Олег Макаренко (olegmakarenko.ru) wrote,
Олег Макаренко
olegmakarenko.ru

Category:

Есть ли хоть один плюс в школьной социализации?

В начале января я перечислил семь способов, которыми школа увечит характер нормальных детей:

http://fritzmorgen.livejournal.com/558613.html

В комментариях к посту я попросил указать, что же хорошего получают школьники в плане социализации. Давайте рассмотрим пристально перечисленные читателями плюсы:

== Зря ты так, Фриц, я не жалею, что ходил в школу. Меня, например, учитель физики целоваться научил ==

Без комментариев.

== Основной навык "социализации", который мне дала школа - ненависть ко всем людям ==

Без комментариев.

== Мне лично школа дала понимание ответственности — у нас выбирали старосту, назначали дежурных, устанавливали очередность уборки помещения ==

Большая часть окончивших школу людей — раздолбаи. Это, к сожалению, факт.

Почему?

Потому что ответственность складывается из «взрослости» и силы воли. Школа же, наоборот, подталкивает школьников к максимальной инфантильности. Хороший школьник, в понимании школьной системы, это расслабленный овощ, который со слюнявым вниманием дебила слушает пасущегося возле доски учителя.

== Кроме того, нужно было ходить в опрятной форме и каждый день гладить галстук, это неплохо дисциплинировало ==

Опять фейл. Психологи утверждают: чтобы человек следил за собой нужно, чтобы у него была достаточно высокая самооценка. Которую в школе из детей пытаются выбить всеми силами.

Банальный пример. Сколько процентов мужчин в России делает элементарный спортивный маникюр? Два процента? Пять процентов? Уверен, что не больше.

== Походы классом в музей, театр, в кино, на производственную практику, в горы сложно сравнить с чем-то ==

Согласен, это круто и важно. Но школа-то к этому какое имеет отношение? Это вещи, которые происходят как раз вне школы. И тот факт, что именно такие рядовые внешкольные действия воспринимаются школьников как маленькое чудо показывает, насколько убога и уныла стандартная школьная действительность.

== Соревнования-олимпиады с другими школами. Оказывается, существовали и другие коллективы, конкуренты! Кто-то был лучше, кто-то в чем-то хуже, но как об этом узнать, кроме как в состязании? ==

Вот это — одна из причин, по которой моё отношение к школьной системе поменялось с возрастом от недолюбливания к презрению.

Возьмём банальное развлечение — компьютерную игру Starcraft. Наигравшись с компьютером и освоив азы угнетения инопланетных рас, ребёнок уже через месяц-другой игры выходит в интернет сообщество, получает рейтинг и начинает играть с реальными людьми из других стран.

В зависимости от побед и поражений его рейтинг может расти и падать, как у настоящих спортсменов. Регулярно проводятся соревнования, никаких скидок на возраст и опыт никто не делает.

Спрашивается, почему семилетние игроки в Starcraft воспринимают этот кусочек взрослой жизни спокойно, как что-то совершенно естественное, а семнадцатилетние здоровые лбы, повязав слюнявчики, робко выпрашивают у учителя оценку? Кто мешает выпустить их во взрослый мир — соревноваться с живыми людьми?

Ну, представьте, что хоккеистов с 7 до 17 лет заставляли бы сидеть в пыльных аудиториях заучивать списки производителей клюшек. Сами клюшки выдавали бы только лучшим ученикам — в виде исключения и не каждый месяц. Как полагаете, научились бы они играть?

Вот, то же самое происходит в школах. Сплошная оторванная от жизни схоластика и никакого столкновения с реальной жизнью. Вместо реальных велопробегов — нудные пересказы технического руководства по эксплуатации велосипедов «Салют».

== Новогодние праздники и выпускной вечер, по-моему, тоже негде взять кроме школы ==

Без комментариев.

== Чем позже попадешь в коллектив, тем болезненнее будет социализация. Поэтому, начинать её прохождение нужно не в школе, а в детском садике ==

Масло масляное. Я просил в начале поста указать, в чём конкретно заключается «социализация». Мне отвечают, что «социализироваться нужно как можно раньше». Ладно. Но в чём же конкретно эта самая «социализация» заключается?

В умении целовать задницу начальству? В страхе быть не таким как все? Давайте конкретно.

== Я вообще 10 лет проучился в школе рядом с колонией поселением. Там дрались велосипедными цепями и собирали в общак. Но сейчас, через 15 лет мне кажется, что было круто и здорово ==

Без комментариев.

== Социализация дает представление о работе в команде ==

В школах за работу в команде наказывают. «Я ставлю вам четыре балла на двоих: по два балла на каждого, за командную работу». Я не припомню ни одного экзамена, ни одного зачёта, которые надо было бы сдавать в команде.

== Частью социализации является умение предсказывать поведение окружающих ==

Согласен. Но в школах этому не учат. Хотя, видит Б-г, такой предмет жизненно необходим. Скажу больше: многие педагоги отлично умеют манипулировать детьми. Они могли бы немало рассказать детям о разных подлых жизненных комбинациях… но, повторюсь, такого предмета в школах нет.

== Умение постоять за себя ==

Не верю. В школе из ребёнка 11 лет делают бесправного раба, который должен — в идеале — подчиняться учителю. Откуда здесь возьмётся умение постоять за себя?

Опять-таки, школьная травля в том или ином виде встречается во всех школах, как в России, так и за её пределами. Почему же жертвы травли не обучаются «постоять за себя»?

== Приобретение практических навыков неизбежного общения с представителями различных возрастных/социальными/национальных/прочих групп ==

Как раз наоборот. Ребёнок общается со своим классом, который состоит из его сверстников, которые, вдобавок, по большей части знакомы ему несколько лет. Это нелепый искусственный мирок, который не имеет ничего общего с реальными сообществами, в которых люди как минимум бывают разного возраста.

== Осознание того, что у каждого своя правда ==

В том Рунете, в котором я провожу значительную часть своего свободного времени, осознание того, что «у каждого своя правда», встречается — в лучшем случае — у одного из двадцати людей.

== Понимание того, что в жизни есть моральные уроды, от которых стоит держаться подальше, а есть верные друзья, готовые помочь и поддержать в любой ситуации ==

С первым согласен. Именно в школе я осознал, что моральных уродов в нашей жизни хватает с избытком — причём с возрастом их становится только больше.

== Принятие свободы выбора и ответственности за неё ==

Смешно. В школе ребёнку не дают выбрать ничего вообще. Даже предметы, которым он хочет учиться. Даже людей, с которыми он хочет (или не хочет) общаться.

== Девочки, курицы и коровы. Кто есть кто и чем они отличаются ==

Без комментариев.

== Умение выживать в конфликтной среде и продавливать свое мнение когда надо ==

Болезненный опыт пребывания в конфликтной среде, действительно, многим детям преподаётся. Однако нужен ли им этот бесполезный опыт? Сомневаюсь. Ведь на самом деле они не учатся даже стоически терпеть невзгоды — они просто терпят их за отсутствием иного выбора.

Что касается «продавливать своё мнение», я удивлён. Никаких сколько-нибудь важных вопросов школьник не решает, поэтому «продавливать» ему просто нечего.

== Дружба, взаимопомощь, умение взаимодействовать в коллективе с положительным результатом ==

Но школа-то здесь каким боком? Школа, скорее, препятствует дружбе, чем помогает ей. За взаимопомощь, например, в школе наказывают.

== Дисциплинирует и приучает к работе и преодолению препятствий. Хочешь не хочешь, а встаешь, идешь в школу и готовишься к урокам каждый день ==

Важное дополнение: приучает к работе под чьим-либо контролем. Стоит школьнику морфировать в студента, как тут же выясняется, что в отсутствие контроля за выполнением домашних заданий значительная часть студентов моментально перестаёт учиться.

Проще говоря, детей приучают не к «преодолению препятствий», а к рабскому и бездумному подчинению чужим командам.

== Чтобы социализация проходила более гладко гораздо лучше, чтобы она началась пораньше и под контролем взрослых ==

Общение со сверстниками школа не контролирует. Наоборот, в школе созданы все условия — замкнутый коллектив, отсутствие обратной связи — чтобы социализация прошла максимально жёстко. Напомню, что фильмы типа «Чучело» и «Класс» снимались по реальным событиям.

== В школе ещё обычно в первый раз трахаются ==

Это типичный пример логической ошибки «после не значит вследствие». Ещё именно в школах у девушек обычно начинает расти грудь, а у мальчиков — усы.

== Умение давать взятки (хотя это больше к институту) ==

Без комментариев.

Подведу итог репликой от ljo_ljo.

«Также школа приучает к мысли, что людей вокруг себя нельзя выбирать и менять. Для многих коллеги, начальник-придурок, муж-садист и т.д. — это данность, с которой нужно как-то научиться сосуществовать. На мой взгляд, ноги у этого неприятного явления тоже растут из школы».

PS. Я не фанатик и понимаю, что у школ есть свои плюсы. Например, для детей гастарбайтеров школа является важным местом приобщения к нашей культуре. А работающим родителям школа очень помогает в качестве камеры хранения для детей. Однако вот конкретно по поводу социализации, на мой взгляд, ничего полезного школа детям не даёт.

Subscribe

  • Почему праведными трудами не нажить каменных палат

    Есть два вида лени: лень тела и лень ума. Тех, кто ленится работать руками, считают в обществе лентяями, а тех, кто ленится работать головой,…

  • Мотивация (часть 7)

    (Это продолжение. Начало здесь: 1 2 3 4 5 6). Сегодня, коллеги, будет восьмой вид мотивации — идейная мотивация. Пожалуй, идейная мотивация…

  • Мотивация (часть 6)

    Продолжаем серию про мотивацию. Начало здесь: 1 2 3 4 5. 7. Коллектив. (Ответ: «пойду туда, где хороший коллектив») Коллектив — страшная…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 605 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • Почему праведными трудами не нажить каменных палат

    Есть два вида лени: лень тела и лень ума. Тех, кто ленится работать руками, считают в обществе лентяями, а тех, кто ленится работать головой,…

  • Мотивация (часть 7)

    (Это продолжение. Начало здесь: 1 2 3 4 5 6). Сегодня, коллеги, будет восьмой вид мотивации — идейная мотивация. Пожалуй, идейная мотивация…

  • Мотивация (часть 6)

    Продолжаем серию про мотивацию. Начало здесь: 1 2 3 4 5. 7. Коллектив. (Ответ: «пойду туда, где хороший коллектив») Коллектив — страшная…