Традиционная оценка полноценной экспедиции на Марс — это, вне зависимости от деталей проекта, 2 триллиона долларов. На такой оценке сходятся все занимающиеся вопросом специалисты, как в России, так и в США.
Сумма огромная: для сравнения, модный марсоход «Кьюриосити» обошёлся планете в 800 раз дешевле. Однако если Соединённые Штаты снизят, например, свои военные расходы до уровня российских, два триллиона долларов можно будет накопить всего лишь 4,5 года. То есть, деньги у человечества есть, просто оно сейчас тратит их на другие цели.
Что приятно, несмотря на снижение покупательной способности доллара, стоимость экспедиции последние годы так и застыла на отметке в 2 триллиона — благодаря техническому прогрессу постепенно удаётся удешевить некоторые компоненты.
Из чего складываются 2 триллиона?
Согласно расчётам разработчиков РКК «Энергия» минимальная стоимость двухгодичной экспедиции на Марс — практически без новых технологий и с пребыванием космонавтов на поверхности планеты не более месяца — примерно соответствует стоимости Международной космической станции и составляет 150-200 млрд долларов. При этом с Земли запускается в космос около 600 тонн. С учётом уровня цен в то время, когда активно строилась МКС, начни мы всерьёз готовить пилотируемую экспедицию на Марс сейчас, затраты снова составят сумму близкую к тем же 2 триллионам долларов.
При стандартной на сегодняшний день стоимости запуска в 10 тысяч долларов за килограмм, получится, что стоимость выведения грузов на земную орбиту составит всего лишь 6 млрд долларов. Таким образом, основные затраты пойдут на разработку новой техники и её испытательные полёты.
К сожалению, даже если искомые бюджеты будут сегодня выделены, успех ещё не гарантирован. В частности, буквально несколько лет назад были получены новые данные о вредоносном воздействии на здоровье космонавтов присутствующего в дальнем космосе галактического излучения. Из-за этого у инженеров возникли весьма серьёзные трудности с обеспечением радиационной безопасности космонавтов.
Оказалось, что природные механизмы, залечивающие в наших клетках почти все последствия «обычной» радиоактивности, выбивающей из молекул ДНК отдельные атомы, ничего не могут поделать с попаданием тяжёлой заряженной частицы, буквально разрывающей ДНК на два отдельных куска с парой потерянных «букв» между ними.
В более продвинутом проекте, основные положения которого разработали российские и иностранные студенты, участвовавшие в Международной молодёжной научной школе «Исследование космоса: теория и практика» (SDTP-2014), проводившейся Молодёжным космическим центром МГТУ им. Н.Э. Баумана, на орбиту выводится уже 1300 тонн. Однако при этом, в отличие от экономичных проектов, у космонавтов есть все шансы вернуться из полёта живыми и относительно здоровыми:
http://pressria.ru/pressclub/20140710/949388279.html
Экспедиция рассчитана на 15 лет, но ещё до её начала роботизированная астероидная база летит к астероиду Итокава и совершает на нём посадку — точнее, притягивается к астероиду тросами, поскольку сила тяжести на астероиде в тысячу раз меньше, чем на Земле. Заранее прилететь необходимо, чтобы передвигающимся по этим тросам роботам хватило времени заполнить местным щебнем специальные мешки. Когда через несколько лет на астероид прилетят космонавты, эти мешки будут защищать от радиации экипаж.
Нужно, кстати, сказать спасибо японцам, которые исследовали астероид аппаратом «Хаябуса». Благодаря японскому зонду можно уже планировать визит на астероид достаточно детально.
После обвешивания мешками с щебнем на астероидной базе космонавты берут курс непосредственно на Марс. Точнее, к Марсу летит сам астероид, пролетающий относительно близко от красной планеты примерно раз в девять лет. После того как астероид сблизится с Марсом, космонавты, дождавшись нужного момента, покидают на своём корабле астероидную базу и выходят на орбиту Марса.
На орбите Марса космонавтов будет ждать корабль снабжения с ядерным двигателем, добравшийся более дешёвым и традиционным путём. В этом корабле будет всё необходимое для посадки на Марс и возвращения с него через несколько лет на астероид и далее на Землю.
К сожалению, в ближайшее время такой запуск не состоится. Лишних двух триллионов долларов ни у кого нет — и вряд ли эта сумма появится, пока заточенная под военные расходы англосаксонская система мира не будет заменена на менее хищническую коалицию государств. Западному миру сейчас не до глобальных космических проектов: основной интерес к такого рода исследованиям исходит от Китая, России, Индии и других набирающих силу стран. В США же глобальные космические программы сворачиваются, как только освоившим бюджетные деньги подрядчикам удаётся разок продемонстрировать изделие в работе.
Достаточно вспомнить ракету для пилотируемых пусков Арес-I, программу разработки которой закрыли после первого же её полёта в 2009 году. В этом запуске реально работала только первая ступень, представлявшая собой слегка переделанный боковой ускоритель от Шаттла, а все остальные части ракеты были представлены габаритно-весовыми макетами. Это, впрочем, и не удивительно, если вспомнить какого размаха достигает реальная коррупция в США вообще и в аэрокосмической отрасли в частности:
http://ruxpert.ru/Коррупция_в_США
В любом случае, учёные и инженеры планомерно двигаются вперёд.
В настоящее время у нас разрабатывается новый пилотируемый корабль, при помощи различных модификаций которого можно будет сесть на Луну и, видимо, на Марс. Корабль пока называется просто: «Пилотируемый транспортный корабль нового поколения» или коротко ПТК НП.
Также ОАО «НИКИЭТ» недавно рапортовало о серьёзном продвижении в разработке ядерного буксира, важной части подобных экспедиций:
http://www.rosatom.ru/journalist/news/10dd3d80449a721ab6a2b6e920d36ab1
В ближайшем будущем можно ожидать уже появления рабочей ядерной электродвигательной установки мегаваттного класса.
В последние лет двадцать очень выросло качество солнечных батарей, ядерных реакторов, электроракетных двигателей, электроники и робототехники — это самым положительным образом сказалось на марсианских перспективах. Впрочем, говорить о точном сроке полёта пока рано. Надо понимать, что разработка такого рода проектов даже при самом интенсивном финансировании займёт не менее десяти лет с момента принятия окончательного решения об экспедиции.
В среде учёных вообще есть обычай все проекты с неясными перспективами относить на двадцать лет вперёд, но в данном случае очевидный прогресс позволяет надеяться, что марсианская экспедиция сможет состояться ровно тогда, когда это подразумевают руководящие документы Роскосмоса – вскоре после 2030 года:
http://www.federalspace.ru/115/
Именно к 2030 году должны быть готовы ключевые составляющие такой экспедиции, включая ракету грузоподъемностью порядка 130-180 тонн и мощные электроракетные буксиры. При этом надо учесть, что из-за смертельной радиационной опасности в периоды активного Солнца и взаимного расположения планет экспедиция может стартовать далеко не каждый год. Реальную дату старта космонавтов к Марсу можно ожидать примерно в 2035-2050 годах:
http://ru.wikipedia.org/wiki/Одиннадцатилетний_цикл_солнечной_активности
Пока же Красную планету будут изучать гораздо более дешёвые спутники и роботы вроде того же «Кьюриосити». В любом случае, рано или поздно Человечество всё равно должно будет сделать следующий шаг в своём развитии и начать не просто исследовать, но и осваивать Солнечную систему. Хотя бы потому, что иначе, как показывает пример отказавшихся от амбициозных проектов в пользу потребительских радостей европейских стран, моральное разложение очень быстро доведёт его до жесточайшего экономического и демографического кризиса. История показывает, что гибель морально разложившихся цивилизаций — вопрос времени, поэтому космос имеет куда как более важное значение, чем принято сейчас считать в среде «прагматичных» журналистов.
Впрочем, не Марсом единым богат космос. Ближние и дальние перспективы его освоения, а также прошлое и нынешнее со стояние дел в российской космонавтике описаны на Руксперте в статье Российский космос:
http://ruxpert.ru/Российский_космос
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →