Должно ли государство силой защищать здоровье и кошельки граждан?
Вопрос не такой простой, как кажется на первый взгляд. С одной стороны, водка и игровые автоматы — однозначное зло. С другой стороны, если ты не можешь предотвратить безобразие, надо его возглавить. В противном случае его возглавят другие люди и поведут в совершенно ненужную тебе сторону…
Что делать с людьми, которые спускают свою зарплату на азартные игры?
Как показывает опыт других стран, самое разумное — дать им способ удовлетворить свой азарт относительно гуманным способом. Запилить государственную лотерею типа воспетого Высоцким «Спортлото».
Слышали когда-нибудь, чтобы советский гражданин проиграл свою квартиру в Спортлото или отошёл от лотерейного киоска в одних трусах? Нет, не слышали. Потому что пауза между покупкой билета и розыгрышем служит своего рода предохранителем, который не позволяет полностью потерять контроль над собой.
Спрашивается, почему же в Твиттере сейчас развернулась масштабная пиар-кампания против возрождения в России аналога «Спортлото»?
Вот точки вброса «компромата» про кокаин, Кипр и ещё какой-то бред:
http://gosloho.net/?p=55
http://rospres.com/government/11963/
Вот ритмичные репосты этого «компромата» в Твиттере:
https://twitter.com/search?q=гослото
Суть движухи вполне прозрачна: лотерейные боссы пытаются сохранить свой бизнес. А зашевелились они после новости об усилении контроля государства за лотереями. Цитирую РИА:
http://ria.ru/society/20121203/913233444.html
На совещании у Шувалова была предложена позиция по организации рынка лотерей в России. В соответствии с ней, государство должно устанавливать правила проведения лотерей на общефедеральном уровне, а частные операторы их организовывать в соответствии с этими правилами.
Почему усиление контроля означает для многих лотерейных боссов закрытие «бизнеса»? Потому что большая часть лотерей — это полукриминальное динамо, которое не даёт ни доходов государству, ни даже крупных выигрышей игрокам. В условиях прозрачности существовать они просто не смогут.
Для понимания масштабов. В одной из статей по защите лотерейщиков были забавные цифры. Общий объём рынка наших лотерей — 20 миллиардов рублей. А выручка одной только австрийской Austrian Lotteries составила в 2011 году почти 3 миллиарда евро — в шесть раз больше всего российского рынка. Испанская Loterias в 2012 году только победителям выплатила 2,3 миллиарда евро: в четыре раза больше, чем весь оборот всех наших лотерей.
Про выигрыши и говорить смешно. Максимальный выигрыш, который у нас когда-либо был — 3 миллиона долларов. В тех же США бывают выигрыши на два порядка больше, до 500 миллионов долларов.
Почему так? Очевидно: потому что если есть возможность не платить, владельцы лотерей и не будут платить. Какой смысл пускать деньги на выплату джекпота, если можно тупо оставить их себе?
Сейчас на нашем рынке лотерей орудуют около 200 частных компаний, которые проводят несколько сотен всероссийских лотерей в год. В бюджет они при этом не платят ничего: деньги рассасываются путём перевода денег в карманные благотворительные фонды и лобовой подделки документов. Выигрышей, само собой, их участники тоже особо не видят: вполне понятно, что обмануть несчастного покупателя билета на порядок проще, чем надуть государство.
Под флагом лотерей работают и недобитые залы игровых автоматов: это до 30% всех лотерей. При этом, что характерно, на такие залы нельзя вот так взять и набежать с ОМОНом — они прикрываются статусом организаторов лотерей, начинают суды за право работать:
http://www.rg.ru/2012/12/07/reg-pfo/bingo.html
http://www.kp.ru/online/news/1314528/
Я знаю, сейчас кто-нибудь непременно напишет, что игровые автоматы — это большой бизнес, который давал в своё время работу сотням тысяч людей. А злой Путин взял его и порушил, лишив честных граждан заработка…
Отвечу так. Я не считаю игорный бизнес полноценным бизнесом. Он проходит, скорее, по разряду мошенничества или грабежа. Так как при нормальном бизнесе в плюсе остаются обе принимающие участие в процессе стороны: не только бизнесмен, но и клиент.
Мы оставляем деньги в салоне сотовой связи, получаем взамен мобильник. Мы оставляем деньги в кафе, получаем взамен обед. Мы оставляем деньги в такси, получаем взамен телепортацию нашей задницы из точки «А» в точку «Б».
В зале же игровых автоматов взамен проигранных денег нам всучивают усугубление игровой зависимости и кучу мусорных эмоций, типа презрения к самому себе. Это не бизнес: это узаконенный отбор денег у больных людей.
Аналогичным образом разносчики пылесосов грабят пожилых людей: тех, кто по состоянию здоровья не может уже адекватно воспринимать действительность. Подлое и социально опасное занятие.
Вернусь к лотереям. Смысл существования частных теневых лотерей абсолютно непонятен. Налогов они не платят. Выигрышей тоже. Про «благотворительность» смешно и говорить. Спрашивается — зачем? Ничего полезного обществу они не дают. Пусть переключаются на нормальный бизнес, вроде производства курятины или строительства домов.
Мировая практика предполагает монополизацию всей игровой отрасли государством:
http://www.economy.gov.ru/minec/about/structure/depGosRegulirInEconomy/doc20121204_04
Смысла в частных лотереях не больше, чем в частных сборщиках налогов, которые будут собирать деньги в свою пользу. Сильное государство вполне в состоянии окучить весь лотерейный рынок самостоятельно.
Шувалов последовательно и планомерно действует в этом направлении. У государства сейчас достаточно сил, чтобы заставить частные лотереи в полном объёме платить и налоги, и выигрыши игрокам. Само собой, владельцам теневых лотерей это категорически не нравится: так как 95% доходов они получают как раз с зажатых призовых денег и ухода от налогов.
Поэтому они следуют славной традиции, которую начал ещё король скважинной жидкости Ходорковский. Кричат через СМИ, что плохое государство покушается на святое право либеральных «бизнесменов» вертеть на барабане своих клиентов и российский бюджет.
UpdateКомментарии на «Эхе Москвы»:
http://echo.msk.ru/blog/fritz_morgen/1136496-echo/#comments
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →