата будет одна. Если секретарь английский знает со словарём, а по-русски пишет и говорит с ошибками, зарплата будет уже другая, значительно ниже.

3. Правильная специальность. Когда я работал в «Первом Меде», студенты весьма охотно шли в проктологи, урологи и гинекологи. Конечно, какую-то роль тут играли и идейные соображения — те же хирурги-проктологи, например, делают зачастую очень сложные операции, они по праву могут гордиться своим мастерством. Однако сердца студентов при этом однозначно грели мысли о будущих заработках — как вы понимаете, при прочих равных гинеколог зарабатывает больше, чем, скажем, пульмонолог.

4. Способность много и хорошо работать. Такой несложный казалось бы навык, как умение приходить на работу вовремя и качественно работать в течение рабочего дня, встречается не так уж часто, и потому хорошо оплачивается.

Перейдём теперь к тем, кто зарабатывает мало. Каковы причины низких заработков?

1. Нежелание учиться. Многие перестают учиться сразу же после школы или института, и потому могут претендовать только на должности, которые не подразумевают обучение — вроде кассира, продавца или менеджера низшего звена, навроде того титулярного советника из повести Гоголя. Так как таких должностей мало, а претендентов на них много, оплачивается работа там соотвественно.

2. Неумение уволиться с плохой работы. У нас в стране есть огромное количество «потогонных контор», где сотрудников дрючат в хвост и гриву, платят им копейки, да ещё и задерживают зарплату. Некоторым людям психологически сложно принять решение положить заявление на стол директору, и они «застревают» в этих конторах очень надолго, бессмысленно растрачивая там своё здоровье и самоуважение.

3. Нежелание менять специальность. Иногда человек, вроде как, и мог бы зарабатывать много, да и учиться новому он вполне готов, однако он уже решил для себя, что работает, скажем, артистом театра, и менять сферу деятельности категорически не готов.

Отмечу, что иногда никакой логики в таком решении нет — так, если тех же артистов театра понять несложно, им не хочется уходить со сцены, то, например, вечного кассира понять уже тяжело.

4. Стремление к лёгкой и приятной работе. Типичный разговор, который мне приходилось слышать в разных вариациях не один раз:

— Что-то мало платят, денег совсем нет.
— Так давай ко мне, как раз по твоему профилю, зарплата в три раза больше.
— Да ну зачем? Это мне каждый день через весь город ехать, потом рвать горб, потом уставшим овощем домой... Лучше уж я у себя: к 11 пришёл, чайку попил, с коллегами поболтал, поработал немного, в 16 часов можно уже аккуратно смотреть в сторону дома.

5. Неумение соблюдать трудовую дисциплину. Некоторые люди постоянно опаздывают, часто прогуливают, гонят брак, а иногда даже пьют на рабочем месте. Какая-то работа у них всё равно обычно есть — но зарабатывают там они куда как меньше, чем могли бы, если бы подходили к работе с большей ответственностью. Кстати, если обратить внимание такого беспечного сотрудника на его особенности, он, вероятно, вскинет брови: «да брось, это же мелочи, разве могут они сильно влиять на зарплату?».

Теперь, когда я кратко обозначил основные движущие силы карьерного роста, вернёмся к теме «блата». Люди, которые думают, будто на хорошую работу можно устроиться только по знакомству, обычно ошибаются: хорошие сотрудники нужны всем, пусть даже текущий кризис и увеличил значительно среднее время поиска работы.

Если нормально взяться за дело, искать работу по 8 часов в день, работа будет найдено довольно быстро... при условии, что вы живёте не в совсем уж депрессивном регионе, и что ваши таланты соответствуют вашим запросам.

Однако если при поиске работы фактор «блата» я отношу к маловажным, то вот при продвижении по карьерной лестнице блат, наоборот, начинает иметь весьма большое значение. Как верно заметил в своё время Борис Литвак, организации можно разделить на три типа — маленькие, средние и больше.

В маленьких организациях вы растёте вместе с фирмой. Если вы были заместителем директора, когда фирма состояла из трёх человек, у вас есть хороший шанс остаться в этой должности даже после того, как фирма вырастет в 100 раз: разумеется, при условии, что вы будете «тянуть» свои обязанности в процессе роста.

В крупных организациях автоматический рост идёт крайне медленно: вы можете двадцать лет проработать там менеджером, потом получить повышение до старшего менеджера и уйти в этой должности на пенсию. Бывают, конечно, исключения, которыми я сейчас не вижу смысла загромождать текст, но в целом в крупных организациях рассчитывать на быстрый рост стоит только в двух случаях — или если у вас в совете директоров хороший друг, который будет тянуть вас за уши, или если такой друг есть у вашего начальника, а вы, в свою очередь, являетесь важным членом его команды.

Средние по размеру организации подходят для карьерного роста лучше всего: с одной стороны, там, в отличие от маленьких фирм, есть куда расти, с другой стороны, там, в отличие от больших фирм, реально испытывают острую нужду в профессионалах и готовы при необходимости «повышать» в должности сотрудников как угодно часто.

Подведу итог

Я оставил за скобками этой статьи большое количество вопросов — начиная от вопроса возраста, о котором можно было бы говорить долго и эмоционально.

Однако опыт показывает, что и перечисленных мной факторов зачастую вполне достаточно, чтобы разрыв в зарплатах между окончившими один институт соседями по лестничной площадке достигал десятикратного размера.

PS. Это четырнадцатая статья из серии «Размышления о ведении бизнеса в России». Другие статьи серии можно найти вот здесь:

http://fritzmorgen.livejournal.com/tag/Размышления о ведении бизнеса в России

Tags: Размышления о ведении бизнеса в России
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 474 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →