Впрочем, увы, варианта «отменить школу» у нас пока нет. Хотя бы по той банальной причине, что в значительной части семей детей тупо не с кем оставить на день: адекватная няня по карману не всем.
Следовательно, как бы плохи современные школы ни были, как бы справедливо мы ни поносили нашу систему образования, кому-то таки надо пытаться исправить текущее положение дел. И очередным этим страстотерпцем назначен сейчас Дмитрий Ливанов, наш новый министр образования и науки.
Тина Канделаки
http://tikandelaki.livejournal.com/304440.html
1. Министр сообщил, что халтуры не потерпит, и что образование будет качественным. Тут он, конечно, или оптимист или шутник. Халтурным образование — как высшее, так и среднее — останется абсолютно точно. Всё, что может сделать министр, это снизить уровень халтуры с текущих 99% до хотя бы 95%.
Впрочем, надеюсь, Ливанов это понимает и его надо понимать так, что он не потерпит халтуры уж совсем явной, типа покупки зачётов и тому подобного.
2. «Школе надо быстро решать проблему омоложения кадрового состава».
Тут Ливанов немного кривит душой. Проблема не в возрасте — бывают и в семьдесят лет гениальные совершенно педагоги. Бывают и в двадцать пять лет абсолютно профнепригодные учителя.
Проблема не в возрасте. Проблема в том, что сейчас 95% кадров профнепригодны. Их надо не омолаживать — их надо менять. Возраст — это всего лишь предлог для мягкой смены кадрового состава школ.
Типичный российский педколлектив — неважно, говорим мы о школе элитной или о школе обыкновенной — представляет собой самый настоящий гадюшник, состоящий из обиженных жизнью стерв-садисток, слегка разбавленных слабохарактерными неудачниками с ярко выраженным синдромом вахтёра.
В этом диком педагогическом гадюшнике, в котором каждый ненавидит каждого лютой ненавистью, хорошие учителя банально не выживают. И дело даже не в том, что они вынуждены вместо нормального преподавания любимого предмета любопытным детям следить за «дисциплиной» в стаде насильно согнанных к ним малолетних дебилов. Дело, разумеется, и не в деньгах, которых сейчас уже вполне хватает на скромную жизнь фанатика.
Дело в том, что сколько-нибудь вменяемых учителей — а такие в каждой школе хотя бы количестве одной штуки, да есть — прочие лузеры травят изо всех своих маленьких сил: видеть нормальных учителей рядом с собой лузерам совершенно невыносимо. И если деньги для многих талантливых педагогов значения не имеют, а нарисовать сносные отчёты для контролирующих имбицилов — задача выполнимая, то вот ежедневно нейтрализовывать лошадиную дозу змеиного яда здоровья хватает далеко не у всех…
3. Тина зачитывала министру вопросы прямо из Живого Журнала. Вопросы были, конечно, диковаты, но отсутствие цензуры и предварительного отбора вопросов — это отличный знак. Министр, у которого хватает смелости не прятаться за фарисейской маской игнорирования очевидного — это явный прогресс по сравнению с тем, что было у нас раньше.
4. Ливанов пообещал сразу же — уже к 01 сентября — сократить число отчётов, чтобы разгрузить учителей. Тут я его поддерживаю полностью.
Урезание отчётности учителей — однозначно правильный и однозначно полезный шаг. Может быть, заодно и порежут надзирающих над школой вредителей… Вряд ли, конечно, но всякие в жизни случаются чудеса. Будем следить с надеждой в сердце.
5. Министр прямо заявил, что он гарантирует: число часов бесплатного образования не уменьшится, а повысится — с 36 до 37 часов.
На мой взгляд, это скорее минус. Однако теперь, по крайней мере, у нас появился очередной повод ткнуть оппозиционных клоунов, кричащих о переводе образования на платность, в их враньё.
6. «Мы понимаем, что экономика России двадцать первого века будет строиться руками инженеров. Готовим ли мы таких людей в нужных количествах? Нет».
Cоглашусь с министром. На примере моего бизнеса: адекватные программисты находятся в огромном дефиците. Розничная стоимость одного часа работы программиста 1С уже больше двух тысяч рублей. Уровень их зарплат можете представить сами.
7. Тина отметила, что не всем нужно высшее. Хорошие рабочие — тоже уважаемые люди. Полностью её поддерживаю.
8. Индивидуализацию обучения министр считает важным. Но при этом полагает, будто физматшколы и тому подобное — это и есть индивидуализация…
Это, конечно, двадцатый век. Но, повторюсь, не будем ждать от министра слишком многого.
На всякий случай, под реальным индивидуальным обучением я подразумеваю, например, свою концепцию Кибершколы, которая сейчас уже довольно активно начинает внедряться на Западе:
http://fritzmorgen.livejournal.com/235985.html
Любопытные могут узнать больше вот здесь:
http://en.wikipedia.org/wiki/Gamification
9. Учёных будут проверять на соответствие мировому уровню.
«Я убеждён, что внутри академии наук есть институты и лаборатории, которые работают на мировом уровне. Поддерживать надо их. Тех, кто не работает, будут называть не учёными, а иначе.
Если вы учёный, но не можете показать результаты работы за последние пять лет, мы вас переименуем».
Снова поддерживаю. Про гадюшник РАН я уже писал не далее как в январе:
http://fritzmorgen.livejournal.com/465322.html
В нашей науке в силу исторических причин сейчас окопались целые полчища шарлатанов. Пора их оттуда начать вычищать, благо более-менее работающие методы вычисления шарлатанов — типа проверки индекса цитирования — давно уже известны и применяются на Западе.
Подведу итог
Никаких чудес от министра я не ждал, поэтому я и не разочарован. Плюсов у Ливанова внезапно оказалось немало, по крайней мере, на словах. Начиная от его необычной для России открытости и заканчивая конкретными идеями по устранению очевидно вредных наших традиций.
Ливанов — огромный шаг вперёд по сравнению с Фурсенко, это очевидно.
Однако Ливанов — это всё ещё человек из прошлого, который верит в пользу бумажных библиотек и тому подобную морально устаревшую чушь. Сделать школу современной он очевидно не сможет: так как не является современным и он сам.
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →