Олег Макаренко (olegmakarenko.ru) wrote,
Олег Макаренко
olegmakarenko.ru

Categories:

Как убивали КамАЗ



Геморрой бывает разным. Кому-то щи жидкие, кому-то жемчуг мелкий.

Это сейчас недовольные жизнью гордо повязывают протестные презервативы на свои дорогие иномарки. А в начале девяностых некоторым реально есть было нечего… Людям с крепкими нервами рекомендую почитать комментарии ко вчерашнему посту, там читатели ещё добрых историй про то лихое время навспоминали:

http://fritzmorgen.livejournal.com/469448.html

На излёте эпохи Горбачёва Советский Союз начал сыпаться, огромные предприятия закрывались одно за другим.

Команда гонщиков «КамАЗ-Мастер» в 1990-м году не сумела даже добраться до финиша. Последние годы мы уже как-то подпривыкли и к постоянным победам Владимира Чагина, и к новостям о наполеоновских планах КамАЗа… но тогда, в начале девяностых, завод «КамАЗ» по самые оси влип в затяжную чёрную полосу:

http://forum.polismi.org/index.php?/topic/727-%D0%B4%D0%B0%D0%BA%D0%B0%D1%80-2012/page__st__20

Наживо вырезанная из остывающего трупа империи Россия пребывала в глубоком нокдауне. Камазы никто не покупал, заказов почти не было. Предприятие начало погрязать в чудовищных долгах, которые на пике достигали одного миллиарда долларов:

http://www.litrossia.ru/archive/31/law/728.php

А в 1993-м году огромный пожар уничтожил основной производственный корпус КамАЗа; вместе со всем дорогостоящим оборудованием. Завод двигателей был полностью разрушен:

http://www.kamaz.ru/ru/company/history

Судьба ста семидесяти тысяч сотрудников завода оказалась под угрозой:

http://bit.ly/w7lsxM

Казалось бы, всё, КамАЗ был обречён на исчезновение, а полумиллионные Набережные Челны — на стремительное вымирание. Тем не менее, к середине нулевых КамАЗу таки удалось преодолеть убыточность, восстановиться после пожара и освоить выпуск новых грузовиков.

При поддержке правительства КамАЗ конвертировал свой долг в акции и даже начал — впервые за долгие годы — получать прибыль. В 2005-м году предприятие было внесено в список стратегически важных для страны предприятий:

http://info.tatcenter.ru/article/31836/

Следующие семь лет КамАЗ реально начал развиваться. Совместные предприятия по выпуску автокомплектующих с немцами (Zahnrad Fabrik) и американцами (Cummins Inc), переход в состав «Ростехнологий», получение госгарантий на сумму почти в пять миллиардов рублей, а также продажа 10% акций немецкому «Даймлеру» (Mercedes-Benz) за 250 млн долларов…

В 2009-м году КамАЗ заключил соглашение о создании ещё двух СП – одно для производства лёгких грузовых автомобилей Fuso Canter, второе — для тяжёлых, Mercedes-Benz Actros и Axor:

http://www.simplycars.ru/news/1466.html

Вчера Владимир Путин спустил с конвейера двухмилионный КамАЗ. По сравнению с КамАЗами, которые выпускались при советской власти, это уже совершенно другая машина.

Кроме грузовиков КамАЗ выпускает ещё много чего. Вместе с FIAT он выпускает комбайны и трактора. Вместе с бразильцами из Marcopolo — автобусы. В прошлом году КамАЗ увеличил основные показатели деятельности на 40% и выпустил 45 тысяч грузовиков:

http://business-gazeta.ru/article/52291/

Средняя зарплата рабочих увеличилась за 2010-й год с 11-ти до 18-ти тысяч рублей:

http://www.business-gazeta.ru/text/36769/

В 2012-м году производство идёт уже с опережением докризисных показателей:

http://www.kamaz.ru/ru/news/

Что характерно, КамАЗ вовсю осуществляет экспансию за рубеж. Сейчас в группу КамАЗ входит 150 организаций в России, СНГ и в других странах, включая 12 крупных автомобильных заводов. Например, в 2010-м году совместное предприятие «КАМАЗ Вектра Моторз Лимитед» было открыто в Индии. Каждый второй многотонный грузовик на трассах СНГ — камского производства, при этом КамАЗ входит в первую десятку предприятий мира по объёмам выпуска дизельных двигателей:

http://bit.ly/w7lsxM
http://www.kamaz.ru/ru/company/about/

Я знаю, сейчас кто-нибудь наверняка произнесёт вслух слово «рынок». Однако давайте таки смотреть правде в глаза: если бы не поддержка правительства, КамАЗ был бы уже или мёртв или, в лучшем случае, серьёзно изувечен. Во всяком случае, такого подъёма не было бы совершенно точно.

Подведу итог

Как говорил один знаменитый итальянец, «добрым словом и револьвером можно добиться большего, чем одним добрым словом». Перефразируя эту мудрость, можно заявить: «ручным управлением и невидимой рукой рынка можно добиться больше, чем одной только невидимой рукой рынка».

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 774 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →