Олег Макаренко (olegmakarenko.ru) wrote,
Олег Макаренко
olegmakarenko.ru

Category:

Почему «бабушкофоны» не работают



Мобильные телефоны делятся на неудобные и очень неудобные. Нормальных мобильных телефонов — с быстрым, понятным и красивым интерфейсом — в природе не существует.

В качестве яркой иллюстрации вышесказанного приведу простейший российский пример.

Как известно, работать в варежках с сенсорными экранами нельзя. И так как морозить руки обычно не хочется, обладатели смартфонов нажимают на клавиши носом. При этом число счастливых обладателей носов с длиной хотя бы в 15-20 сантиметров в России очень невелико: из-за этого приходится работать с телефоном на улице в режиме «прицелился — ткнул — проверил попадание».

Спрашивается, почему ни одному разработчику не пришла в голову идея сделать простенький интерфейс для России, который позволил бы удобно набирать номера носом?

Ответа у меня нет. На что я ни гляжу вокруг, от моего ноутбука до продвинутых сервисов Google, везде я вижу одно и то же: поразительное скудоумие, которое заставляет делать разработчиков нелепейшие ошибки.

Под «эргономичным дизайном» в современном мире понимается удобная на вид хрень, которую так и хочется купить. При этом насколько действительно этой хренью будет удобно пользоваться после покупки никого не волнует. Подразумевается, что после покупки одной неудобной хрени пользователь должен будет моментально начать хотеть следующую модель…

Плавно перехожу к сути поста.

На фотографии вы видите пример так называемого «бабушкофона» — телефона, якобы рассчитанного на пожилых людей, которым сложно разбираться в сложных функциях традиционных мобильников.

Этот телефон, равно как и все аналогичные телефоны, можно смело назвать маркетинговым уродцем. Так как делали его явно с расчётом не на реальных пожилых людей, а на неразумных детей/внуков этих пожилых людей, которые не понимают, что же конкретно является проблемой у возрастных абонентов.

Если бы я был владельцем сотовой компании, и если бы главный дизайнер принёс мне эскиз этой модели на утверждение, я бы уволил его немедленно. После чего попытался бы устроить этого вредителя к своим конкурентам: чтобы он нанёс им своей «работой» максимально большой ущерб.

Объясню свою позицию.

Вот, допустим, у нас есть пожилой абонент, которому сложно пользоваться обычным мобильником. Что конкретно является для него проблемой? Изложу сначала версию создателей «бабушкофона». Они полагают, будто пожилой человек:

1. Плохо видит.
2. Любит яркие вещи.
3. Не попадает по мелким клавишам.

Для решения этих проблем они раскрашивают телефон в детские цвета, делают в нём большие кнопки и рисуют на кнопках большие цифры.

Однако эти проблемы, мягко говоря, не являются основными. Проблема плохого зрения обычно или решается очками или не решается вообще никак. Прослойка же пенсионеров, для которых крупные цифры критичны, весьма невелика.

Особой любви к оранжевому цвету у пожилых людей тоже нет. Детские расцветки телефонов — отвратительный маркетинговый ход, рассчитанный на родственников пожилых людей. Честный производитель сделал бы нормальные расцветки: такие же как, например, для 30-40 летних людей.

Мелкие клавиши, да, могут стать проблемой. Однако крупные кнопки — это, по сути, единственное, чем современные «бабушкофоны» отличаются в лучшую сторону от своих обычных коллег.

Не поймите меня превратно — я не спорю против крупных кнопок и крупных цифр. Пусть будут. Просто они ни в коей мере не решают главных проблем.

Теперь задумаемся, что реально может стать непреодолимой преградой для пожилого человека, который пытается использовать обычный телефон.

Затыком для него могут стать две вещи. Во-первых, он не помнит, как именно обращаться с телефоном: каждый новый звонок начинается почти с нуля, надо осваивать телефон заново. Во-вторых, у него нет особой мотивации разбираться. Пожилой человек — не ребёнок, ему уже не так интересно всё это техническое барахло. Поэтому при первой же проблеме он склонен отложить телефон в сторону и отказаться от звонка.

Исходя из этого можно вычленить четыре конкретные функции, которыми телефоны-для-пожилых должны обладать.

1. Интуитивно понятное включение/выключение.
2. Интуитивно понятный звонок.
3. Интуитивно понятный доступ к номерам телефонов.
4. Интуитивно понятное чтение SMS.

Обратите внимание: ни одна из этих функций в «бабушкофонах» не реализована и близко. Сходу предлагаю два варианта их реализации.

Вариант 1. Традиционный



Телефон представляет собой записную книжку, что-то типа старомодных калькуляторов. Экран — Е-ink, чтобы включённый телефон не жрал аккумулятор.

Справа вставлен сам мобильник. Слева — прозрачный пластик, под которым лежит лист бумаги с записанными от руки (или распечатанными) номерами телефонов.

Из кнопок только цифры, решётка и звёздочка — как на обычном телефоне. Плюс две больших кнопки, на одной из которых написано «звонить», а на другой написано «почта».

Для звонка абонент набирает номер и жмёт «звонить». Если кнопка «звонить» нажимается до того, как набран номер, мобильник говорит громко: «наберите, пожалуйста, номер». Во время разговора вкладка с номерами (слева) или заворачивается за телефон или просто болтается в районе затылка. Чтобы повесить трубку надо или закрыть книжку или сделать паузу в разговоре на две минуты.

Для чтения почты абонент просто давит на кнопку «почта». Ему показывается сообщение. Повторное нажатие показывает следующее сообщение и так далее, пока сообщения не кончатся.

Вариант 2. Сенсорный



Этот вариант можно делать на базе обычных смартфонов. Изменение надо сделать только одно: убрать все препятствия при разблокировке телефона. Никаких «нажмите на звёздочку» и «проведите пальцем» — должна быть большая красная кнопка «включить», при нажатии на которую телефон будет включать экран.

Это очень важный момент. Стандартные механизмы разблокировки смартфонов — нажмите на крошечную кнопочку в заднице, а потом потяните пальцем за кольцо — будут слишком сложны и похоронят всю идею интуитивно понятного смартфона.

Надо понимать, что испытывающий проблемы с памятью человек будет каждый раз брать телефон в руки так, как будто он делает это в первый раз в жизни. Следовательно, «кривая обучения» должна быть плоской, как пандус для инвалидов. Никаких препятствий быть не должно в принципе.

Ладно, допустим, разработчики справились и абонент смог включить телефон. На включённом экране абонент будет видеть квадратики с фотографиями родственников/друзей или кнопки с их именами. При нажатии на квадратик будет набираться соответствующий номер. Повесить трубку — нажать ещё раз на красную кнопку «включить» или положить телефон на стол лицом вниз. Разумеется, разговор должен автоматически обрываться после долгого молчания.

Также на экране должен быть виден квадратик/кнопка «почта», при нажатии на которую телефон будет показывать SMS-сообщения в виде бесконечной ленты. Ленту, разумеется, можно будет двигать пальцем: но даже если абонент не догадается об этом, он, по крайней мере, прочтёт последние несколько сообщений.

Ещё где-нибудь сбоку телефона должна быть небольшая кнопочка «настройка» для родственников пожилого человека, чтобы они могли загрузить ему в телефон все нужные номера и, возможно, снабдить их фотографиями.

Подведу итог

Я не знаю, о чём думают разработчики, когда делают ту неудобоваримую гнусь, которую рекламщики пытаются нам впарить под видом чуть ли не венца технического прогресса. Чтобы не уподобляться некоторым нытиком ограничусь констатацией факта: интерфейсы фирмы Apple, признанного лидера в этой области, являются интуитивно непонятным и малофункциональным убожеством. При этом интерфейсы Google, Microsoft, Ubuntu, LiveJournal и прочая и прочая — ещё хуже. Практически любой продукт, от холодильника до автомобильной магнитолы, можно сделать в разы удобнее, просто выслушав мнение тестера экстра-класса.

Почему компании откровенно плюют на удобство пользователей, для меня загадка. Я не могу обвинить в этом даже маркетологов — так как, например, полностью бесплатный Gimp гораздо неудобнее, чем насквозь копирастический Photoshop.

Пока что я склонен винить в происходящем журналистов. Если бы они были профессиональнее, они бы не стеснялись прямо писать во всех отчётах, что Apple App Store и Apple iTunes — так омерзительно неудобны, что у людей с тонкой нервной организацией при попытке использования этих уродцев возникают от бессилия боли в груди . Тогда, возможно, производители хотя бы пытались прислушаться к тем, кто вынужден за неимением лучшего пользоваться их продукцией.

Update. Вот весьма разумные решения:

http://www.alzproducts.co.uk/alzheimers-dementia-phones.html

К сожалению, я ни разу не видел их в магазинах сотовых телефонов.

Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 480 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Recent Posts from This Journal