Принято считать, будто в Российской Империи умели только хрустеть французскими булками и угнетать невежественных крестьян. Это не совсем так.
Делали действительно серьёзные вещи и в царские времена. Просто Советская власть по понятным причинам не считала нужным пиарить подвиги расстрелянного царя. Поэтому про какой-нибудь ДнепроГЭС мы слышали много, а про аналогичные проекты Николая II знают только узкие специалисты.
Для исправления ситуации на Руксперте была создана статья «Крупные российские проекты Николая II». Выкладываю её сюда. Рекомендую сравнить перечень построенного с тем, что строилось при Ельцине и при Путине. Так как при определении размера проектов инфляция была учтена, сравнение получится довольно занимательным.
Если вам лень сравнивать, вот вам мой вывод: несмотря на впечатляющий технический прогресс двадцатого века, разница между экономиками Российской Империи и Российской Федерации не так значительна, как казалось мне до настоящего времени.
http://ruxpert.ru/Крупные_российские_проекты_(Николай_II,_1894-1906)
http://ruxpert.ru/Крупные_российские_проекты_(Борис_Ельцин,_1996-1999)
http://ruxpert.ru/Крупные_российские_проекты_(Владимир_Путин,_2004-2008)
Здесь приведены крупные российские проекты чей масштаб превышает сумму в 10 миллиардов рублей в ценах 2012 года.
Границы периода обусловлены фактическим вступлением на престол и изменением государственного строя в стране на конституционную монархию (подписанием новой редакции Основных законов Империи — фактической конституции).
Крупнейшие корабли и суда
(Российский флот в боевом походе, Тихий океан, весна 1905г. В кадре свыше 40 кораблей и судов — только эта эскадра соответствовала по силе, например, более чем половине всего флота США того времени. Картинка кликабельна.)
После победы над Китаем в войне 1894-1895 гг. Япония взяла курс на создание общеазиатской империи, которая должна была включать в том числе и российский Дальний Восток. Частью этой политики было строительство на зарубежные кредиты и, большей частью, на зарубежных же верфях мощного флота, явно непосильного для этой страны в мирное время. По этой причине на рубеже веков Россия также предпринимала меры по наращиванию военно-морских сил, которые к началу войны стали вторыми по силе в мире после английских. Однако в дальнейшем распыленность сил по трем в разной степени изолированным театрам (Балтийскому, Черноморскому и Тихоокеанскому), а также экономия средств на оборону по инициативе министерства финансов, привели к тому, что основные силы построенного в это время флота были разбиты на Дальнем Востоке по частям.
(Эскадренный броненосец «Наварин». Раскрашенная фотография с открытки того времени)
Эскадренный броненосец «Наварин»
Первый русский эскадренный броненосец с "классическим" для этого типа кораблей основным вооружением — четырьмя орудиями калибром 305 мм в двухвухорудийных башнях. Заложен в Санкт-Петербурге в мае 1890 г., спущен на воду в октябре 1891 г., вступил в строй в июне 1896 г. Стоимость корпуса 2,9 млн рублей, механизмов (с учетом штрафа за задержку изготовления) 1,5 млн рублей, с учетом того, что миллионные суммы требовались также на броню и вооружение, и дело происходило в начале 1890-х, однозначно относится к крупным проектам.
Эскадренный броненосец «Три Святителя»
Заложен в сентябре 1891 г. на верфи Николаевского адмиралтейства, спущен на воду в октябре 1891 г., вступил в строй в 1895 г. (по некоторым сведениям фактически в 1897 г.). Получив, по сравнению с «Навариным», увеличенные скорость и водоизмещение, улучшенную броню и новые орудия главного калибра с увеличенной энергией снаряда, на момент ввода в строй являлся сильнейшим боевым кораблем в мире. Стоимость проекта, учитывая типичную для Николаевского адмиралтейства цену порядка 1100 рублей за тонну водоизмещения, можно оценить в 13,7 млн рублей в ценах 1901 г. (25 млн рублей в ценах 2012 г.).
Эскадренный броненосец «Сисой Великий»
Броненосец строился в рамках скорректированной двадцатилетней программы развития флота 1881 г. Заложен в мае 1892 г., спущен на воду в мае 1894 г., введен в эксплуатацию в августе 1896 г. Точной стоимости проекта обнаружить не удалось, но, учитывая тогдашнюю практику оплаты работ по водоизмещению и типичные цены для заводов Санкт-Петербурга, корабль можно оценить в 7-9 млн рублей в ценах 1901 г., что составляет 13-16 млрд рублей в ценах 2012 г.
(Броненосцы типа «Полтава» в Порт-Артуре)
Эскадренные броненосцы типа «Полтава»
Серия эскадренных броненосцев Балтийского флота, построенных по судостроительной программе 1881 г. В дальнейшем были переведены на Тихий океан в Порт-Артур. Стоимость каждого корабля составила более 8 млн рублей в ценах середины 1890-х гг. (при сравнении с аналогами стоимость можно оценить в 8,2 млн рублей, что составляло более 15 млрд рублей в ценах 2012 г.). Всего было построено три корабля:
* «Полтава» — заложен в мае 1892 г., спущен на воду в октябре 1894 г., вошел в строй в июне 1900 г.
* «Петропавловск» — заложен в мае 1892 г., спущен на воду в октябре 1894 г., вошел в строй в 1899 г.
* «Севастополь» — заложен в мае 1892 г., спущен на воду в мае 1895 г., вошел в строй в июле 1900 г.
Эскадренный броненосец «Ростислав»
Облегченный эскадренный броненосец, предназначенный для действия в прибрежных районах Черного моря. Заложен в мае 1895 г., спущен на воду в августе 1896 г., вошел в строй в 1900 г. (хотя артиллерия главного калибра дорабатывалась фактически до 1902 г.). Стоимость проекта, учитывая типичную для Николаевского адмиралтейства цену порядка 1100 рублей за тонну проектного водоизмещения, можно оценить в 9,8 млн рублей в ценах 1901 г. (17 млн рублей в ценах 2012 г.).
(Броненосец «Ослябя» типа «Пересвет»)
Эскадренные броненосцы типа «Пересвет»
Серия эскадренных броненосцев отечественного производства в которой броня и артиллерия были принесены в жертву кресерским качествам (скорости и дальности). Корабли получились достаточно мощными, но, в целом, не слишком удачными, поскольку их скорость практически не превосходила скорость броненосцев следующего поколения и отказ от бронирования оконечностей оказался неудачным для того времени решением. Стоимость каждого кораблей составила от 10,05 до 11,34 млн рублей (18-20 млрд рублей в ценах 2012 г.). Изначально по проекту было заказано два корабля, третий строилсся позднее и по измененнному проекту. Всего в серии было построено три корабля:
* «Пересвет», заложен в ноябре 1895 г., введен в строй в октябре 1899 г.
* «Ослябя», заложен в ноябре 1895 г., введен в строй в октябре 1899 г.
* «Победа», заложен в феврале 1899 г., введен в строй в феврале 1903 г. Обычно все три корабля относят к типу «Пересвет», но третий (дополнительный) корабль серии — «Победа» — несмотря на практически неизменный внешний вид, существенно отличался от первых двух в боевом отношении, так как имел броню следующего поколения (+20 % прочности), новые усиленные орудия главного калибра с увеличенной энергией снаряда и увеличенную на 470 миль дальность плавания.
Эскадренный броненосец «Ретвизан»
Эскадренный броненосец строился в США, при этом все вооружение и часть других систем корабля производились в России. Целью строительства корабля заграницей, как и в других аналогичных случаях этого времени, являлось подробное ознакомление с новейшими достижениями мирового судостроения, кроме того, в условиях быстро нараставшего кризиса на Дальнем Востоке флот получил новый корабль как нельзя кстати. Заложен в июле 1899 г., в строю с декабря 1901 г. Общая стоимость корабля 12,55 млн рублей (22 млрд рублей в ценах 2012 г.).
Эскадренный броненосец «Цесаревич»
Эскадренный броненосец строился во Франции, при этом все вооружение и часть других систем корабля производились в России. Целью строительства корабля заграницей, как и в других аналогичных случаях этого времени, являлось подробное ознакомление с новейшими достижениями мирового судостроения, кроме того, в условиях быстро нараставшего кризиса на Дальнем Востоке флот получил новый корабль как нельзя кстати. Заложен в мае 1899 г., спущен на воду в феврале 1901 г., в строю с августа 1903 г. Общая стоимость корабля 14 млн рублей (25 млрд рублей в ценах 2012 г.).
Эскадренные броненосцы типа «Бородино»
Серия первоклассных эскадренных броненосцев, построенных по по улучшенному проекту броненосца «Цесаревич» на судостроительных заводах Санкт-Петербурга. Согласно принятой в 1898 г. программе кораблестроения «Для нужд Дальнего Востока» в стране фактически создавался третий флот — Тихоокеанский. Сверх обычного бюджета военного кораблестроения на эти цели в рамках программы выделялось 90 млн рублей (около 160 млрд рублей в ценах 2012 г.), которые должны были пойти большей частью на строительство пяти дополнительных эскадренных броненосцев. Корабли строились для экстренного усиления флота ввиду угрозы нападения Японии, однако силами тогдашнего министра финансов Витте, яростно возражавшего против «черезмерного» завышения расходов на оборону, сроки их готовности при дальнейшей переработке программ строительства флота были сдвинуты с 1902 на 1905 г., что сыграло роковую роль в судьбе и этих кораблей, и страны в целом. Стоимость единицы (без учета существенного удорожания из-за переделок при постройке) 13,4-14,6 млн рублей в ценах 1900 г. (24-26 млрд рублей в ценах 2012 г.). Всего было построено пять кораблей:
(Броненосец «Князь Суворов» типа «Бородино»)
* «Бородино», заложен 1900 г., вошел в строй в сентябре 1904 г.
* «Император Александр III», заложен 1900 г., вошел в строй в октябре 1903 г.
* «Орёл», заложен 1900 г., вошел в строй в октябре 1904 г. непосредственно перед уходом на Дальний Восток. Сроки ввода в строй корабля сильно задержала диверсия (как считается, кого-то из революционно настроенных рабочих), в результате которой весной 1904 г. почти готовый корабль оказался полузатоплен у достроечной стенки в Кронштадте.
* «Князь Суворов», заложен 1901 г., вошел в строй в августе 1904 г.
* «Слава», заложен 1902 г., вошел в строй в июне 1905 г. — корабль не смогли подготовить к походу на Дальний Восток вовремя из-за того, что после диверсии на «Орле» туда пришлось передать часть механизмов, в том числе остродефицитные, по причине полной загрузки мощностей отечественных заводов, электроприборы. Возможно это обстоятельство стало роковым для всей войны, так как японский флот к этому времени имел только четыре броненосца и против пятого полноценного броненосца в русской линии неизбежно оказался бы слабо бронированный броненосный крейсер, который мог запросто взлететь на воздух или полностью потерять ход всего от одного попадания «Славы» главным калибром в район ватерлинии.
Позднее на основе серьезно переработанного проекта броненосцев типа «Бородино» были построены линкоры типа «Андрей первозванный».
(Броненосец «Пантелеймон» (бывший «Князь- Потемкин-Таврический»))
Эскадренный броненосец «Князь Потёмкин-Таврический»
Второй полноценный эскадренный броненосец Черноморского флота. Заложен в сентябре 1898 г., спущен на воду в сентябре 1900 г., вошел в строй в мае 1905 г. В том же году, после произошедшего на корабле бунта переименован в «Пантелеймон» Стоимость проекта, учитывая типичную для Николаевского адмиралтейства цену порядка 1100 рублей за тонну проектного водоизмещения, можно оценить в 13,7 млн рублей в ценах 1901 г. (24 млн рублей в ценах 2012 г.). Позднее по доработанным чертежам этого броненосца были построены два линейных корабля (эскадренных броненосца) типа «Иоанн Златоуст».
(Крейсер «Рюрик» с еще не снятым парусным вооружением в Нагасаки (Япония), 1890-е)
Броненосный крейсер «Рюрик»
Первый в линейке крупнейших крейсеров своего времени, построенных Россией для борьбы, в случае чего, с британским судоходством в дальней океанской зоне. Корабль стал последним русским крейсером, имевшим паруса, которые, впрочем, вскоре демонтировали. Назван в честь древнерусского князя — основателя династии Рюриковичей. «Рюрик» (и последовавшие за ним «Россия» и «Громобой») строились исходя из того, чтобы иметь дальность достаточную для прямого перехода с Балтики до Дальнего Востока без использования промежуточных портов. При этом несмотря на небольшую для крейсера скорость «Рюрик» имел мощное вооружение и бронирование. Предполагалось, что такое сочетание позволит практически безнаказанно действовать в дальних морях и на Тихом океане, где вероятность нарваться на сильного и быстрого противника была минимальной. Платой за такую универсальность стала большое водоизмещение и, соответственно, большая стоимость корабля. Заложен в мае 1890 г., спущен на воду в октябре 1892 г., введен в строй в октябре 1895 г. Стоимость корабля составила 7,6 млн рублей в ценах 1890 г. (что можно оценить примерно в 18 млрд рублей в ценах 2012 г.).
Корабль героически погиб в августе 1904 г. в битве при Ульсане, позднее тем же именем назван еще один броненосный крейсер.
(Крейсер «Россия» в доке Владивостока)
Броненосный крейсер «Россия»
Корабль, представлявший собой значительно улучшенную за счет применения новейших на то время технических решений и несколько увеличенную версию «Рюрика», стал сильнейшим крейсером своего времени, который современники не без оснований считали выдающимся достижением отечественного судостроения (наример, очень лестно отзывается о крейсере в своих воспоминаниях служивший в то время на флоте великий князь Кирилл Владимирович). Заложен в ноябре 1893 г., спущен на воду в апреле (мае по новому стилю) 1895 г., введен в строй в сентябре 1897 г. Точную стоимость корабля найти не удалось, но, судя по аналогам, она могла достигать 10 млн рублей в ценах тех лет (20 млрд рублей в ценах 2012 г.).
(Средний винт и руль крейсера «Громобой»)
Броненосный крейсер «Громобой»
Последний в серии дальних броненосных крейсеров, «Громобой» получил по сравнению с «Россией» лучшие механизмы и лучшую броневую защиту. Водоизмещение и стоимость при этом снова выросли, однако огромный урон, нанесенный врагу крейсерами этого типа во время Русско-Японской войны, вполне оправдал их постройку, даже с учетом потери «Рюрика». Заложен в мае 1898 г., спущен на воду в мае 1899 г., введен в строй в октябре 1900 г. Точную стоимость крейсера найти не удалось (кроме отдельных статей расходов: корпус — 4,1 млн рублей; машинная установка — 3,1 млн рублей; броня 0,7 млн рублей), но по аналогам ее можно оценить примерно в 10 млн рублей (18 млрд рублей в ценах 2012 г.)
Броненосный крейсер «Баян»
Последний крейсер судостроительной программы 1895 г., позднее вошедший в объединенную судостроительной программы «Для нужд Дальнего Востока». Строился во Франции с российским вооружением и отдельными компонентами. Заложен в июне 1899 г., спущен на воду в мае 1900 г., вошел в стирой в январе 1903 г. В ходе войны корабль показал себя лучшим среди русских крейсеров ноых проектов, поэтому позднее по немного улучшенному проект крейсера были построены еще три корабля. Стоимость проекта 7,0 млн рублей (12 млрд рублей в ценах 2012 г.).
(Крейсер «Аврора» типа «Диана» в Санкт-Петербурге, 2013 г.)
Бронепалубные крейсера 1-го ранга типа «Диана»
Крейсера этого типа предназначались для разведки при эскадре, а также борьбы с торговым судоходством противника на сравнительно небольшом удалении от своих берегов. Строились они по судостроительной программе 1895 г. специально для Тихого океана. Общая стоимость каждого корабля составила 6,4 млн рублей (11 млрд рублей в ценах 2012 г.). Всего было построено три корабля этого типа:
* «Паллада» — заложен в мае 1897 г., спущен на воду в августе 1899 г., введен в строй в мае 1901 г.
* «Диана» — заложен в мае 1897 г., спущен на воду в октябре 1899 г., введен в строй в декабре 1901 г.
* «Аврора» — заложен в мае 1897 г., спущен на воду в мае 1900 г., введен в строй в июне 1903 г., позднее в 1984-1987 гг. подвергся крупной реконструкции.
(Крейсер «Варяг» в довоенной окраске)
Бронепалубный крейсер 1-го ранга «Варяг»
Крейсер строился в США с целью изучить передовую практику строительства кораблей этого типа в мире, а также экстренно усилить силы на Тихом океане, где Япония также скупала корабли по всему миру. Дополнительным фактором при этом, по видимому, послужило то, что все стапеля Санкт-Петербургских кораблестроительных заводов к этому моенту были заняты строительством других кораблей. Вооружение и часть комплектующих были российскими. Заложен в 1898 г., спущен на воду 19 октября 1899 г., из-за волны всеобщих стачек и забастовок, охвативших в то время в США, передан заказчику с опозданием в сентябре 1900 г., фактически введен в эскплуатацию в 1901 г. Общая стоимость корабля 5,9 млн рублей (11 млрд рублей в ценах 2012 г.).
Впоследствии прославился на весь мир, приняв вместе с канонерской лодкой «Кореец» неравный бой с блокровавашей его до объявления войны в нейтральном порту японской эскадрой.
(Крейсер «Богатырь»)
Бронепалубные крейсера 1-го ранга типа «Богатырь»
Первый корабль серии были построен в Германии с российским вооружением и отдельными компонентами. В дальнейшем передж войной он был признан наиболее удачным из всех заказывавшихся в качестве «образцов» импортных крейсеров («Аскольд», «Варяг», "Баян"). В результате в России по данному проекту было построено еще три крейсера (четвертый, который должен был стать вторым в серии, достроен не был, так как погиб при пожаре в деревянном эллинге в низкой степени готовности). Стоимость головного крейсера составила 5,509 млн рублей (с учетом данных по стоимости 1900 г. и инфляции это позволяет оценить его стоимость практически ровно в 10 млрд рублей в ценах 2012 г.), стоимость остальных составила 7,36 млн рублей (13 млрд рублей в ценах 2012 г.). Всего было построено 4 корабля, из них в этот период было введено в строй три:
* «Богатырь» — заложен в декабре 1899 г., спущен на воду в январе 1901 г., введен в строй в августе 1902 г.
* «Кагул» (позднее переименовывался в «Память Меркурия» и «Коминтерн») — заложен в августе 1901 г., спущен на воду в мае 1902 г., введен в строй в 1905 г.
* «Олег» — заложен в июле 1902 г., спущен на воду в августе 1903 г., введен в строй в июне 1904 г.
Морские порты
Военно-морская база Порт-Артур
(Панорама Порт-Артура в первые годы XX века — видны корабли Тихоокеанской эскадры)
15 марта 1898 г. в Пекине было подписано соглашение, согласно которому Квантунсий полуостров и расположенный на нем сильно устаревший к тому моменту порт-крепость Порт-Артур передавались в аренду России на 25 лет с првом соединения этой территории с КВЖД с помощью отдельной ветки. Порт-Артур имел стратегическое значение по двум причинам: во-первых, это был первый доступный Российскому Императорскому флоту незамерзающий порт на Тихом океане, а во-вторых он, в отличие от Владивостока и всех других военных портов России того времени, позволял свободный выход флота в мировой океан. Также большие надежды в экономическом плане возлагались на заложенный неподалеку коммерческий порт Дальний (который к настоящему моменту развился в крупный мегаполис Далянь).
В оборудование базы, первая очередь которой должна была быть окончательно введена в строй в 1909 г., в 1901—1904 гг. было инвестировано 11 млн рублей (20 млрд рублей в ценах 2012 г.) из 14 требовавшихся. При этом на организацию ее обороны (строительство фортификационных сооружений крепости Порт-Артур) в 1900—1904 гг. было потрачено около 4,25 млн рублей при необходимых 15 млн рублей. По-видимому также значительные средства были вложены в развитие самого города, так как за 5 лет его население возросло с 7 до 51,5 тыс. человек.
В дальнейшем в ходе войны крепость с честью выдержала полугодовую осаду — несмотря на неоправданную мягкость коменданта при переговорах о сдаче, в целом оборона Порт-Артура может рассматриваться как героическая, достаточно вспомнить первоклассные крепости в Европе, которые были взяты за куда меньший срок, чем недостроенный Порт-Артур. Как метко заметил один из участников тех событий, под Порт-Артуром каждый русский солдат «схватился с пятью японцами и двоих из них убил». Отдавая должное духу наших воинов, здесь все же следует признать, что врядли они могли бы противостоять многократно превосходящему противнику не будь у них построенных перед войной укреплений. И неизвестно, не пришлось бы России лишиться вообще всего Дальнего Востока, не продержись Порт-Артур достаточно долго, пока по недостроенному Транссибу перевозили войска на восток.
(Панорама строящегося порта Дальний)
Дальний
Коммерческий порт и одноименный город на арендованной у Китая территории, построенный с нуля неподалеку от военно-морской базы Порт-Артур в рамках проекта Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД). К сожалению, в те времена министру финансов таки удалось убедить руководство страны урезать военные расходы в пользу коммерческих, поэтому к началу войны с Японией в 1904 г. этот порт был практически отстроен (и даже стал считаться самых благоустроенных городов Империи), в то время как гораздо более необходимые для обороны региона Транссиб, КВЖД и военно морская база Порт-Артур находились в полузаконченном состоянии. В результате порт, который в дальнейшем мог стать одним из крупнейших на Тихом океане и принести стране огромные прибыли, достался японцам. К настоящему времени он превратился в китайский город Далянь с населением более 6 млн человек. Объем инвестиций в проект в 1898-1904 гг. составил по разным сведениям от 18,9 до 30 млн рублей (34-54 млрд рублей в ценах 2012 г.). По-видимому разброс цен обусловлен тем, что в меньшей сумме учтены только затраты Общества Китайско-Восточной железной дороги, оставшаяся сумма может приходиться на прочие инвестиции в сам город.
Порт Александра III
Военный порт (морская крепость) в Либаве (ныне Лиепая) строился с 1890 г., поскольку этот порт был единственным почти незамерзающим портом Империи на Балтийском море, а обстановка требовала постоянного присутствия кораблей Балтийского флота в Мировом океане. Сложность строительства была обусловлена отсутствием естественной гавани, мелководностью и низкой прочностью грунта дна, в связи с чем гавань приходилось искусственно углублять. Стоимость первоначального проекта оценивалась 15,55 млн рублей в ценах 1892 г. (порядка 40 млрд рублей в ценах 2012 г.). Основная часть этих работ была выполнена. Первые суда порт принял осенью 1898 г. Во время Русско-Японской войны служил передовым пунктом базирования Балтийского флота, в котором осуществлялось дооснащение кораблей, отправшихся на Дальний Восток, а также ремонт вернувшихся из плавания кораблей и «отверточная» сборка импортных подводных лодок для обороны Владивостока.
Железные дороги
На эти годы приходится один из двух (наряду с годами Первой мировой войны) железнодорожного строительства в стране. Ни до, ни после царствования Николая II таких темпов работ в России не наблюдалось — только за период 1894-1904 гг. было построено 28 тысяч километров железных дорог, т.е. в среднем по 2,8 тысячи километров в год, объем инвестиций же оценивался в 2,24 млрд рублей, что составляет порядка 5 триллионов рублей в ценах 2012 г. За исключением Великого сибирского пути (Транссиба) все проекты раздела приведены примерно в хронологическом порядке ввода в строй.
Примечание Ф.М. Краткий перечень построенных в первую половину царствования Николая II железных дорог занимает 17 (!) страниц, поэтому из-за ограничений ЖЖ я был вынужден его опустить. Рекомендую хотя бы бегло ознакомиться с ним на основной странице статьи:
Список построенных Николаем II за 1894-1906 года железных дорог
Там будут, например, впечатляющий мост через Обь, единственный в мире вокзал из мрамора и знаменитая Транссибирская магистраль, общая длина которой составляла в те годы более 9 тысяч вёрст.
Крупнейшие мосты
(Троицкий мост в Санкт-Петербурге в начале XX века)
Троицкий мост через Неву, г. Санкт-Петербург
Разводной мост с поворотным пролетом через Неву, оформленный в модном в то время стиле «модерн». Строился на месте бывшего наплавного моста с 1897 г., введен в строй в 1903 г. Позднее подвергся разводная часть моста подверглась серьезной реконструкции в 1965—1967 гг., после чего разводной пролет стал подъемным. Стоимость проекта 6,1 млн рублей в ценах тех лет (11 млрд рублей в ценах 2012 г.).
Трубопроводный транспорт
Керосинопровод Баку-Батум (первая, вторая и третья очереди)
Строившийся с 1897 г. крупнейший трубопровод своего времени, окончательно введенный в строй позднее в 1907 г., вводился в строй по частям. Трасса трубопровода пролегала непосредственно вдоль путей Закавказской железной дороги. В этот период введены в строй участок Михайлово — Батум (1900 г., 215 верст), продленный в октябре 1903 г. до 240 верст и в начале 1905 г. до 373 верст.. Учитывая общую стоимость керосинопровода в 22 млн рублей в ценах тех летпри длине 820 верст, стоимость учаска Михайлово — Батум можно оценить в 5,7 млн рублей (несколько более 10 млрд рублей в ценах 2012 г.), всегно же введенные в это время в строй участки можно оценить в 10 млн рублей в ценах тех лет (около 17 млрд рублей в ценах 2012 г.).
Нефтяные месторождения
(Нефтяные вышки в Баку в начале XX века раскрашенное фото с открытки тех лет)
Развитие Бакинского нефтяного района
В этот период происходит активное развитие нефтедобычи в на Апшеронском полуострове (как тогда писали "на Абшероне"). С 1894 г. до 1904 г. число рабочих в нефтяной отрасли в России увеличилось с 7 до 27 тыс. чел., из которых 24,5 тыс. работали на промыслах и заводах Бакинского нефтяного района. Нефтедобыча с 1894 до 1901 увеличилась с 311 до 672 млн пудов, что в 1901 г. составляло 95% российской и более половины мировой добычи нефти. Только с 1898 по 1903 г. и только английскими предпринимателями в развитие нефтедобычи в этом районе было вложено 60 млн рублей (около 107 млрд рублей в ценах 2012 г.).
(Доменный цех Надеждинского металлургического завода)
Металлургия
Надеждинский металлургический завод
Крупнейший и современнийший по тем временам на Урале металлургический завод (ныне Металлургический завод им. А.К.Серова) строился вместе с поселком Надеждинский завод в Богословском горном округе (ныне г. Серов Свердловской обл.) с мая 1894 г., в январе 1896 года была получена первая сталь, в марте 1896 г. прокатаны первые железнодорожные рельсы, а 15 сентября того же года перваяя партия в 8000 тн рельсов сдана заказчику в Тюмени. На полную мощность предприятие вышло в 1898 г., а к 1905 г. производство рельсов возросло до 38 тыс. тонн в год. Завод имел доменный, мартеновский, прокатный (со станом 850)и обслуживающий цеха. Также в рамках проекта была построена Богословско-Сосьвинская узкоколейная (875 мм) железная дорога общей протяженностью порядка 130 верст (140 км). По началу предприятие занималось производством рельсов для Транссибирской магистрали и кровельного железа. В 1904-1906 гг. введен в строй сортопрокатный цех со станами 450 и 320. В 1900 г. на заводе работало 3300 человек. Точной стоимости завода найти не удалось, но, судя по стоимости аналогичных проектов, речь может идти о сумме порядка 5-8 млн рублей в ценах тех лет (12-20 млрд рублей в ценах 2012 г.).
Машиностроение
Большинство даже крупных заводов того времени не дотягивали до планки в 10 млрд рублей в ценах 2012 г., причем найти сметы инвествиций в них зачастую практически невозможно. Приведенные ниже проекты являются одними из самых крупных в машиностроении того времени и однозначно могут быть оценены никак не менее, чем в десяток миллиардов рублей в ценах 2012 г.
Техническое перевооружение Обуховского сталелитейного завода в Санкт-Петербурге
В эти годы завод активно модернизировался, при этом монтировалось весьма дорогостоящее оборудование — крупнейшая в стране на тот момент мартеновская печь, несколько крупных прессов и т.д. Например, установленный в 1897 г. пресс стоил свыше миллиона рублей в ценах тех лет. Всего же только одно двухлетнее переоборудование завода во второй половине конце 1890-х гг под новые заказы Морского министерства потребовало 7 млн рублей инвестиций в ценах тех лет (около 13 млрд рублей в ценах 2012 г.).
Техническое перевооружение Путиловского завода в Санкт-Петербурге
Крупнейший на 1900 г. по производственной мощности в России и один из крупнейших в Европе машиностроительный завод (на начало 1905 г. на заводе трудилось 12500 рабочих) за 1890-е гг. поднял выработку в несколько раз, что подразумевало вложение в производство, по видимому, не менее, чем 10 млн рублей (20 млрд рублей в ценах 2012 г.).
Гидротехническое строительство
Реконструкция Мариинской водной системы
Основная на тот момент система каналов между Волгой и Балтийским морем, построенная в 1810 г. и проходившая по реке Шексне, к 1890-м гг. полностью исчерпала пропускную способность, поэтому в 1890—1896 гг. подверглась серьезной реконструкции. В ходе работ был углублен и расширен входивший в систему Белозерский канал, построены увеличенные шлюзы, кроме того двухкамерные шлюзы заменились однокамерными. Все эти мероприятия позволили заметно сократить время прохода судов по системе и увеличить пропускную способность системы за навигацию с 500 тыс. тонн до 2 млн тонн. позднее в 1964 г. после масштабной реконструкции по трассе Мариинской системы прошел Волго-Балтийский водный путь. Стоимость проекта составила 12,4 млн рублей (порядка 27 млрд рублей в ценах 2012 г.).
Связь, телекоммуникации и обработка данных
Развитие сетей фиксированной телефонной связи
В это время активно развивалась фиксированная телефонная связь, причем как местная связь, устаннавливаемая еще с начала с 1880-х гг., так и междугородняя. Линии междугородней связи стали открываться после ввода в строй в декабре 1898 г. четвертой в мире по длине на тот момент телефонной линии Санкт-Петербург — Москва. К 1 января 1905 г. в сетях телефнной связи использавалось 138694 верст телефонных проводов и обслуживалось 59613 абонентов. Для сравнения в начале 1894 г. длина телефонных линий составляла всего 26 тысяч верст, т.е. в пять раз меньше. К 1 января 1905 г. эксплуатировалось 10 междугородних и 1296 местных сетей. При этом только на реконструкцию одной Киевской сети в 1901-1904 г. ушло 400 тыс. рублей в ценах тех лет. Исходя из платы за подключение к одной из частных сетей в 1902 г. в 750 рублей, даже считая что всего половина из этой суммы пошла на создание сети, стоимость проекта можно оценить по количеству абонентов в 22,4 млн рублей в ценах 1902 г. (39 млрд рублей в ценах 2012 г.).
Мероприятия по перевооружению армии и флота
Замены массовых видов вооружений в крупнейшей армии мира того времени легко тянули на звание крупнейших проектов эпохи. В этот период выполнены следующие мероприятия:
(Забайкальские казаки с винтовками обр. 1891 г. (мосинками) во время Русско-Японской войны)
Перевооружение армии на трехлинейную винтовку образца 1891 г.
К началу 1890-х гг на вооружении Российской Императорской Армии состояла однозарядная крупнокалиберная (10,67 мм) винтовка Бердана № 2 под патрон с дымным порохом. Назревавший переход на использование бездымнго пороха, уменьшенного калибра и магазинного заряжания сдерживался техническим несовершенством первых образцов таого оружия. Однако к 1891 г. Комиссия для выработки образца малокалиберного ружья общими усилиями доработала винтовку капитана Мосина до удовлетворившего основным требованиям состояния. Официально оружие получило название «трёхлинейная винтовка образца 1891 года», однако широко известно до сих пор под сокращенными наименованиями «мосинка» и «трехлинейка». После того, как в 1892 г. было начато производство винтовки, фактически стартовал проект по полному перевооружению ею и карабинами на ее основе (то есть ее укороченными версиями) армии и флота. Перевооружение войск первой очереди завершено в 1897 г., остальной армии — практически завершено к концу 1901 г. Только французам за дополнительные 500 тыс. шт. заплатили 12 млн рублей (30 млрд рублей 2012 г.), а всего к концу перевооружения их было выпущено 3645339 боевых и 53835 учебных винтовок, т.е в сумме мероприятие может быть оценено не менее чем в 150 млрд рублей в ценах 2012 г.
Перевооружение батарей полевой артиллерии первой очереди на скорострельные трехдюймовые орудия
В феврале 1900 г. было принято решение о заказе 1500 трехдюймовых (76 мм) орудий новейшей по тем временам системы Путиловскому заводу, успешно применившему закупленные им в то время патенты на самые передовые технические решения в конструкции своих орудий. Позднее вместо орудия образца 1900 г. заводом выпускались более совершенные орудия образцов 1901 и 1902 гг. В рамках этого заказа предполагалось перевооружить «всю полевую артиллерию Квантунской области, Приамурского и Виленского военных округов, а также большую часть артиллерии Варшавского военного округа и 2 артиллерийские бригады Петербургского военного округа». Перевооружение первой очереди было практически завершено к концу 1902 г. «Общий денежный расход для изготовления упомянутых орудий 1-й очереди с материальной частью определен примерно цифрой в 33,75 млн руб. с подразделением необходимых ассигнований: в 1900 г. — 6,5 млн руб., в 1901 г. — 9,25 млн руб. и в 1902 г. — 18 млн руб.», что составляет около 60 млрд рублей в ценах 2012 г.
PS. Если вы заметите какую-нибудь опечатку в статье, правьте её прямо на проекте:
http://ruxpert.ru/Крупные_российские_проекты_(Николай_II,_1894-1906)
PPS. Дискуссию о важности сильной власти с экспертами ИА «Rex» можно считать завершённой:
http://www.iarex.ru/interviews/39995.html
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →