Но вот при расходовании денег наблюдается дисбаланс: принято тратить много денег на инструмент и экономить на работнике. Если же на работника и тратятся деньги, то делается это по остаточному принципу, «от жира».
Приведу очень жизненный пример. Одна моя знакомая купила себе пару недель назад джип. За 30 с небольшим тысяч долларов. Ездит она, мягко говоря, не очень, хотя водительский «стаж» и составляет уже несколько лет. Просто машина в семье до покупки джипа была только одна, и на ней почти всегда рассекал её муж. Да и боится моя знакомая ездить, в силу особенностей характера.
В разговоре с ней я упомянул о существовании некой Школы Цыганкова, где учат водить гаишников, водителей членовозов и прочих профессиональных рулекрутов. И, в частности, там из таких неопытных дам делают за неделю-другую не то чтобы Шумахеров, но вполне себе достойных участников Дорожного Движения. Там показывают, как безопасно перестраиваться, учат чувствовать габариты, экстренно тормозить, объезжать открытые люки и так далее. И стоит эта радость обучение для новичков 13 000 рублей. То есть, примерно в шестьдесят раз меньше, чем этот самый джип.
Как полагаете, что ответила мне Оксана?
Ты что, Фриц! ответила мне она, Совсем охуел? Какие курсы? Тринадцать тысяч рублей! Это для нас сейчас очень дорого надо кредит за джип отдавать.
Забавно, но ровно то же самое я вижу и в бизнесе. В частности, в области, смежной со своей во внедрениях компьютерных программ. Например, заплатить два миллиона рублей за внедрение 1С:УПП это абсолютно нормально. Заплатить два миллиона рублей за обучение сотрудников такого я в своей практике ещё не видел. Как правило, на обучение в таких проектах отводится тысяч двадцать один процент от общей стоимости проекта.
Однако ведь вполне очевидно, что опытный бухгалтер и в экселе подсчитает всё в десять раз быстрее, чем неопытный в самой навороченной программе.
Обратите внимание я говорю «опыт», а не «талант». Потому что главное всё же это именно опыт. И опытный доходяга грузчик всё равно перенесёт больше коробок, и сделает это быстрее, чем неопытный штангист. Не буду долго рассказывать про обучение немецких лётчиков во время второй мировой войны, сразу задам вопрос.
Почему же мы так неохотно вкладываем деньги в обучение не только сотрудников, но и своё собственное?
Как следует пораскинув мозгом, я решил, что причин несколько.
Во-первых, опыт кажется чем-то неосязаемым, эфемерным. В отличие от вещей, которые можно пощупать. Согласитесь одно дело купить за 2 000 долларов телевизор, совсем другое купить за 2 000 долларов билет в театр. Телевизор ведь можно будет смотреть раз за разом, а в театр один раз сходил и всё. Кроме того, телевизор можно будет продать (хотя мы и не будем этого делать).
Во-вторых, проблема ещё и в скорости технического прогресса. В наших головах морально устаревшие вещи кажутся совсем негодными, хотя на самом деле они такими и не являются. Хрестоматийный пример компьютер 10-летней давности отлично подходит для набора текстов и работе с таблицами. Однако кто из нас согласится добровольно работать на Pentium-MMX хите продаж 1997 года? Даже если у него туго с деньгами?
Или, допустим, мобильники. Один мой товарищ до сих пор ходит с мобильником 2000-го года выпуска. Мобильник большой, удобный, не ломается. Но вот смотрится уже даже не устаревшей моделью смотрится натуральным олдтаймером.
И, в-третьих, у нас нет возможности сравнивать профессиональные сборщики мебели с отвёртками против непрофессионалов с шуруповёртами. Было бы любопытно устроить гонки: Шумахер на Москвиче 408 и против дяди-Васи-дачника на Феррари Энцо.
Но вот в жизни как-то так получается, что на Феррари почему-то ездит Шумахер. А вот на Москвиче дядя-Вася-дачник.
Ладно. Пора подводить итог. И вывод будет таким. Вкладывать деньги в обучение однозначно выгоднее, чем в инструмент. По крайней мере, в своё личное обучение.
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →