Бензин в России весьма дёшев, но, увы, недостаточно качественен. Причиной тому — морально устаревшие НПЗ, которые, в массе своей, были построены ещё в советские времена.
Значительно снизить стоимость бензина можно реально только одним способом: снизить налоги за счёт, например, уменьшения пенсий или прекращения строительства новых дорог. Этим путём мы идти не собираемся. А вот качество бензина уже повышается и будет повышаться дальше: за счёт строительства новых и модернизации старых НПЗ.
Теперь обо всём этом подробно.
В: Из чего состоит цена на бензин?
О: Цена на бензин на 60% складывается из разного рода налогов и на 15% — из транспортных расходов, которые в необъятной России очень велики. Себестоимость добычи и переработки нефти составляет примерно 8%, а 17% приходится на прибыль нефтяников и заправок:
http://www.ryzkov.ru/look_new.php?id=10832
http://minenergo.gov.ru/upload/iblock/333/33363d868cf93701591957ccd67583b1.pdf
Таким образом, гнилые рассуждения в ключе «мы добываем нефть и, следовательно, бензин должен стоить у нас копейки» являются образцовой демагогией: производители и продавцы бензина получают относительно немного.
Аналогичным образом можно было бы заявить, что «мы добываем золото и, следовательно, золото должно стоить у нас копейки».
Та же Финляндия, как и Россия, вполне могла бы продавать своим гражданам бензин по двадцать пять рублей. И тот факт, что стоимость бензина там выше шестидесяти рублей за литр, объясняется исключительно налоговой политикой.
В качестве наглядного доказательства этого утверждения приведу следующий факт: мы импортируем из Финляндии небольшое количество качественного бензина. И тот самый бензин, который на финских заправках стоит дороже полутора евро за литр, на наших заправках продаётся примерно за тридцать рублей.
Дешёвый бензин в Саудовской Аравии и Венесуэле — это волевое популистское решение местных властей. С тем же успехом они могли бы пустить свои нефтяные деньги, например, на бесплатные мотоциклы для населения, благо объёмы экспорта на душу населения там значительно превышают российские.
Россия же позволить себе такую роскошь как уменьшение налогов на бензин не может. Во-первых, у нас в разы больше автомобилей, чем в странах с дешёвым бензином. Во-вторых, если мы всё же звероподобным усилием ужмёмся и попытаемся обойтись без бензиновых налогов, нам придётся сокращать бюджетные расходы. Уменьшать и так ни разу не королевские пенсии, например.
Разумеется, у нас всегда остаётся в запасе план «Б»: сократить население России в четырнадцать раз, до 10 миллионов человек. Тогда денег от экспорта ресурсов вполне хватит, чтобы оставшиеся люди жили как в нефтяной Норвегии. Но я, в отличие от западных политиков, рассматривать этот план всерьёз как-то не готов.
В: Но ведь если понизить цены на бензин, снизятся цены и оживится экономика, что в итоге окупится!
О: Если бы всё было так просто, то все страны с более-менее развитой экономикой или дотировали бы цены на бензин или хотя бы не обкладывали бы бензин огромными налогами. На практике же мы видим, что в списке главных экономик мира Россия находится по цене на бензин на семьдесят последнем месте:
http://fritzmorgen.livejournal.com/394622.html
Повторюсь: в сытой Европе с мощнейшей экономикой бензин стоит, в среднем, шестьдесят-семьдесят рублей за литр девяносто пятого. При этом, например, в бедной Турции бензин стоит под восемьдесят рублей, а в богатой Германии и вовсе заставляют владельцев заправок разбавлять девяносто пятый опасной для старых двигателей синтетической дрянью.
В группе же бурно развивающихся стран, к которым относится и Россия — в группе (Б)разилия, (Р)оссия, (И)ндия, (К)итай, (Ю)АР — у нас и вовсе самый дешёвый бензин.
Напомню, себестоимость бензина примерно одинакова для всех стран и составляет меньше десяти рублей за литр. Спрашивается — неужели все эти семьдесят с лишним стран не понимают своего счастья и не знают, что отмена налогов на бензин нанесёт их экономикам колоссальную пользу?
Лично я не склонен считать тех же немцев и китайцев дураками. Бензин по пять рублей за литр — это или роскошь, которую могут позволить себе купающиеся в деньгах страны, или же популистское решение, которое поднимает популярность правителя в народе, но в долгосрочной перспективе только вредит стране.
Вообще, Китай, в котором большая часть населения даже на пенсию надеяться не может, сложно заподозрить в излишне трепетном отношении к социалке. Я уверен: если бы низкие цены на бензин помогали экономике, Китай установил бы у себя низкие цены на бензин. На практике же цена бензина в Китае составляет примерно 35 рублей за литр.
В: Как быть со сговором производителей? Ведь когда цена нефти упала втрое, цена бензина снизилась на считанные проценты!
О: Посмотрите, пожалуйста, ещё раз на цифры из первого вопроса. Падение цены нефти в три раза снизит розничную цену бензина всего лишь на два процента. Так как ни налоги, ни зарплата водителей бензовозов, ни прочие расходы не понизятся.
Другой вопрос, что этой весной в ряде наших регионов наблюдался конкретный дефицит бензина, который вызвал в некоторых местах увеличение цен в разы.
На всякий случай сделаю лирическое отступление и отмечу, что разные цены в разных регионах — абсолютно нормальное явление. Например, в северных областях маленькой Норвегии цена бензина может доходить до ста с мелочью рублей за литр, тогда как на юге можно заправиться на четверть дешевле: за семьдесят пять рублей…
Впрочем, российский бензиновый кризис этого года имел конкретных виновников. Весь 2010-й год ФАС активно наводил порядок в сфере торговли бензином и бил по рукам монополистов.
В итоге розничные цены снизились до такой степени, что стало выгоднее продавать бензин не на внутреннем, а на внешнем рынке, особенно с учётом того, что с февраля 2011-го года экспортные цены на «лёгкие» нефтепродукты снизились.
http://svpressa.ru/economy/article/42649/
http://www.stringer-news.ru/publication.mhtml?Part=50&PubID=16475
Конечно, наш бензин пока не особо качественен… однако для некоторых республик бСССР, на которые я сейчас не буду показывать пальцем, наше качество вполне подходит.
Процитирую Владимира Путина:
http://ruskline.ru/news_rl/2011/05/06/vladimir_putin_delo_ne_v_deficite_delo_v_sgovore/
«Там не дефицит! Там же дело не в дефиците, дело – в сговоре. Они договариваются между собой, тут же отдают небольшое количество, тут же в один удар все скупают, и все – дело с концом».
Для исправления ситуации Путин поручил Минэнерго повысить экспортные пошлины на бензин. Судя по тому, что в июле в новостях про бензиновый кризис уже ничего не говорилось, помогло:
http://www.gazeta.ru/news/lastnews/2011/04/28/n_1815221.shtml
В: Является ли наш бензин качественным?
О: Нет, не является… пока. Мы производим бензин на морально устаревших НПЗ, большая часть которых была построена ещё во времена СССР, когда упор делался на производство мазута и дизеля для военных нужд:
http://neftegaz.ru/analisis/view/7417
В постсоветский период количество наших НПЗ выросло с 27 до 42 единиц, однако новые НПЗ — это, по сути, примитивные атмосферные колонны, которые годятся только для производства нафты и газойля.
http://ru.wikipedia.org/wiki/Газойль
http://ru.wikipedia.org/wiki/Каталитический_крекинг
Впрочем, ситуация меняется к лучшему. В период с 2000-го по 2008-й год мы увеличили объём перерабатываемой нефти со 173 до 237 миллионов тонн. Если учесть, что за тот же период мировые мощности по переработке выросли на 175 миллионов тонн, несложно подсчитать, что на Россию пришлось почти сорок процентов мирового прироста:
http://www.ng.ru/energy/2008-09-09/17_nehvatka.html?mright=0
Кстати, Россия уже сейчас входит в тройку лидеров по нефтепереработке. На первом месте США, на втором — Китай. Традиционные нефтеэкспортёры типа той же Венесуэлы плетутся далеко позади.
Вместе с ростом объёмов в нефтепереработку пошли инвестиции, на ряде НПЗ начали строиться комплексы по глубокой переработке нефти. Особо упомяну строительство крупного комплекса в Нижнекамске: завод начнёт работать в 2012-м году, будет перерабатывать 7 миллионов тонн нефти в год и выпускать топливо, удовлетворяющее стандартам Евро-4 и Евро-5.
Что важно, завод будет перерабатывать нефть из месторождений Татарстана — а это высокосернистая нефть, делать из которой нормальный бензин гораздо дороже. Напомню, что российская нефть — Urals — стоит дешевле именно из-за высокого содержания серы. В этом плане нам повезло меньше, чем тем же арабам, которым достались месторождения практически без серы.
Также в 2012-м году планируется построить самый крупный в стране НПЗ на Дальнем Востоке, на побережье Тихого Океана. Этот завод будет перерабатывать уже двадцать миллионов тонн нефти, выпускать бензин и солярку качества не ниже Евро-4 и работать, в основном, на экспорт:
http://www.ng.ru/energy/2008-09-09/17_nehvatka.html?mright=0
В: Хватит ли нам бензина?
О: В России потребление топлива растёт сейчас примерно на три-четыре процента в год. При этом объёмы импорта бензина очень невелики и погоды не делают: мы обеспечиваем себя топливом более чем на 99%:
http://www.bcs-express.ru/show_res_ru.asp?id=5230
Экспорт бензина и прочих нефтепродуктов, наоборот, стремительно растёт. В 2005-м году мы экспортировали нефтепродуктов — солярки, мазута и бензина — на 33 миллиарда, а в 2010-м году уже на 60 миллиардов. При этом экспорт сырой нефти тоже вырос, но далеко не так значительно.
http://www.customs.ru/index2.php?option=com_content&view=article&id=13441:Экспорт России важнейших тов
http://www.customs.ru/index2.php?option=com_content&view=article&id=14042:-------2010-&catid=52:2011-01-24-16-28-57&Itemid=1978
В ближайшее время мы планируем добиться двух вещей. Во-первых, повысить уровень качества нашего топлива к 2015-му году до Евро-5. Во-вторых, изменить структуру экспорта. То есть, начать гнать за рубеж не сырую нефть, а нефтепродукты с высоким индексом сложности Нельсона, типа того же качественного бензина:
http://www.ng.ru/energy/2010-08-10/15_paradise.html
Это значит, что нашим НПЗ волей-неволей придётся модернизироваться. Правительство побуждает их к этому при помощи кнута и пряника: устанавливая всё более и более строгие нормы и, одновременно, выделяя субсидии на переоборудование.
Нефтяники, само собой, финансовые пряники охотно жрут, а вот модернизироваться не спешат. Правительство регулярно вызывает нефтяников на ковёр и грозит им пальцем. Снова цитирую Путина:
http://www.inosmi.ru/economic/20110711/171892621.html
«Хочу напомнить: вы работаете в Российской Федерации. Получая лицензии на недра, вы эти недра используете, но они остаются в собственности российского народа».
Впрочем, несмотря на все сложности, процесс идёт. Про новые заводы я уже писал выше. Старые заводы тоже довольно бодро переходят на выпуск качественного топлива:
http://minenergo.gov.ru/upload/iblock/333/33363d868cf93701591957ccd67583b1.pdf
В 2008-м году мы выпустили 14 миллионов тонн бензина уровня Евро-2 и 2 миллиона тонн Евро-4. В 2010-м году мы выпустили 13 миллион тонн бензина Евро-2 и 6 миллионов тонн Евро-4. Как видите, прогресс налицо.
Минэнерго рассчитывает, что к 2015-му году больше половины бензина в России будет выпускаться по стандарту Евро-5. Сейчас такой бензин выпускается в мизерных количествах, тем не менее, простая экстраполяция темпов переползания с Евро-2 на Евро-4 показывает, что эти планы вполне реальны.
Подводя итог, скажу, что бензина нам явно хватит. При этом, если всё пойдёт по плану, через несколько лет мы не только будем ездить на качественном бензине, но и активно экспортировать его.
В: Хватит ли нам нефти?
Даже скептики в лице корпорации Бритиш Петролеум утверждают, что России хватит запасов, как минимум, на двадцать лет. Конечно, нам в этом плане далеко до настоящих нефтяных стран типа Венесуэлы, Ирана, Ирака, ОАЭ и Саудовской Аравии: им хватит нефти до конца двадцать первого века. Однако и двадцать лет в современном мире — вполне достаточный срок, чтобы не волноваться за будущее.
Тем не менее, наши эксперты считают, что двадцать лет — сильно заниженная цифра. Министр Шматко, например, утверждает, что нефти хватит нам лет на сорок:
http://rus.ruvr.ru/2011/04/26/49453298.html
Опять-таки, наши геологи снова начали активно шариться по таёжным лесам, вынюхивая новые месторождения. Цитирую:
http://vid-1.rian.ru/ig/ratings/oil1.pdf
«В 2010 году в РФ зафиксирован рекордный прирост разведанных запасов нефти – 750 млн. т. При этом пятый год подряд прирост запасов превышал объем добычи. Как сообщил министр природных ресурсов и экологии РФ Юрий Трутнев, в основном открыты средние и мелкие месторождения – в Иркутской области, Ямало-Ненецком АО. Всего открыто 45 месторождений углеводородного сырья (включая газ и газоконденсат)».
В: Не рухнет ли цена на нефть?
О: К бензину этот вопрос имеет отношения мало, поэтому отвечу кратко. Не должна. Собственно, наблюдается обратная проблема — потребление нефти стремительно растёт, а добыча топчется на месте, при этом надежд на альтернативную энергетику, мягко говоря, немного. Цитирую Садада аль-Хусейни, крупного специалиста по нефтеразведке из Саудовской Аравии:
http://www.promved.ru/articles/article.phtml?id=1181&nomer=43
«Проблема в том, что с 79 млн. баррелей в день в 2002 году мы перешли к 84,5 млн. в 2004-м. Год от года подскакиваем на 2-3 млн. баррелей в день. Это все равно, что открывать целую новую Саудовскую Аравию каждые два года. Так не может продолжаться бесконечно».
Подведу итог
Состояние нашей нефтеперерабатывающей отрасли далеко от идеала. Тем не менее, по объёму нефтепереработки мы находимся сейчас на третьем месте в мире, а по приросту мощностей — на первом месте.
Новые заводы строятся, старые заводы модернизируются. Это даёт мне все основания надеяться, что к 2015-му году на наших заправках всерьёз пропишется топливо Евро-4 и Евро-5, а в отчётах таможенников объёмы отгружаемой за рубеж сырой нефти как минимум сравняется с объёмами отгружаемых нефтепродуктов.
Что же касается цены на бензин — я не думаю, что она будет снижаться. Так как даже Соединённые Штаты Америки с их самым мощным в мире печатным станком не видят смысла держать цены на бензин ниже российских.
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →