Олег Макаренко (olegmakarenko.ru) wrote,
Олег Макаренко
olegmakarenko.ru

Categories:

Российский авиапром

Вчера в комментариях я увидел нестройный хор каркающих голосов, утверждающих, будто нам следует забыть о любом космосе. Дескать, вся наша оборонка давно уже мертва, на развалинах некогда могучих советских заводов среди ржавых остовов циклопических механизмов тихо звучит печальная музыка гниения, и только стайки оборванных пьяных бомжей сиротливо рыщут по разграбленным цехам в поисках цветного металла.

Отвечу наивным последователям Нострадамуса. Одним из безусловных достижений путинского правления является сохранение нашей оборонки. Мы сейчас не только успешно выкарабкиваемся из ямы девяностых годов, мы ещё и имеем отличные перспективы как на ближайшие годы, так и на последующие десятилетия.

Путин выделил сейчас на оборонку 20 триллионов рублей: в разы больше, чем выделялось в нулевые годы. Цитирую из его апрельского отчёта:

«Подготовлены планы по модернизации самого оборонно-промышленного комплекса, потому что выпускать новые системы вооружений можно только на новом оборудовании. На эти цели предусматриваем за 10 лет более 3 триллионов рублей, причем ежегодно порядка 200 миллиардов рублей планируем направлять на перспективные оборонные НИОКР и на их базе создавать технологии двойного назначения.



По сравнению с докризисным, 2007 годом объем производства продукции военного назначения увеличился почти в 1,5 раза. Еще один показательный факт. В 2010 году до 75% инвестиций на предприятиях российского ОПК направлялось на приобретение оборудования. Понимаете, до 75% инвестиций на новое оборудование! То есть идет, и мы с вами наблюдаем, процесс ускоренного формирования базы под выпуск техники нового поколения».

Короче, в оборонку снова пошли большие деньги, заводы снова получили заказы. Более того: постепенно решается и кадровая проблема. Начал снижаться средний возраст специалистов, работающих в «оборонке»: сейчас это 45 лет в промышленности и 48 лет в науке. При этом, например, в «Сухом» доля молодых инженеров составляет… 32%:

http://www.vz.ru/news/2011/4/20/485266.html
http://www.aviationtoday.ru/news14980.html

Напомню, что в девяностых годах наша оборонка и в самом деле сидела без денег. На неё выделялись очень скромные бюджеты, которые, вдобавок, ещё и «прокручивались».

Напомню: тогда было нормальным взять из бюджета, скажем, полмиллиарда рублей, купить на них долларов, подождать несколько месяцев, а потом перевести доллары обратно в рубли, выгадав на операции процентов так тридцать от «прокручиваемой» суммы.

Кстати, сам факт массового использования в девяностые подобных откровенно грабительских схем — это тяжёлый камень в огород «несогласных» куриц, которые на голубом глазу утверждают, будто коррупция с девяностых годов выросла. Так как сейчас представить себе, что кто-то попытается прокрутить, например, направленные на выплату пенсий деньги совершенно невозможно.

В общем, наши предприятия ВПК давно уже получают деньги вовремя и в полном объёме. Кроме того, помимо бюджетных денег сейчас у предприятий есть и твёрдые деньги от продажи своей продукции.

Возьмём конкретно авиацию, которая связана с космической отраслью напрямую.

Портфель заказов на наш гражданский лайнер Sukhoi Superjet 100 уже сейчас составляет 170 единиц. Этого хватит на несколько лет производства:

http://www.rg.ru/2011/03/17/superjet-anons.html

Напомню, что Superjet 100 — это современный самолёт. Он выполняет жёсткие европейские нормы по уровню шума и, следовательно, спокойно может летать на международных рейсах.

Кстати, любопытный факт: Аэрофлот, который закупил партию Superjet 100, объявил набор экипажей для этих бортов. Командир Superjet 100 будет получать зарплату в… 340 тысяч рублей в месяц:

http://www.km.ru/biznes-i-finansy/ekonomika-rossii/aviatsiya/15056

Гноеточивые пасквилянты регулярно обмазывают свои бложики в Живом Журнале опусами на тему «в России нельзя заработать денег честно». Мне интересно: что они скажут по поводу этих лётчиков? Что работа лётчика – это синекура «не бей лежачего», дескать, сиди себе в кресле, да джойстик верти туда-сюда? Или что 150 тысяч долларов в год – это копейки, на которые нельзя купить ни новенький мазератти, ни виллу в Сочи площадью в пару тысяч квадратных метров?

Напомню, что в девяностые годы наши лётчики в поисках куска хлеба с маслом массово уезжали в Африку и Азию, где им платили пусть немного, но всё же больше, чем в лежащей в нокауте России. Сейчас лётчики снова могут ощущать себя элитой, совсем как в советские времена.

Дальше. Самолёт МС-21, который выпускается корпорацией «Иркут». Только с одной малазийской «КрекомБуржРесорсез ЛТД» уже подписан контракт на поставку 50 самолётов. В деньгах это, на минуточку, три миллиарда долларов:

http://ru.wikipedia.org/wiki/МС-21
http://www.aviaport.ru/digest/2010/07/21/199307.html

Вообще, по итогам прошлого года мы произвели 73 самолёта и 214 вертолётов. Это на 12 процентов больше, чем в 2009-м году. Кроме того, мы выпустили 482 авиационных двигателя, которые у нас охотно покупает, например, Китай:

http://twower.livejournal.com/585188.html

Что важно, мы сохраняем отличные позиции на рынке истребителей. На периоде 2010-2014 годов наш «Сухой» делит первое место с «Локхид Мартином», занимая 22 процента этого рынка:

http://www.aviaport.ru/digest/2011/02/01/210128.html

Прогноз на будущее у нас ещё более радостный. Сейчас на всей планете разрабатывается всего лишь пять истребителей пятого поколения. Деньги на проект такого масштаба есть у США, Китая, альянса России c Индией, Японии и альянса Южной Кореи с Индонезией:

Франция и Швеция, несмотря на богатейшие авиатрадиции, вынуждены уходить с рынка: ВВП этих стран банально недостаточен для разработок такого уровня, а их друзья из Евросоюза, похоже, не сочли создание собственного истребителя достаточно важным — у старушки Европы выше горла сейчас проблем с долгами, мигрантами, уличными беспорядками и пытающимися убежать из стада паршивыми овцами:

http://ria.ru/defense_safety/20110109/319304776.html

Напомню, что наш истребитель пятого поколения, ПАК ФА, уже вовсю летает: первый его вылет состоялся в январе 2010-го года. При этом, что важно, ПАК ФА может вести огонь ракетами на сверхзвуковой скорости. Американские F-22 и F-35 так не умеют, им для запуска ракет приходится сначала переходить на дозвук.

Кратко отмечу, что с производством вертолётов у нас тоже всё хорошо. Мы экспортируем наши вертолёты по всему миру, при этом производство вертолётов последние годы уверенно растёт:

http://baikal24.ru/page.php?action=showItem&type=news&id=61014

В целом в десятые годы Россия намерена потратить на авиационную деятельность более пяти триллионов рублей: вдесятеро больше, чем мы потратили в сытые нулевые годы

http://www.vesti.ru/doc.html?id=441355

Если учесть, что внутренний рынок авиаперевозок растёт, равно как растут и мировые расходы на «оборону», будущее нашей авиации я вижу сейчас исключительно в светлых тонах.

Теперь перейдём непосредственно к космосу.

Вполне понятно, что база на Луне – проект на два порядка более дорогой, чем полёт Гагарина на Луну. Однако не будем забывать, что с памятного апреля 1961-го года уже прошло более пятидесяти лет. С тех пор мы не только накопили колоссальный опыт космических полётов, но и получили новые технологии: те же компьютеры, например.

Недавно проскакивала новость про датчан, которые смастерили небольшую ракету меньше чем за 100 тысяч долларов. Правда, испытания ракеты прошли не совсем удачно, но тем не менее – в 1961-м году за сто тысяч долларов датчанам не удалось бы сделать вообще ничего. Приход большого количества частных фирм в космическую отрасль не может не привести к масштабному удешевлению космических полётов. И это удешевление, судя по всему, мы почувствуем уже в ближайшие годы.

Таким образом, хоть база на Луне и является дорогим удовольствием, сейчас освоение Луны перешло из категории «запредельно дорого» в категорию «просто дорого». Ну а деньги у нас, повторюсь, сейчас имеются в избытке.

Дальше. Мы сейчас фактически имеем монополию на космические полёты. Цитирую:

http://www.linux.org.ru/forum/talks/6470531
http://newsru.com/world/07jul2011/univers.html

«В пятницу американский шаттл совершит свой последний рейс. После этого США и другие страны будут полностью зависеть от России, ведь на МКС, стоимость которой составляет $100 млрд, их астронавтов будут доставлять старые российские корабли "Союз". Москва получит монополию на космические полеты, и вокруг этой проблемы уже нарастает напряженность. Дело в том, что Россия собирается почти втрое повысить цену за доставку астронавтов на орбитальную базу на капсулах "Союз", и остальным странам не остается ничего другого, как только платить.

"Союз" — это корабль, представляющий собой триумф дешевого подхода к проблеме освоения космического пространства человеком. Российские капсулы запускаются в космос с помощью массивных ракет одноразового применения, они являются чем-то вроде управляемого «пушечного ядра», которое доставляет астронавтов на орбиту и возвращает их назад на Землю. В отличие от России, США создали свою программу освоения межпланетного пространства на основе самых сложных из существующих летательных аппаратов — шаттлов, т.е. "космических челноков" многоразового использования. В то время как Соединенные Штаты за все время полетов шаттлов потратили на этот проект уже $209,1 млрд, стоимость всей российской космической программы составляет всего $2 млрд в год».

Для справки: уже в 2011-м году мы планируем потратить на нашу космическую программу три с половиной миллиарда долларов. Это вполне сопоставимо с советскими затратами на космос.

Подведу итог.

У России сейчас есть все возможности для создания базы на Луне в тридцатых годах нынешнего века. Конечно, это огромный по масштабу проект, и во время его реализации мы столкнёмся с большим количеством препятствий. Однако я уверен, если у России будут относительно спокойные двадцать лет, все наши космические мечты успешно сбудутся.

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 945 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →