Олег Макаренко (olegmakarenko.ru) wrote,
Олег Макаренко
olegmakarenko.ru

Categories:

Электрошкольник

Представьте себе, коллеги, что робот пошёл в школу. И учится в обычном классе вместе с обычными детьми. Учится математике, природоведению и прочим стандартным предметам. Контрольные при этом робот пишет безо всяких поблажек — наравне со своими одноклассниками.

Мозг у робота, предположим, самый заурядный. А именно — недорогой персональный компьютер, который можно купить в любом компьютерном магазине.

Так вот. Как полагаете, на какой контрольной, на каком зачёте, на каком экзамене робота попалят? Какого стандартного задания из школьной программы робот не сумеет выполнить?

Давайте разбираться.

С историей, биологией и краеведением всё понятно сразу. Тут робот будет у нас круглым отличником. Распечатал экзаменатору соответствующий листок из учебника и всё — получай свою законную пятёрку. На память компьютеры не жалуются.

С математикой немного сложнее. Тут нам потребуется установить MathCad, чтобы робот мог решить квадратное уравнение или расчитать интеграл. Но, в общем, тоже ничего сложного.

Кстати, забавный факт. Некоторые люди с техническим образованием часто чувствуют своё преводсходство над «гуманитариями». Дескать, технари решали задачи (думали), в то время как гуманитарии пересказывали заученный текст (попугайничали). Однако простой компьютер одинаково хорошо справляется и с тем и с другим. И пересказывает тексты и решает задачи.

Впрочем, как раз с пересказом у робота будет небольшая проблема. Под названием «сочинение». Думать-то робот не умеет, следовательно, и сочинять ему нечем. Отсутствует у робота орган, ответственный за фантазию.

Так что создать что-нибудь оригинальное у робота не выйдет. Но, положа руку на сердце, когда это школьные учителя ставили двойки с формулировкой «не оригинально»? Пусть себе наш кремниевый ученик пересказывает своими словами лекцию учительницы. Это, в общем, ему даже в плюс.

Ну а повторять «своими словами» роботы давно уже умеют. Спасибо дорвейщикам, которые их этому научили.

Проблема посерьёзнее у робота будет с русским языком. Ведь, как известно, чтобы писать грамотно — нужно понимать смысл написанного. А понимать роботы — увы — не умеют. Физически.

Впрочем, опять таки, возможно я выдумываю роботу несуществующие трудности. В конце концов, Microsoft Word пишет грамотнее огромного числа людей. А ведь все эти люди когда-то кончали школу.

Любопытно будет провести эксперимент: взять робота, надрочить его на стандартные правила орфографии и пунктуации, а затем прогнать через ЕГЭ по русскому языку. Сколько баллов получит робот? Ставлю сто рублей против двадцати, что оценка робота будет не ниже тройки.

Вот с чем у робота будет полная жопа, так это с нелюбимым многими иностранным языком. До терпимой программы машинного перевода нам пока как до Парижа на четвереньках. Так что тут, увы, робот будет ходить в заядлых троечниках. Хотя… всё будет зависеть от его соучеников. Возможно, на фоне знаний обыкновенных школьников, робот со своей блестящей памятью сумеет получить и четыре.

Подведём итог.

Надо признать, что роботу почти наверняка удастся окончить школу. Конечно, не с красным дипломом, но с весьма и весьма неплохим результатом. Ну а дальше робот, полагаю, сумеет закончить ВУЗ и устроиться на работу. Обзаведётся семьёй, купит квартиру в ипотеку. И будет потихоньку коптить небо — отнимать рабочие места у офисного планктона.

Так что, коллеги, возникает закономерный вопрос. А с какого это перепугу мы учим детей тому, что вполне может освоить обыкновенный компьютер? Неужели для того, чтобы они через десять лет конкурировали на рынке труда с киборгами? Не думаю, что дети будут в восторге от такой перспективы.

Как насчёт ввести для каждого предмета из школьной программы нехитрый тест? Берём стандартный экзамен и просим робота через него пройти. Прошёл? Значит без этого предмета ребёнок отлично обойдётся.

Взять ту же самую математику. Что — мало там нестандартных задач, которые робот решить не сумеет в принципе? Да спросите любого, окончившего физматшколу. Он сходу десяток таких выдаст. А возьмите ЕГЭ по математике. Сколько в нём нестандартных задач?

Или, например, история. История, по своей сути, это же детектив! Работа историка — это как работа мента из советской книжки. Сбор фактов и размышление над ними. Раз-мыш-ле-ние.

Скажите нормальному школьнику, что на истории нужно думать. Он посмотрит на Вас как на инвалида мозга. «На истории? Думать? Чудило, на истории нужно читать и учить».

А моя любимая философия? Ведь философия — это концентрированная мысль человечества. Наука понимать в чистом виде. А вовсе не умение вспомнить определение слова «диалектика»!

Короче, как только мы добираемся до сути любой науки, выясняется, что роботу там делать нечего. Ни в истории, ни в математике, ни в любой другой дисциплине.

Но почему же детей этой самой сути не учат? Почему от детей требуют не творить, а механически пересказывать своими словами тяжёлую судьбу неумной сучки Анны Карениной?

Да очень просто. Потому что у школьных учителей нет задачи беречь детский талант и давать этому таланту возможности для развития. У школьных учителей есть другая задача: начитать детям положенную дозу информации и убедиться, что кусочки этой информации засели у в голове у каждого ребёнка. Даже у последнего раздолбая Вовочки, который класть болт хотел и на учителя, и на его предмет, и на Министерство Образования Российской Федерации в полном составе.

Вот эту задачу — начитать и проверить — учителя и выполняют, по мере своих сил и умения.

Мы же не ругаем парикмахерскую за то, что там нас не кормят? Мы же сами туда пришли. Вот нас там и стригут. Если же мы хотели не подстричься, а поесть, то и идти нужно было не в парикмахерскую, а в ресторан. Там бы нас накормили.

Это, кстати, ответ тем, кто спрашивает меня — «А как ты, Фриц, предлагаешь изменить школы»?

Да никак не предлагаю. Хотите, чтобы у Вашего ребёнка от зубов отскакивали даты смерти великих композиторов? Да не вопрос! Отдайте его в школу. Там научат.

Хотите, чтобы Ваш ребёнок научился думать? Ну так предоставьте ему такую возможность. Например, запишите ребёнка на какой-нибудь кружок, который ведёт вменяемый взрослый, не связанный по рукам и ногам предписаниями РОНО. Где детей учит такой взрослый, который может показать детям живого слона, а не его выцветшую фотографию.

А всю механическую часть науки, без которой таки не обойтись, ребёнок тогда освоит походя — в процессе изучения любимого предмета.

Скажу то же самое другими словами.

Есть задачи, с которыми может успешно справиться робот. Если ребёнок старательно пытается овладеть подобными задачами, например, запоминает большие объёмы ненужной ему в данный момент информации, ребёнок уподобляется роботу. Встаёт на Путь Станка. Современный школьный курс практически целиком состоит именно из таких — рутинных — задач.

Есть задачи, с которыми робот справиться не может. Если ребёнок направляет усилия в сторону таких задач, назовём их условно «нестандартными», то ребёнок развивается. Как правило, такие задачи — творческие задачи — ребёнку могут предложить на разного рода кружках и факультативах.

Обратите внимания — я не Нестор Махно, и всемирная справедливость мне по ночам не снится. Если кто-то считает, что «не Б-ги горшки обжигают», «Школа учит думать», «Каждый должен знать три закона Ньютона» — ну так это его выбор и его полное право. Лично я агитировать за сжечь школы не собираюсь. Найду я общий язык и с Человеком Труда (с).
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 125 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →