Помните студента, у которого под угрозой избиения вымогали деньги за отказ дать списать зачёт?
http://fritzmorgen.livejournal.com/447890.html
Читая комментарии к тому посту я внезапно осознал себя инопланетянином. Попытаюсь рассказать, как живётся на моей планете. На планете друзей.
Сразу сделаю лирическое отступление. В то время как нас — носителей русской культуры — исторический опыт научил подозрительно щетиниться иглами во все стороны, в других странах люди веками пребывают в режиме искреннего дружелюбия.
Например, в Уругвае при встрече принято не пожимать друг другу руки, а целоваться. И это ни разу не фальшивое голливудское притворство — жителей Уругвая действительно переполняет любовь к ближнему.
При этом, увы, категорически недостаточно просто приехать в другую страну, чтобы сразу же поймать это естественное состояние души. Как показывает опыт, наиболее высокий уровень агрессии на форумах Рунета проявляют как раз таки наши эмигранты. Возможно, этим они пытаются компенсировать то чудовищное давление, которое оказывает на них чуждая для советского человека среда…
Ладно. Плавно перехожу к сути дела. Каких-то десять лет назад я был весьма склочным и ворчливым человеком. Мне было дело абсолютно до всего, и абсолютно всем я был недоволен. Из-за этого моя жизнь протекала в вечных конфликтах из-за пустяков — и даже если мне хватало выдержки воздержаться от истерики открытой, то я или гневно молчал, часами пережёвывая несправедливость внутри себя, или же садился на уши знакомым, рассказывая им о каких-нибудь очередных дебилах/негодяях.
Какое-то время назад, однако, я осознал, что проблема заключалась вовсе не в окружающем мире, который — видит Б-г — всегда был достаточно ласков ко мне. Проблема заключалась в том, что я — как тот затейник комсомолец — сам придумывал себе сложности для преодоления. Я относился к окружающим меня людям как к врагам, и они, разумеется, отвечали мне тотальной взаимностью.
Возьмём, например, вахтёров. Не знаю, как в других местах, а в Петербурге вахтёры такая же неотъемлемая часть жизни как, например, троллейбусы или лужи на тротуарах. Каждый день я прохожу как минимум мимо трёх вахтёров в разных местах, а в некоторые особо удачные дни число вахтёробарьеров возрастает до пары десятков.
Раньше я воспринимал вахтёров как вредителей, чтобы не сказать грубее. Я не понимал: зачем им нужно красть моё время, требуя от меня паспорт, пропуск или даже звонок от тех, к кому я направлялся в гости. Я старался проскользнуть мимо вахтёров буркнув им на лету «здравствуйте» и сильно обижался, когда меня отказывались пропускать.
Однако в один прекрасный день проблема решилась. Я случайно услышал бурную речь некого молодого человека, который, преодолев вслед за мной контроль особо бдительного цербера, начал в красках живописать своей спутнице, как он не любит весь этот пропускной «дебилизм». Корявое слово «дебилизм» настолько сильно оскорбило моё чувство русского языка, что я задумался — а что, если попытаться начать считать всех вахтёров своими друзьями?
Вы удивитесь, но это сработало! Произошло маленькое чудо. Я начал считать вахтёров своими друзьями — и они действительно стали моими друзьями. Последний раз я вступал в конфликт с вахтёром примерно в середине нулевых годов.
В самом деле. Давайте разберём два варианта.
Вариант первый. Вахтёр — враг, которого надо проскочить. Если в стелс-режиме прокрасться мимо вахтёра не удаётся, приходится вступать в словесный бой. И если словесный бой заканчивается моим поражением, я надолго порчу себе настроение. Никто не любит проигрывать, особенно низкоуровневым монстрам.
Обида крутится в голове в течение дня, зреет, перегнивает в мозгу и… отравляет нам жизнь на ровном месте.
Вариант второй. Вахтёр — наш друг. Которому, неважно по какой причине, захотелось взглянуть на наши документы или получить от нас правильно оформленный пропуск. Мы помогаем другу: выполняем его требования и идём дальше. В хорошем настроении, весело посвистывая и энергично помахивая свободной от портфеля рукой.
Спрашивается, какой вариант выгоднее?
Очевидно, второй. Так как времени на оформление скандала тратится ничуть не меньше, чем на оформление документов, однако после скандала я не только завожу себе очередного недоброжелателя, но и трачу значительное количество нервных клеток.
Кроме того, не будем забывать про гало-эффект. Характер взрослого человека отлично читается по его голосу и по его лицу. Поэтому неприятных посетителей, склонных скандалить по пустякам, будут задерживать для проверки документов значительно чаще.
Кстати, помните все эти псевдопсихологические идеи про «выплеснуть ярость»? Когда, например, в японских компаниях ставят манекен с лицом босса, чтобы сотрудники могли пинать и колотить его, срывая тем самым свою злобу?
Так вот. Учёные недавно провели любопытный эксперимент. Они заставили испытуемых проходить тест у сурового экзаменатора, который всячески злил и унижал их. Придирался, оскорблял, отказывался ставить справедливую оценку… ну, если вы учились в вузе, вы знаете, как это обычно бывает.
Дальше подопытных разделили на две группы. Первая группа в течение пятнадцати минут яростно мутузила боксёрскую грушу, а вторая группа пыталась расслабиться и успокоиться под руководством тренера по йоге.
Финальная часть эксперимента состояла из возмездия негодяю. Злобный экзаменатор сидел за толстым стеклом, к его рукам были намертво прикреплены стальные электроды. Участникам эксперимента предлагали нажать на кнопку, чтобы наказать экзаменатора электрическим током. Кнопка «ноль» соответствовала прощению негодяя, кнопка «один» — слабому разряду и так далее, вплоть до кнопки «десять», нажатие на которую приводило к длительному и болезненному удару электричеством.
Так вот. Занимавшиеся йогой нажимали «ноль» и «один». Колотившие грушу нажимали «восемь», «девять» и даже «десять». Тем самым доказывая, что попытка сорвать ярость на ком-нибудь или на чём-нибудь приводит только к тому, что ярость густеет и концентрируется.
Вернёмся к моему методу взаимодействия с людьми. Как видите, он очень прост. Я ощущаю себя членом огромной семьи людей. И каждый человек для меня по умолчанию является другом и родственником, которому мне не сложно помочь какой-нибудь мелочью, и которого я готов охотно простить за какую-нибудь ошибку или причуду.
Я знаю, вы сейчас напишете мне про Дейла Карнеги и про его книгу «Как заводить друзей». Отмечу, что книги Карнеги я читал, и эти книги мне активно не нравятся. Ведь в чём заключается суть его книг?
Надень маску, улыбайся, подлизывайся, льсти, дёргай за ниточки и манипулируй… это отвратительно уже само по себе, но ещё отвратительнее то, что Карнеги лицемерно называет свой иезуитский трактат «Как приобретать друзей». Я считаю, этой книге куда как лучше подошло бы название «Искусство подлизываться или как влезть в жопу без мыла».
Впрочем, ладно. Возможно, в этом недорузамении виноваты переводчики. Возможно, в мире чистогана другой дружбы и не предусмотрено. Ограничусь тем, что обозначу главное отличие между моим методом и методом Карнеги.
Карнеги предлагает добиваться любви окружающих, напяливая на себя маску овцы и убеждая окружающих разными способами, что ты — их лучший друг. Я же предлагаю пропустить этап обольщения как аморальный и сразу начать вести себя так, будто все окружающие уже являются твоими друзьями.
Это более взрослый подход. Если ты замёрз — натяни свитер. Если солнце бьёт в глаза — надень очки. Пытаться же объяснить Солнцу, что ты — его друг, и что ему следует светить потусклее, занятие бесперспективное.
Знаете, почему автомобилисты в Европе реже попадают в ДТП и меньше нервничают за рулём?
Потому что там водители воспринимают друг друга как друзей. Если твоему другу надо перестроиться — нет никаких проблем надавить на педаль тормоза, чтобы освободить ему немного места.
У нас же водители — не буду во избежание розжига перечислять, какие именно — часто воспринимают других водителей как врагов. Они думают, будто перестраивающийся в их ряд водитель — это вор, который пытается украсть у них кусок дороги, и поползновения которого надо пресечь умелым маневрированием либо негодующим гудком:
http://fritzmorgen.livejournal.com/227252.html
Предвижу ещё одно возражение. Вы скажете мне сейчас, что для работы моего метода нужна некая критическая масса сознательных граждан. И что если все вокруг волки, то и нам, следовательно, следует выть по-волчьи, дабы не быть сожранными.
Отвечу. Жизнь — это игра с ненулевой суммой. Ситуации типа «или ты или тебя» во взрослой жизни встречаются довольно редко. Процитирую, пожалуй, поучительную историю про свиней.
http://www.anekdot.ru/id/422259/
«Есть такой журнал — "Приусадебное Хозяйство". У нас его бабушка читает. В журнале бывают любопытные заметки, особенно насчет домашних животных.
Так вот, некий старенький дедушка делится там опытом откармливания поросят. Как известно, свинка — довольно ленивое существо, поэтому когда поросенок один, он кушает немного, вяло, с неохотой — и вес набирает медленно.
Если же поросят трое, то среди них неизбежно выделяется лидер, который сам жрет много и жадно, а двух же других от корыта отгоняет. В результате получается один упитанный поросенок и двое теней, жмущихся в страхе по углам.
Оптимальный вариант — откармливать двоих поросят. При этом никто никого не гнобит, но едят они очень хорошо: жадно, торопливо глотают, чавкают, косятся друг на друга с подозрением — не сожрал ли сосед больше?
Так вот, сообщает дедушка, по его старческому слабосилью он не может держать двоих, и вынужден откармливать только одного поросенка. А чтобы тот кушал хорошо, он установил ему по обоим торцам корыта два зеркала. Поросенок тянется к еде, видит мириады других поросят, волнуется, и все быстро и хорошо съедает».
В общем, не стоит опускаться до уровня интеллектуального развития милых поросят и жрать корм наперегонки с вымышленными конкурентами. Если ты относишься ко всем как к друзьям, то все тебе и становятся друзьями.
Приведу ещё один пример из жизни. Курение.
Наша жизнь устроена жестоко: многие люди курят, и довольно часто мы ничего не можем с этим поделать. Если наглец закуривает в метро или в маршрутке, его ещё можно попытаться одёрнуть. Однако если мы отдыхаем, например, в ресторане, и компания никотинозависимых за соседним столиком начинает отравлять атмосферу зала, мы бессильны.
Если сделать курящим замечание, они ответят, что раз есть пепельница, значит, в этом ресторане можно курить — и это будет совершенно справедливо. Если уйти из ресторана, у нас останется обида человека, которого выгнали. Если же остаться и терпеть, то придётся дальше жить с осознанием факта — наглецы заставили тебя нюхать неприятный запах, и ты ничего не смог с этим сделать…
Куда ни плюнь — везде проигрыш. Но только если мы воспринимаем курящих за соседним столиком как врагов. Стоит же нам начать их считать друзьями, как проблема тут же… исчезнет!
В самом деле, ведь ничего такого неприятного в запахе горящего табака нет. Я курил семь лет и могу утверждать это со всей определённостью. Неприятно в запахе сигарет исключительно то, что кто-то против нашего желания портит воздух, которым мы дышим.
Поэтому как только мы принимаем решение — «это мой друг, ему можно» — проблема запаха немедленно рассасывается. Да, курят. Да, дышат на нас табачным выхлопом. Ну и пусть дышат, ничего страшного.
Чтобы переселиться на планету друзей вам не нужно менять никого вокруг… вполне достаточно измениться самому.
Впрочем, разумеется, благостно отключать мозг при этом не нужно. Дружба дружбой, а табачок иногда приходится считать таки врозь.
В посте про несчастного студента меня спрашивали: если ты, Фриц, весь такой из себя понимающий и позитивный, почему же ты не любишь ни наших «несогласных» иудушек, ни Госдеп США? Ведь это тоже наши друзья, которые желают нам всего самого хорошего?
Отвечаю. Да, это тоже наши друзья… которые, тем не менее, играют в другой команде.
Проведу аналогию. Должен ли игрок Зенита ненавидеть игроков ЦСКА?
Очевидно, нет. Там играют не монстры, а люди, такие же честные спортсмены, как и он сам. Однако даже если наш игрок пьёт по вечерам чай с кем-нибудь из другой команды, он всё равно понимает: от свистка до свистка друзей нет. Какими бы хорошими ребята из ЦСКА ни были, они играют в другой команде, и их задача — выиграть. Путём засовывания возможно большего числа мячей в наши ворота.
Вот эти две ситуации — во время матча и во время отдыха — надо чётко различать.
Являются ли американцы для меня врагами? Очевидно, нет. Штаты — великая страна, которая очень многое дала современному миру. Чтобы далеко не ходить за примерами, упомяну создание Интернета и съёмки фильма «Терминатор 2». Но надо хорошо понимать, что сейчас мы играем в разных командах, и что прямо сейчас идёт очень большая игра. Цена поражения России в которой — распад страны, гражданская война и откат к нищете девяностых годов.
Представьте себе, что какой-нибудь игрок Зенита получил бы от ЦСКА грант, а потом начал бы кричать, что играем мы плохо, что стадион у нас поганый, что треть матчей мы проигрываем, и что надо немедленно уволить тренера, так как под его руководством футболисты постоянно фолят.
Представьте себе, что этот игрок Зенита начал бы во время игры мешать членам своей команды и подавать пасы команде противника — на том основании, что все футболисты состоят в спортивном братстве, и что политика чужой команды нравится ему больше, чем политика своей команды…
Как полагаете, как следовало бы поступить с этим «несогласным» футболистом?
Вопрос, разумеется, риторический. Если чем-нибудь предательство и можно оправдать, то уж точно не списанными из листовок Гитлера лозунгами о «русском народе — равноправном члене семьи свободных народов Новой Европы»:
http://fritzmorgen.livejournal.com/421987.html
Впрочем, я увлёкся. Хватит о грустном. Объясню лучше, почему умение жить в мире с собой и окружающими особенно актуально именно сейчас — в начале двадцать первого века.
У обычного человека есть три варианта карьерной стратегии.
Вариант первый — дауншифтинг по типу Диогена. Жить в бочке, хотить в обносках и ежедневно дрочить на городской площади, жалея при этом, что голод нельзя удовлетворить поглаживанием живота.
Вариант второй — суровая работа. Сжать зубы в кулак и рвать горб как папа Карло на плантации, изредка вдохновляясь механическими удлинителями пениса на колёсах и растущими циферками на банковском счёте.
Вариант третий — свободное плавание. Жить в своё удовольствие, влезая по пути во все приключения и занимаясь исключительно интересными вещами.
Раньше — даже ещё каких-то пятьдесят лет назад — работали варианты два и три. Если у тебя есть деньги и положение, ты человек. Если нет — ты отброс общества, которому остаётся только утешать себя за рюмкой дешёвого спиртного рассуждениями про «духовность» и «жизнь не по лжи».
Сейчас же ситуация изменилась. Вариант два — работать на работе, которую не любишь — стал вариантом для лохов или, если угодно, для запутавшихся в жизни людей. Нет никакого смысла страдать, когда даже последний дауншифтер может позволить себе тратить на поддержание штанов самый минимум энергии, а свободное время посвящать разного рода удовольствиям двадцать первого века — типа скачанных из Интернета книг, фильмов и компьютерных игр.
Таким образом, умиротворённая улыбка и любовь к людям стали сейчас уже не признаком полусвятого чудака, а, наоборот, нормой жизни. Поэтому если вас окружают сволочи, дебилы, жулики, воры и прочие враждебные вам негодяи… задумайтесь. А не застряли ли вы случайно в морально устаревших обычаях прошлого века?
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →