Мозг у робота, предположим, самый заурядный. А именно недорогой персональный компьютер, который можно купить в любом компьютерном магазине.
Так вот. Как полагаете, на какой контрольной, на каком зачёте, на каком экзамене робота попалят? Какого стандартного задания из школьной программы робот не сумеет выполнить?
Давайте разбираться.
С историей, биологией и краеведением всё понятно сразу. Тут робот будет у нас круглым отличником. Распечатал экзаменатору соответствующий листок из учебника и всё получай свою законную пятёрку. На память компьютеры не жалуются.
С математикой немного сложнее. Тут нам потребуется установить MathCad, чтобы робот мог решить квадратное уравнение или расчитать интеграл. Но, в общем, тоже ничего сложного.
Кстати, забавный факт. Некоторые люди с техническим образованием часто чувствуют своё преводсходство над «гуманитариями». Дескать, технари решали задачи (думали), в то время как гуманитарии пересказывали заученный текст (попугайничали). Однако простой компьютер одинаково хорошо справляется и с тем и с другим. И пересказывает тексты и решает задачи.
Впрочем, как раз с пересказом у робота будет небольшая проблема. Под названием «сочинение». Думать-то робот не умеет, следовательно, и сочинять ему нечем. Отсутствует у робота орган, ответственный за фантазию.
Так что создать что-нибудь оригинальное у робота не выйдет. Но, положа руку на сердце, когда это школьные учителя ставили двойки с формулировкой «не оригинально»? Пусть себе наш кремниевый ученик пересказывает своими словами лекцию учительницы. Это, в общем, ему даже в плюс.
Ну а повторять «своими словами» роботы давно уже умеют. Спасибо дорвейщикам, которые их этому научили.
Проблема посерьёзнее у робота будет с русским языком. Ведь, как известно, чтобы писать грамотно нужно понимать смысл написанного. А понимать роботы увы не умеют. Физически.
Впрочем, опять таки, возможно я выдумываю роботу несуществующие трудности. В конце концов, Microsoft Word пишет грамотнее огромного числа людей. А ведь все эти люди когда-то кончали школу.
Любопытно будет провести эксперимент: взять робота, надрочить его на стандартные правила орфографии и пунктуации, а затем прогнать через ЕГЭ по русскому языку. Сколько баллов получит робот? Ставлю сто рублей против двадцати, что оценка робота будет не ниже тройки.
Вот с чем у робота будет полная жопа, так это с нелюбимым многими иностранным языком. До терпимой программы машинного перевода нам пока как до Парижа на четвереньках. Так что тут, увы, робот будет ходить в заядлых троечниках. Хотя всё будет зависеть от его соучеников. Возможно, на фоне знаний обыкновенных школьников, робот со своей блестящей памятью сумеет получить и четыре.
Подведём итог.
Надо признать, что роботу почти наверняка удастся окончить школу. Конечно, не с красным дипломом, но с весьма и весьма неплохим результатом. Ну а дальше робот, полагаю, сумеет закончить ВУЗ и устроиться на работу. Обзаведётся семьёй, купит квартиру в ипотеку. И будет потихоньку коптить небо отнимать рабочие места у офисного планктона.
Так что, коллеги, возникает закономерный вопрос. А с какого это перепугу мы учим детей тому, что вполне может освоить обыкновенный компьютер? Неужели для того, чтобы они через десять лет конкурировали на рынке труда с киборгами? Не думаю, что дети будут в восторге от такой перспективы.
Как насчёт ввести для каждого предмета из школьной программы нехитрый тест? Берём стандартный экзамен и просим робота через него пройти. Прошёл? Значит без этого предмета ребёнок отлично обойдётся.
Взять ту же самую математику. Что мало там нестандартных задач, которые робот решить не сумеет в принципе? Да спросите любого, окончившего физматшколу. Он сходу десяток таких выдаст. А возьмите ЕГЭ по математике. Сколько в нём нестандартных задач?
Или, например, история. История, по своей сути, это же детектив! Работа историка это как работа мента из советской книжки. Сбор фактов и размышление над ними. Раз-мыш-ле-ние.
Скажите нормальному школьнику, что на истории нужно думать. Он посмотрит на Вас как на инвалида мозга. «На истории? Думать? Чудило, на истории нужно читать и учить».
А моя любимая философия? Ведь философия это концентрированная мысль человечества. Наука понимать в чистом виде. А вовсе не умение вспомнить определение слова «диалектика»!
Короче, как только мы добираемся до сути любой науки, выясняется, что роботу там делать нечего. Ни в истории, ни в математике, ни в любой другой дисциплине.
Но почему же детей этой самой сути не учат? Почему от детей требуют не творить, а механически пересказывать своими словами тяжёлую судьбу неумной сучки Анны Карениной?
Да очень просто. Потому что у школьных учителей нет задачи беречь детский талант и давать этому таланту возможности для развития. У школьных учителей есть другая задача: начитать детям положенную дозу информации и убедиться, что кусочки этой информации засели у в голове у каждого ребёнка. Даже у последнего раздолбая Вовочки, который класть болт хотел и на учителя, и на его предмет, и на Министерство Образования Российской Федерации в полном составе.
Вот эту задачу начитать и проверить учителя и выполняют, по мере своих сил и умения.
Мы же не ругаем парикмахерскую за то, что там нас не кормят? Мы же сами туда пришли. Вот нас там и стригут. Если же мы хотели не подстричься, а поесть, то и идти нужно было не в парикмахерскую, а в ресторан. Там бы нас накормили.
Это, кстати, ответ тем, кто спрашивает меня «А как ты, Фриц, предлагаешь изменить школы»?
Да никак не предлагаю. Хотите, чтобы у Вашего ребёнка от зубов отскакивали даты смерти великих композиторов? Да не вопрос! Отдайте его в школу. Там научат.
Хотите, чтобы Ваш ребёнок научился думать? Ну так предоставьте ему такую возможность. Например, запишите ребёнка на какой-нибудь кружок, который ведёт вменяемый взрослый, не связанный по рукам и ногам предписаниями РОНО. Где детей учит такой взрослый, который может показать детям живого слона, а не его выцветшую фотографию.
А всю механическую часть науки, без которой таки не обойтись, ребёнок тогда освоит походя в процессе изучения любимого предмета.
Скажу то же самое другими словами.
Есть задачи, с которыми может успешно справиться робот. Если ребёнок старательно пытается овладеть подобными задачами, например, запоминает большие объёмы ненужной ему в данный момент информации, ребёнок уподобляется роботу. Встаёт на Путь Станка. Современный школьный курс практически целиком состоит именно из таких рутинных задач.
Есть задачи, с которыми робот справиться не может. Если ребёнок направляет усилия в сторону таких задач, назовём их условно «нестандартными», то ребёнок развивается. Как правило, такие задачи творческие задачи ребёнку могут предложить на разного рода кружках и факультативах.
Обратите внимания я не Нестор Махно, и всемирная справедливость мне по ночам не снится. Если кто-то считает, что «не Б-ги горшки обжигают», «Школа учит думать», «Каждый должен знать три закона Ньютона» ну так это его выбор и его полное право. Лично я агитировать за сжечь школы не собираюсь. Найду я общий язык и с Человеком Труда (с).
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →