В мире политики и больших финансов победы редко бывают чистыми. Вот и американцы вынуждены были заплатить большую цену за изменение документов МВФ. С одной стороны, Вашингтон добился своего: правила МВФ были изменены, и теперь МВФ получил право кредитовать государства даже после банкротства.
Это значит, что теперь МВФ может продолжать направлять деньги на Украину даже после декабрьского дефолта — хотя, конечно, ещё далеко не факт, что МВФ захочет это делать.
С другой стороны, в ходе подковёрных торгов американцы согласились на реформу МВФ, которая была одобрена лидерами G20 ещё в 2010 году, и которую американцы морозили в Конгрессе целых пять лет. Кристина Лагард заявила недавно, что готова даже исполнить танец живота, лишь бы законодатели США одобрили эту реформу:
http://www.interfax.ru/business/401159
Станцевала ли госпожа Лагард танец живота перед конгрессменами или, может быть, они разменяли своё согласие на изменение правил по странам-банкротам, я не знаю. Однако же вот, пожалуйста, через несколько дней после положительного решения по Украине долгожданная реформа прошла все необходимые инстанции:
http://crimsonalter.livejournal.com/83808.html
В чём суть этой реформы? Цитирую самое важное из официального документа:
http://www.imf.org/external/russian/np/sec/pr/2015/pr15573r.pdf
Четыре страны с формирующимся рынком (Бразилия, Китай, Индия и Россия) войдут
в число десяти крупнейших участников Фонда. К другим государствам-членам из этих
первых 10 относятся Соединенные Штаты, Япония и четыре крупнейшие страны
Европы (Германия, Италия, Соединенное Королевство и Франция).
В январе пройдёт очередное распределение квот, поэтому точные подсчёты — кому сколько голосов достанется — пока что не имеют смысла. Однако уже ясно, что Россия входит в топ-10 членов МВФ, а страны БРИК (Бразилия, Россия, Индия и Китай) получат в совокупности около 15% голосов. Эта доля даст странам БРИК возможность блокировать при необходимости решения МВФ:
http://aftershock.news/?q=node/358252
Если голосов будет немного меньше 15%, недостающие до вето голоса мы легко сможем добрать при помощи Ирана и Сирии, например.
Это значит, что теперь у МВФ будет сразу два стопкрана — один в руках США (и его европейских союзников) и один в руках стран БРИК. И, следовательно, американцам будет теперь очень тяжело продавливать через МВФ откровенно вредящие нам решения.
Исполнительный совет впервые будет состоять лишь из выборных исполнительных
директоров, и тем самым ликвидируется категория назначаемых исполнительных
директоров (в настоящее время государства-члены Фонда с пятью крупнейшими
квотами назначают своих исполнительных директоров).
Появившаяся впервые система выборов означает для России (и других крупных стран) возможность провести своего директора в совет — подобно тому как несколько веков назад мощные европейские державы старались заполучить одного-двух своих кардиналов в Ватикане.
Таким образом МВФ, который ещё недавно был чисто американским инструментом, частично переходит под контроль прогрессивных сил. Если же учесть, что Вашингтон продолжает вести себя как белоголовый орлан в посудной лавке и пытается даже шантажировать Кристину Лагард уголовным преследованием, можно предположить, что влияние США на МВФ будет слабеть и дальше:
http://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/2538437
Как видите, размен выглядит явно неравноценным — американцы получили шанс выбить из МВФ немного денег для Украины, но потеряли при этом тот почти полный контроль над МВФ, которым они ещё недавно обладали. При этом министр финансов США уже прямо угрожает Киеву перекрыть даже этот крантик поступления денег, если Киев не выполнит немедленно требования МВФ:
http://www.vestifinance.ru/articles/65673
Можно предположить, что американцы предполагают полную потерю контроля над фондом в 2016 году и торопятся прогнать через него деньги на Украину, пока у них ещё есть такая возможность.
Почему американцы пошли на такой странный размен?
Полагаю, причин две. Во-первых, ход истории не развернуть, Америка объективно слабеет, и рано или поздно контроль над МВФ пришлось бы отдавать явочным порядком. Был, например, сценарий, при котором МВФ плавно угасал, а его функции потихоньку брал бы созданный Китаем аналог МВФ — в котором у США не было бы уже почти никакого влияния.
Нынешняя же схема перераспределения квот позволяет Штатам хотя бы сохранить у себя в руках право накладывать вето на неприятные для США решения фонда.
Вторая причина, по которой Штаты пошли на размен, заключается, вероятно, в той межклановой грызне, которая сотрясает Америку последнее время. Условная группировка Обамы сражается с условной группировкой Клинтонов, и в этой борьбе выгодные для конкретных политиков решения далеко не всегда оказываются столь же выгодными для Соединённых Штатов как государства.
PS. Кстати, об Украине. Оптимисты в комментариях к недавнему посту выразили мнение, что Украина легко прокормит себя сама. К сожалению, я никак не могу разделить этот бодрый настрой. С Россией всё понятно — нефть своя, НПЗ свои, сельское хозяйство достаточно развито, чтобы обеспечить практически полную продовольственную безопасность:
http://ruxpert.ru/Сельское_хозяйство_России
http://ruxpert.ru/Продовольственная_безопасность_России
А вот Украина — поправьте меня, если я ошибаюсь — вынуждена импортировать большую часть необходимого для тракторов и комбайнов топлива.
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →