Олег Макаренко (olegmakarenko.ru) wrote,
Олег Макаренко
olegmakarenko.ru

Category:

Почему инвесторы верят в Россию

Вчера в комментариях к статье про Магнитку мне написали, будто никто в Россию не верит: все якобы только рубят по-быстрому бабло и выводят его куда подальше:

http://fritzmorgen.livejournal.com/413610.html?thread=135158442#t135158442

В качестве ответа свежая новость: инвесторы снова понесли денежки в Россию. Цитирую:

http://www.rbcdaily.ru/2011/07/21/focus/562949980687299

«По сравнению с первым полугодием 2010 года доля прямых иностранных инвестиций — самого значимого для России показателя в притоке капитала — выросла более чем на треть, до 27 млрд долл., сообщил Владимир Путин на заседании профильной правительственной комиссии. Страна почти вышла на уровень докризисного 2007 года».

Почему инвесторы не боятся вкладывать деньги в Россию? Потому что они видят, что у нас уже лет десять как нет никаких катаклизмов и потрясений. Всё развивается спокойно и плавно. Следовательно, можно уже планировать не на год-два, как в девяностые, а на много лет вперёд.

В большинстве видов бизнеса есть замечательное правило. Большую часть дохода приносят постоянные клиенты.

Если к вам в булочную заглянул Николай Валуев и купил у вас сразу сто бубликов — у вас большая дневная выручка и куча геморроя с выполнением необычно крупного заказа. Если же к вам в булочную каждый день заходит маленький школьник и покупает по одному бублику — у вас гарантировано продаются 365 бубликов в год. Поэтому этот школьник, который может ходить к вам и год, и два года, и десять лет — во много раз выгоднее, чем «разовый» крупный клиент.

Ровно то же правило работает и в масштабах страны. Плавное и поступательное развитие без резких взлётов и падений — это не застой. Это самый правильный и быстрый способ роста.

В качестве примера приведу известный исторический факт: кочевники практически всегда были гораздо беднее осёдлых земледельцев. Хоть с одного набега и можно срубить кучу золота, однако копить по чуть-чуть всё равно эффективнее.

Так вот. У России было 11 спокойных лет. И эти годы дали свой эффект: инвесторы поверили в нашу страну. Поверили в то, что с Россией можно уже работать не в режиме «пограбил и убежал», а серьёзно, по-взрослому.

Разумеется, речь сейчас не идёт о малом бизнесе: здесь у нас пока всё ещё достаточно печально. Характерная история предпринимателя из Екатеринбурга показывает, что наша деловая культура пока банально не позволяет малому бизнесу строить сколько-нибудь далёкие планы:

http://andreysemenov.livejournal.com/25899.html
http://andreysemenov.livejournal.com/26664.html
http://andreysemenov.livejournal.com/27502.html
http://andreysemenov.livejournal.com/27758.html

Но там, где дело касается бизнеса крупного — такого как наш топливно-энергетический комплекс — уже можно планировать на года. Кратко напомню, что именно правительство сделало для ТЭК за последние десять лет.

Начиная с восьмидесятых годов прошлого века нефтеперерабатывающая промышленность потихоньку «скатывалась». Серьёзные инвестиции остановились, объёмы добычи нефти и газа резко упали, объёмы переработки нефти снизились очень сильно. Выправлять ситуацию начали только в нулевые годы.

В 2000-м году Путин заявил, что экспортные пошлины следует привязать к ценам на нефть:

http://www.tks.ru/reviews/2011/05/13/03/print

В 2001-м году Госдума выполнила требование президента, благодаря чему нефтяники, наконец, получили возможность нормально планировать таможенные отчисления:

http://www.kommersant.ru/doc/329452

Все сверхдоходы пошли в бюджет и были использованы для погашения нашего крупного в те времена государственного долга.

В 2002-м году вместо нескольких невнятных налогов был введён единый простой и понятный НДПИ:

http://www.tks.ru/reviews/2011/05/13/03/print

В 2004-м году правительство отобрало у регионов право выдавать и отбирать лицензии на месторождения нефти, газа, и прочих полезных ископаемых, кроме «общераспространённых». Это право осталось только у федерального центра. Идея была в том, чтобы изъять лицензии у тех, кто не работает, и отдать тем, кто нормально разрабатывает месторождения:

http://www.rg.ru/2004/09/21/investitsii.html

В том же 2004-м году был создан Стабфонд.

В 2005-м году изменили пошлину на нефтепродукты. Раньше она составляла 90% от пошлины на нефть и, следовательно, производить нефтепродукты на экспорт было не особо интересно. Формулу модернизировали так, чтобы рентабельность работающих на экспорт НПЗ возросла.

В 2006-м году подправили НДПИ и ввели туда льготы для новых месторождений Восточной Сибири. Эти месторождения очень важны для России, так как именно нефтью оттуда мы планируем загрузить нефтепровод ВСТО. Напомню, что ВСТО оканчивается стоящим на побережье Тихого Океана огромным нефтеперерабатывающим заводом, который начнёт работать в следующем году:

http://www.ng.ru/energy/2008-09-09/17_nehvatka.html?mright=0

Тогда же, в 2006-м, Путин предложил создать на территории России сырьевые биржи, которые в течение следующих лет были созданы и успешно заработали:

http://www.ngfr.ru/article.html?048

В 2007-м году Герман Греф отрапортовал о запуске торговли фьючерсами на российскую нефть Rebco, для начала, на нью-йоркской бирже:

http://pda.nakanune.ru/articles/rossijjskaja_neft__vyxodit_na_birzhu

В 2008-м году Путин отдал распоряжение о начале строительства новых НПЗ. О них я подробно писал несколько дней назад:

http://fritzmorgen.livejournal.com/411764.html

В том же году мы поделили Стабфонд на две части и приняли ещё несколько важных бюджетный решений:

http://www.union-report.ru/expert/23/32

Во многом благодаря нашей грамотной финансовой политике нам удалось пройти кризис без особых потерь. Особенно же меня порадовала история с российским рублём, в которой нам впервые за постсоветское время удалось не только отбить атаку спекулянтов, но ещё и навариться на их жадности.

Напомню, что после начала кризиса курс рубля начал резко падать. Спекулянты рассчитывали, что банк России не сможет удержать курс и что рубль просядет рублей так до пятидесяти, поэтому они активно продавали все свои рубли, надеясь через пару месяцев купить их обратно — только ещё дешевле.

Однако мы устроили спекулянтам показательную порку. Приспустили рубль до уровня в 36 рублей за доллар, а потом спокойно скупили по этой цене все рубли, которые были у спекулянтов в карманах. Когда рубли у них кончились, курс плавно откатился до 28 рублей и выяснилось, что эту разницу — между 28 и 36 рублями — спекулянты отдали в бюджет России.

Кстати, курс рубля, который стоит примерно на одном месте в течение вот уже десяти лет, это тоже важный показатель стабильности нашей экономики.

В 2009-м году было принято решение об обнулении экспортных пошлин на нефть для месторождений Восточной Сибири. Повторюсь, это было сделано в рамках реализации стратегического проекта: нефтепровода ВСТО:

http://mfd.ru/news/view/?id=1544454

В 2010-м году правительство плотно взялось за НПЗ. Было принято решение запретить подключение к магистральным нефтепроводам НПЗ с глубиной переработки меньше 70%. Также правительство убедительно попросило все наши НПЗ перейти с 2011-го года на выпуск бензина Евро-3.

В нынешнем, 2011-м году, прошли две главных новости. Игорь Сечин предложил обязать все российские НПЗ продавать не менее 15% нефтепродуктов на биржевых торгах:

http://ria.ru/economy/20110217/335171432.html

Если его предложение будет успешно реализовано, завышать цены на тот же бензин станет значительно сложнее.

Кроме того, Путин предложил привязать налогообложение газовой отрасли к рыночным ценам, как это сделано для нефти:

http://www.kommersant.ru/doc/1650024?isSearch=True

В общем, начиная примерно с 2000-го года велась спокойная, постепенная, планомерная работа, без «строек века» и «коллективизации», но с вполне конкретными результатами.

В 2000-м году мы добыли 320 миллионов тонн нефти и произвели 880 миллиардов кВт/ч. В 2010-м году мы добыли уже 500 миллионов тонн нефти и выработали свыше 1 триллиона кВт/ч. За тот же период налоговые поступления в бюджет от ТЭК выросли во много раз. В 2010-м году ТЭК перечислил в бюджет 4,3 триллиона рублей — это более чем в три раза больше, чем ВСЕ доходы бюджета в 2000-м году:

http://scripts.online.ru/misc/news/01/03/01_145.htm
http://burneft.ru/main/news/466
http://www.finmarket.ru/z/nws/news.asp?id=1956381

Как видим, на протяжении нулевых годов правительство придерживалось примерно одного курса, и его кропотливая работа дала отличный результат. Цифры показывают, что инвесторы поверили в Россию: они охотно вкладываются в наш ТЭК, зная, что об их предприятиях позаботятся.

Можно было бы, конечно, вспомнить про показательное убиение ЮКОС’а, но… повторюсь, цифры показывают, что для инвесторов дело ЮКОС’а не имеет особого значения: иначе капитализация того же Газпрома не выросла бы за нулевые годы в несколько десятков раз.

Цинично звучит, но одна раздроченная компания за десятилетие — это не слишком много. Особенно если учесть, что огромное число других компаний было банально спасено во время кризиса бюджетными деньгами. Что, наверное, не очень правильно с точки зрения «невидимой руки рынка», но зато весьма полезно с точки зрения стратегического развития экономики.

Подведу итог.

Деньги не любят резких движений: кавалерийские наскоки и «шоковая терапия» приводят, увы, к голодным девяностым. Поэтому если мы хотим и дальше увеличивать наш ВВП и следующие за ним зарплаты/пенсии/доходы, нам следует придерживаться прежней стратегии. Упорно и терпеливо мотыжить свой участок, пока растущая там флора не начнёт плодоносить.

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 273 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →