Олег Макаренко (olegmakarenko.ru) wrote,
Олег Макаренко
olegmakarenko.ru

Category:

Развёлся — обезглавил — умерла — развёлся — обезглавил — пережила



Скажите, вы когда-нибудь задумывались о реальной сути всех этих феодальных развлечений средневековья?

Когда я школьником читал Уленшпигеля, кровавые декорации комедии проходили мимо моего сознания: я слабо представлял, чем ландграф отличается от барона, и уж всяко не знал даже примерного расположения на карте Брабанта и Фландрии.

Чуть позже, во время чтения «Белого отряда» и «Янки при дворе короля Артура», у меня в мозгу уже сложилось вполне советское презрение к этим средневековым дикарям. Дескать, да, безмозглые тупицы. Моются раз в полгода и носятся как дурачки с этими глупыми титулами и династиями. То ли дело продвинутые технократы из девятнадцатого века… типа того же Марка Твена, который, кстати, в реальной жизни был конченым мечтателем и раздолбаем — как и положено хорошему писателю.

Собственно, это мнение о средневековье — как о «тёмных веках», когда Европой правили клинические дебилы — является сейчас общепринятым. Не далее как вчера я видел в Топе пост, в котором смаковались истории о варварских средневековых ограничениях на содомию.

Как многие читающие люди, я вслед за писателями нередко задумывался — а что бы я делал, если бы волей судьбы стал правителем небольшого королевства тех лет? И раньше у меня были идеи построить близкое к современному общество. С массовым образованием, гражданскими правами и прочими достижениями двадцатого века. Ну, примерно так, как это сделал в своих мечтах наивный Марк Твен.

Тем не менее, некоторое время назад я осознал, что управление государством — несколько более сложная задача, чем представляется восторженным креаклам.

Возьмём, например, игру «Короли Крестоносцы 2», которая охватывает период с 1066 по 1466 года. Забегая вперёд скажу, что авторы игры — шведы из Paradox Interactive — при создании игр ставят на первое место историческую правдоподобность. Поверьте экспертам, в настоящее время они делают лучшие исторические симуляторы на планете.

Так вот, «Короли Крестоносцы». Казалось бы — вперёд, вооружись знаниями двадцать первого века и сделай на территории своего государства процветающий остров социальной справедливости и гражданских свобод. Ан нет: уже через несколько часов игрок внезапно осознаёт, что либо он принимает правила игры и начинает глубоко вникать во все эти феодальные «глупости» или… его просто стирают с карты Европы более адекватные соседи.

Вот выдержка из F.A.Q.:

В.: Мой прямой наследник — дегенерат, а его младший брат имеет отличные черты. Как мне посадить его на трон?

О.: Посмотрите на линию наследования. Если младший брат в ней следующий, то можете «заказать» своего сына убийцам. Также можете сменить закон наследования на «феодальные выборы» и выбрать второго сына, после чего добиться одобрения большинства вассалов.


Внезапно выясняется, что даже в этой грубой симуляции реальной жизни король по рукам и ногам связан традициями, и что длинное перечисление титулов после его первой должности — это не тешащая самолюбие прихоть, а суровая необходимость. Конечно, король при желании может плевать на традиции… но каждое действие в игре имеет определённую цену в виде последствий.

Например, король может сказать Папе, что епископов в своих владениях он будет назначать сам. Но тогда недовольный Папа с большой долей вероятности отлучит наглеца от Церкви, и королю придётся отбиваться от желающих напасть на поставленную вне закона жертву.

Также внезапно выясняется, что просто так взять и избавиться от негодного подчинённого часто нет никакой возможности. И что даже после поимки коррупционера на воровстве для государства часто полезнее не сажать «жулика и вора» в тюрьму, а решить проблему миром.

Обратите внимание: речь идёт не о реальной жизни, а о компьютерной игре. Никто не заставляет игрока терпеть воров в своём королевстве, у него нет виртуального счёта в швейцарском банке и виллы за рубежом, куда он мог бы свинтить после окончания сценария. Просто у игры есть правила, и дорога справедливых расстрелов ведёт обычно не к процветанию, а к быстрому проигрышу.

Ладно, скажете вы, это средние века. Мрак и ужас. Возможно, тогда действительно нельзя было играть по правилам истинной демократии. Но почему бы не взять какой-нибудь более близкий к современности период?

Прежде всего, потому, что там будет сложнее играть. Чем ближе к современности, тем больше управление государством становится похоже на работу: с документами, таблицами, картотеками и прочими навевающими скуку на неспециалистов материями.

Следующий исторический период охватывает игра Europa Universalis IV. Моё любимое развлечение в ней — начать в 1399 году за какое-нибудь маленькое государство, Новгород, Мюнхен или Бретань, а потом за пару сотен лет дорастить его до полноценных России, Германии или Франции. Также весьма захватывает открытие Америки и её колонизация за Португалию: если не тормозить, вполне можно успеть оттяпать себе южный или северный континент целиком.

Играть в «Европу» уже сложнее, чем в Крестоносцев, нужно гораздо больше думать про инфляцию, налоги и прочие законы:



Однако в целом «обучающая кривая» там ещё не особо крута: за несколько часов вполне можно разобраться с азами и начать более-менее осмысленно играть. Также у «Европы» есть замечательное дополнение «Rome — Vae Victis», позволяющее играть во времена Рима: за саму Римскую Империю (S.P.Q.R.), Карфаген или, скажем, за Спарту.

Там, кстати, тоже халявы не будет: надо будет следить за мнением сената и как-то разбираться с порочными амбициозными полководцами. Полная игра длится 250 лет — от Пирровых войн до основания империи. К сожалению, дополнение ставится только на Европу 3: уже морально устаревшую. Для Европы IV несмотря на все мои надежды подобного дополнения так и не вышло.

Ещё ближе к современности стоит «Виктория II», которая охватывает события с 1836 года по 1920 год. Но я категорически не советую начинать знакомство с играми Парадоксов с этой игры: выучиться играть в неё не проще, чем, например, научиться играть на пианино. Даже мне, профессиональному бухгалтеру, было весьма трудно разобраться хотя бы в азах игровых экономики и внутренней политики:



В Виктории есть забавная особенность управления войсками. Практически все генералы имеют недостатки — от серьёзных до очень серьёзных. Достоинства встречаются мало у кого. Но… войско без генерала получает столь мощные пенальти, что даже кишащий пороками денегерат оказывается всё же лучшим выбором, нежели полное отсутствие начальства.

Повторюсь: игра сложная. Если вы таки любите серьёзные испытания, ладно, начните с неё. Но тогда хотя бы берите себе какую-нибудь сильную державу, типа Англии, и готовьтесь потратить долгие часы на чтение разного рода руководств.

Наконец, ближе всего к современной жизни находится игра по Второй мировой — Hearts of Iron IV (День Победы). Это лучшая стратегическая игра нашей планеты по версии значительной доли изданий. Игра длится с 1936 по 1948 год и, по мнению моих знакомых любителей истории, отражает события тех лет на два порядка более достоверно, чем любой другой симулятор.



Отмечу мимоходом, что разобраться в «Утюге», как ласково называют фанаты Hearts of Iron, за пару часов тоже не удастся. Но так как создатели максимально упростили экономическую часть, можно сосредоточиться на более понятных конструкторской и военной. Любопытно, что Гитлер при определённом навыке таки может захватить весь мир — включая США… но сделать это ему будет крайне непросто. В том числе и из-за сильного сопротивления огромного Советского Союза.

Подведу итог

Я очень рекомендую игры от «Парадоксов» двум категориям умных людей. Во-первых, любителям истории, которые смогут получить огромное удовольствие, приняв участие в хорошо известных им событиях. Во-вторых, любителям «простых решений» типа массовых расстрелов и бескомпромиссной борьбы с коррупцией. Которые, возможно, после игры смогут осознать, что коррупция — при всей её отвратительности — далеко не единственная проблема большинства современных государств.

PS. Посоветуйте мне, пожалуйста, хорошую и увлекательную книжку по истории средневековой Европы.

PPS. Пост проплачен компанией Парадокс. Я получил от них гонорар в 85 серебряных шведских крон и скидку в 3% на игры серии. Которые, впрочем, можно без труда купить на торрентах: как в английском, так и в русском вариантах.

Update. Вот что мне посоветовали в комментариях из книжек:

Йохан Хeйзинга. Осень Средневековья
Йохан Хейзинга. Homo Ludens
Жизнь замечательных людей. Фридрих Барбаросса
Гельмут Кенигсбергер. Средневековая Европа. 400-1500 годы
Режин Перну. Алиенора Аквитанская
Вальтер Скотт (разные книги)
Гуревич, А.Я. История средних веков. Учебник
С.П.Карпов История средних веков, два тома
Игорь Можейко. 1185 год
Жак Ле Гофф. Рождение Европы
Франко Кардини. Европа и Ислам: история непонимания
Григорий Турский. История Франков
Энгельс. Происхождение семьи частной собственности и государства
Айзек Азимов. История Франции
Айзек Азимов. История Англии
Умберто Эко. Баудолино
Вальтер Скотт. Айвенго
Дэвис Н. История Европы
Лависс и Рамбо. Эпоха крестовых походов
Генри Ли. История инквизиции

Tags: Игры
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 360 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →