Олег Макаренко (olegmakarenko.ru) wrote,
Олег Макаренко
olegmakarenko.ru

Category:

Чего нам ждать от большой и малой авиации



Автомобили хороши для карманной Европы. Расстояния маленькие, дорог полно… сел и доехал. В России так уже не получится. Хотя бы по той банальной причине, что ехать на машине больше нескольких часов — удовольствие на любителя, самолёт гораздо практичнее. Для перемещений на средние и дальние расстояния единственной альтернативой самолёту является интернет.

Совершенно очевидно, что в России надо развивать авиацию. При низкой плотности населения — а в России она низкая — самолёты становятся не только быстрее, но и дешевле наземного транспорта.

В принципе, государство шевелится в этом направлении. На днях, например, концерн «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ) взял под своё крыло УКПБ:

http://www.finam.ru/analysis/newsitem74CE3/default.asp

Это продолжение «сбора камней»: теперь в концерн КРЭТ входят почти все наши предприятия по производству авиационной электроники. Электроника является чуть ли не главной составляющей современных самолётов, поэтому тот факт, что Ростех плотно занялся бортовым радиоэлектронным оборудованием, является весьма хорошим симптомом.

На всякий случай напомню, что именно Ростех отвечает сейчас за ту часть нашей промышленности, которую в советские времена принято было обозначать словом ВПК. Суть работы Ростеха заключается в покупке стратегических предприятий у «эффективных собственников» и перемещении этих предприятий из загона «доения/выживания» на рельсы развития.

Сейчас КРЭТ последовательно объединяет ведущих производителей авиаэлектроники. Недавно концерн увеличил свою долю в предприятиях «Авиаприбор-холдинг» и «Фазотрон-НИИР». А теперь консолидировал почти 100% акций Ульяновского КБП.

КРЭТ сможет теперь перейти от производства отдельных приборов и комплектующих к разработке и производству целостных комплексов. Объединение активов компании завершится к ноябрю 2013 года. Это позволит концерну построить эффективную производственную цепочку, сократить издержки и выйти на международный рынок.

К 2020 году КРЭТ собирается стать международным холдингом с капитализацией более 200 млрд рублей.

Я знаю, сейчас непременно кто-нибудь скажет мне, будто все успехи России непременно находятся в будущем времени, а в прошлом, дескать, одни провалы. Скоро я сделаю отдельную большую статью по этому поводу.

Пока же ограничусь простой констатацией факта: Ростех получает предприятия в тяжёлом и мутном состоянии, иногда даже на грани закрытия. А после наведения порядка заводы начинают давать конкретную прибыль:

http://www.rostec.ru/news/2053

При этом списать прибыль на приписки нельзя — так как, например, значительная часть «АвтоВАЗа» была продана западным инвесторам, которые не стали бы покупать убыточное предприятие.

Сейчас в России идёт работа сразу над несколькими авиапроектами. Например, это среднемагистральный самолет МС-21, который должен прийти на смену устаревшим моделям семейства Ту. Или Ту-204СМ – кардинальная модификация самолета Ту-204-100Е.

Обе модели будут оснащаться преимущественно российскими комплектующими: которые и будет им поставлять концерн «КРЭТ».

В принципе, это всё хорошие новости. Свой титан, своя электроника… это означает отличные перспективы для нашей авиации.

Однако мне очень не нравится тот факт, что малую авиацию Кремль практически игнорирует. Конечно, определённое движение вперёд есть — но всё же было бы гораздо правильнее, если бы на развитие малой авиации направлялась хотя бы какая-то часть от тех огромных ресурсов, которые сейчас направляются на развитие авиации «большой».

Например, год назад я писал, что в России нет ни одного завода, который делает топливо 100LL:

http://fritzmorgen.livejournal.com/497235.html

С тех пор, насколько мне известно, ни одного такого завода не появилось и даже не планируется: только в Ульяновске собираются открывать центр дистрибуции этого бензина.

При этом конкретно сейчас малую авиацию массово проверяют — только за май произошло 5 крушений легкомоторных самолётов. Эти проверки можно понять, пять крушений и восемь трупов являются достаточно веской причиной для разбирательства.

Тем не менее, малую авиацию стоило бы поддержать хотя бы из практических соображений. В России наблюдается довольно большой дефицит пилотов. А малая авиация, как показывает опыт западных стран, это то поле, на котором начинающие пилоты могут получить опыт и подготовку за свой счёт, без финансовых вливаний со стороны государства.

Update. Комментарии на «Эхе Москвы»:

http://echo.msk.ru/blog/fritz_morgen/1094386-echo/#comments

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 419 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →