Ответ на извечный русский вопрос "Что делать" станет очевидным, если мы не будем отвлекаться на мелочи, а посмотрим на суть проблемы. Суть же проблемы заключается в том, что школьника заставляют учить то, что он учить не хочет. Из-за этого выпускник школы с большой долей вероятности имеет два заболевания:
Заболевание первое, главное: покорность и несамостоятельность.
Заболевание второе, побочное: отвращение к учёбе.
Так вот. Чтобы уберечь школьника от этих напастей достаточно... не заставлять его учить то, что он сам учить не считает нужным. Конечно, вред школы от этого не исчезнет совсем, но, во всяком случае, уже резко снизится.
Теперь о том, как осуществить это на практике. Давайте рассмотрим подробнее цепочку принуждения школьника.
1. Школьник не хочет учить некий предмет.
2. Учительница видит низкий уровень знаний школьника по своему предмету и ставит ему заслуженные двойки.
3. Родители видят двойки и сношают ребёнку мозг на предмет "как нужен этот предмет" и "как нужен хороший аттестат".
4. Ребёнок проникается и, давясь формулами, изучает ненавистный предмет.
Где мы можем эту цепочку разрушить? Если мы родители школьника -- в пункте три. Мы можем не реагировать на двойки в дневнике и объяснить школьнику, что учёба -- это его личное дело.
Если мы сами ещё учимся в школе -- в пункте четыре. Мы можем игнорировать поучения родителей.
Всё. Этого, имхо, вполне достаточно, чтобы школа из "очень серьёзной проблемы" превратилась в "проблему средних размеров". И, обратите внимание, никаких безумств типа самосожжений на школьном крыльце от Вас при этом не потребуется.
Теперь хочу заранее ответить на несколько вопросов, которые наверняка будут мне заданы.
В.: А почему бы не обойтись вообще без школы? Почему бы не учить ребёнка дома, как хоумскулеры?
О.: Имхо, домашнее обучение -- вполне разумная альтернатива школе. При соблюдении одного очень важного условия: если Вы не будете учить ребёнка насильно.
Однако давайте будем реалистами. Если Вы -- школьник, учитесь в восьмом классе, как Вы сумеете убедить родителей, что Вам будет лучше учиться дома? Имхо, будет разумнее не агитировать за Советскую Власть, а просто забить на "лишние" предметы.
То же самое относится и к родителям, которые по разным причинам не готовы забрать ребёнка из школы. Если не получается совсем уйти от классно-урочной системы, нужно хотя бы снизить её вред.
В.: Но ведь если ребёнок совсем забъёт на химию, он может и два в четверти получить!
О.: Есть такое дело. Но, к счастью, уровень школьных требований настолько низок, что получить три с минусом в обычной школе труда не составит.
Что же касается специализированных школ -- тут возникает проблема. Если школьник имеет склонность к математике и учится в физмат школе -- всё в порядке. Скорее всего, ему будут прощать пробелы в знаниях русского языка. Но вот если школьник математику не любит, а учится всё равно в физмат школе -- он рискует заработать к выпуску оба заболевания, про которые я писал выше.
В.: А не получится ли так, что ребёнок вообще на всё забьёт?
О.: Вполне вероятно, так и будет. Естественная реакция на годы принуждения. Через месяц, через три месяца, через год у ребёнка снова проснётся интерес к учёбе. Разумеется, не ко всем предметам, а только к тем, которые он сам посчитает для себя важными.
Есть, конечно, шанс, что время уже упущено и никакого интереса к учёбе у ребёнка не проснётся. Тогда ребёнок вырастет "таким как все" и не будет выделяться среди своих сверстников.
В.: Как сможет учиться в институте школьник, который не учил, например, биологию?
О.: Во-первых, опыт показывает, что нормально сможет. Уровень знаний у всех разный, поэтому какой-то минимум требуется только по профильным предметам. Например, по математике при обучении на инженерные специальности.
Ну а во-вторых, так нужен этот самый институт? Имхо, пять лет жизни -- неоправданно высокая цена за синие корочки.
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →