Российский авиапром
Вчера в комментариях я увидел нестройный хор каркающих голосов, утверждающих, будто нам следует забыть о любом космосе. Дескать, вся наша оборонка давно уже мертва, на развалинах некогда могучих советских заводов среди ржавых остовов циклопических механизмов тихо звучит печальная музыка гниения, и только стайки оборванных пьяных бомжей сиротливо рыщут по разграбленным цехам в поисках цветного металла.
Отвечу наивным последователям Нострадамуса. Одним из безусловных достижений путинского правления является сохранение нашей оборонки. Мы сейчас не только успешно выкарабкиваемся из ямы девяностых годов, мы ещё и имеем отличные перспективы как на ближайшие годы, так и на последующие десятилетия.
Путин выделил сейчас на оборонку 20 триллионов рублей: в разы больше, чем выделялось в нулевые годы. Цитирую из его апрельского отчёта:
«Подготовлены планы по модернизации самого оборонно-промышленного комплекса, потому что выпускать новые системы вооружений можно только на новом оборудовании. На эти цели предусматриваем за 10 лет более 3 триллионов рублей, причем ежегодно порядка 200 миллиардов рублей планируем направлять на перспективные оборонные НИОКР и на их базе создавать технологии двойного назначения.
…
По сравнению с докризисным, 2007 годом объем производства продукции военного назначения увеличился почти в 1,5 раза. Еще один показательный факт. В 2010 году до 75% инвестиций на предприятиях российского ОПК направлялось на приобретение оборудования. Понимаете, до 75% инвестиций на новое оборудование! То есть идет, и мы с вами наблюдаем, процесс ускоренного формирования базы под выпуск техники нового поколения».
Короче, в оборонку снова пошли большие деньги, заводы снова получили заказы. Более того: постепенно решается и кадровая проблема. Начал снижаться средний возраст специалистов, работающих в «оборонке»: сейчас это 45 лет в промышленности и 48 лет в науке. При этом, например, в «Сухом» доля молодых инженеров составляет… 32%:
http://www.vz.ru/news/2011/4/20/485266.html
http://www.aviationtoday.ru/news14980.html
Напомню, что в девяностых годах наша оборонка и в самом деле сидела без денег. На неё выделялись очень скромные бюджеты, которые, вдобавок, ещё и «прокручивались».
Напомню: тогда было нормальным взять из бюджета, скажем, полмиллиарда рублей, купить на них долларов, подождать несколько месяцев, а потом перевести доллары обратно в рубли, выгадав на операции процентов так тридцать от «прокручиваемой» суммы.
Кстати, сам факт массового использования в девяностые подобных откровенно грабительских схем — это тяжёлый камень в огород «несогласных» куриц, которые на голубом глазу утверждают, будто коррупция с девяностых годов выросла. Так как сейчас представить себе, что кто-то попытается прокрутить, например, направленные на выплату пенсий деньги совершенно невозможно.
В общем, наши предприятия ВПК давно уже получают деньги вовремя и в полном объёме. Кроме того, помимо бюджетных денег сейчас у предприятий есть и твёрдые деньги от продажи своей продукции.
Возьмём конкретно авиацию, которая связана с космической отраслью напрямую.
Портфель заказов на наш гражданский лайнер Sukhoi Superjet 100 уже сейчас составляет 170 единиц. Этого хватит на несколько лет производства:
http://www.rg.ru/2011/03/17/superjet-anons.html
Напомню, что Superjet 100 — это современный самолёт. Он выполняет жёсткие европейские нормы по уровню шума и, следовательно, спокойно может летать на международных рейсах.
Кстати, любопытный факт: Аэрофлот, который закупил партию Superjet 100, объявил набор экипажей для этих бортов. Командир Superjet 100 будет получать зарплату в… 340 тысяч рублей в месяц:
http://www.km.ru/biznes-i-finansy/ekonomika-rossii/aviatsiya/15056
Гноеточивые пасквилянты регулярно обмазывают свои бложики в Живом Журнале опусами на тему «в России нельзя заработать денег честно». Мне интересно: что они скажут по поводу этих лётчиков? Что работа лётчика – это синекура «не бей лежачего», дескать, сиди себе в кресле, да джойстик верти туда-сюда? Или что 150 тысяч долларов в год – это копейки, на которые нельзя купить ни новенький мазератти, ни виллу в Сочи площадью в пару тысяч квадратных метров?
Напомню, что в девяностые годы наши лётчики в поисках куска хлеба с маслом массово уезжали в Африку и Азию, где им платили пусть немного, но всё же больше, чем в лежащей в нокауте России. Сейчас лётчики снова могут ощущать себя элитой, совсем как в советские времена.
Дальше. Самолёт МС-21, который выпускается корпорацией «Иркут». Только с одной малазийской «КрекомБуржРесорсез ЛТД» уже подписан контракт на поставку 50 самолётов. В деньгах это, на минуточку, три миллиарда долларов:
http://ru.wikipedia.org/wiki/МС-21
http://www.aviaport.ru/digest/2010/07/21/199307.html
Вообще, по итогам прошлого года мы произвели 73 самолёта и 214 вертолётов. Это на 12 процентов больше, чем в 2009-м году. Кроме того, мы выпустили 482 авиационных двигателя, которые у нас охотно покупает, например, Китай:
http://twower.livejournal.com/585188.html
Что важно, мы сохраняем отличные позиции на рынке истребителей. На периоде 2010-2014 годов наш «Сухой» делит первое место с «Локхид Мартином», занимая 22 процента этого рынка:
http://www.aviaport.ru/digest/2011/02/01/210128.html
Прогноз на будущее у нас ещё более радостный. Сейчас на всей планете разрабатывается всего лишь пять истребителей пятого поколения. Деньги на проект такого масштаба есть у США, Китая, альянса России c Индией, Японии и альянса Южной Кореи с Индонезией:
Франция и Швеция, несмотря на богатейшие авиатрадиции, вынуждены уходить с рынка: ВВП этих стран банально недостаточен для разработок такого уровня, а их друзья из Евросоюза, похоже, не сочли создание собственного истребителя достаточно важным — у старушки Европы выше горла сейчас проблем с долгами, мигрантами, уличными беспорядками и пытающимися убежать из стада паршивыми овцами:
http://ria.ru/defense_safety/20110109/319304776.html
Напомню, что наш истребитель пятого поколения, ПАК ФА, уже вовсю летает: первый его вылет состоялся в январе 2010-го года. При этом, что важно, ПАК ФА может вести огонь ракетами на сверхзвуковой скорости. Американские F-22 и F-35 так не умеют, им для запуска ракет приходится сначала переходить на дозвук.
Кратко отмечу, что с производством вертолётов у нас тоже всё хорошо. Мы экспортируем наши вертолёты по всему миру, при этом производство вертолётов последние годы уверенно растёт:
http://baikal24.ru/page.php?action=showItem&type=news&id=61014
В целом в десятые годы Россия намерена потратить на авиационную деятельность более пяти триллионов рублей: вдесятеро больше, чем мы потратили в сытые нулевые годы
http://www.vesti.ru/doc.html?id=441355
Если учесть, что внутренний рынок авиаперевозок растёт, равно как растут и мировые расходы на «оборону», будущее нашей авиации я вижу сейчас исключительно в светлых тонах.
Теперь перейдём непосредственно к космосу.
Вполне понятно, что база на Луне – проект на два порядка более дорогой, чем полёт Гагарина на Луну. Однако не будем забывать, что с памятного апреля 1961-го года уже прошло более пятидесяти лет. С тех пор мы не только накопили колоссальный опыт космических полётов, но и получили новые технологии: те же компьютеры, например.
Недавно проскакивала новость про датчан, которые смастерили небольшую ракету меньше чем за 100 тысяч долларов. Правда, испытания ракеты прошли не совсем удачно, но тем не менее – в 1961-м году за сто тысяч долларов датчанам не удалось бы сделать вообще ничего. Приход большого количества частных фирм в космическую отрасль не может не привести к масштабному удешевлению космических полётов. И это удешевление, судя по всему, мы почувствуем уже в ближайшие годы.
Таким образом, хоть база на Луне и является дорогим удовольствием, сейчас освоение Луны перешло из категории «запредельно дорого» в категорию «просто дорого». Ну а деньги у нас, повторюсь, сейчас имеются в избытке.
Дальше. Мы сейчас фактически имеем монополию на космические полёты. Цитирую:
http://www.linux.org.ru/forum/talks/6470531
http://newsru.com/world/07jul2011/univers.html
«В пятницу американский шаттл совершит свой последний рейс. После этого США и другие страны будут полностью зависеть от России, ведь на МКС, стоимость которой составляет $100 млрд, их астронавтов будут доставлять старые российские корабли "Союз". Москва получит монополию на космические полеты, и вокруг этой проблемы уже нарастает напряженность. Дело в том, что Россия собирается почти втрое повысить цену за доставку астронавтов на орбитальную базу на капсулах "Союз", и остальным странам не остается ничего другого, как только платить.
"Союз" — это корабль, представляющий собой триумф дешевого подхода к проблеме освоения космического пространства человеком. Российские капсулы запускаются в космос с помощью массивных ракет одноразового применения, они являются чем-то вроде управляемого «пушечного ядра», которое доставляет астронавтов на орбиту и возвращает их назад на Землю. В отличие от России, США создали свою программу освоения межпланетного пространства на основе самых сложных из существующих летательных аппаратов — шаттлов, т.е. "космических челноков" многоразового использования. В то время как Соединенные Штаты за все время полетов шаттлов потратили на этот проект уже $209,1 млрд, стоимость всей российской космической программы составляет всего $2 млрд в год».
Для справки: уже в 2011-м году мы планируем потратить на нашу космическую программу три с половиной миллиарда долларов. Это вполне сопоставимо с советскими затратами на космос.
Подведу итог.
У России сейчас есть все возможности для создания базы на Луне в тридцатых годах нынешнего века. Конечно, это огромный по масштабу проект, и во время его реализации мы столкнёмся с большим количеством препятствий. Однако я уверен, если у России будут относительно спокойные двадцать лет, все наши космические мечты успешно сбудутся.
Отвечу наивным последователям Нострадамуса. Одним из безусловных достижений путинского правления является сохранение нашей оборонки. Мы сейчас не только успешно выкарабкиваемся из ямы девяностых годов, мы ещё и имеем отличные перспективы как на ближайшие годы, так и на последующие десятилетия.
Путин выделил сейчас на оборонку 20 триллионов рублей: в разы больше, чем выделялось в нулевые годы. Цитирую из его апрельского отчёта:
«Подготовлены планы по модернизации самого оборонно-промышленного комплекса, потому что выпускать новые системы вооружений можно только на новом оборудовании. На эти цели предусматриваем за 10 лет более 3 триллионов рублей, причем ежегодно порядка 200 миллиардов рублей планируем направлять на перспективные оборонные НИОКР и на их базе создавать технологии двойного назначения.
…
По сравнению с докризисным, 2007 годом объем производства продукции военного назначения увеличился почти в 1,5 раза. Еще один показательный факт. В 2010 году до 75% инвестиций на предприятиях российского ОПК направлялось на приобретение оборудования. Понимаете, до 75% инвестиций на новое оборудование! То есть идет, и мы с вами наблюдаем, процесс ускоренного формирования базы под выпуск техники нового поколения».
Короче, в оборонку снова пошли большие деньги, заводы снова получили заказы. Более того: постепенно решается и кадровая проблема. Начал снижаться средний возраст специалистов, работающих в «оборонке»: сейчас это 45 лет в промышленности и 48 лет в науке. При этом, например, в «Сухом» доля молодых инженеров составляет… 32%:
http://www.vz.ru/news/2011/4/20/485266.html
http://www.aviationtoday.ru/news14980.html
Напомню, что в девяностых годах наша оборонка и в самом деле сидела без денег. На неё выделялись очень скромные бюджеты, которые, вдобавок, ещё и «прокручивались».
Напомню: тогда было нормальным взять из бюджета, скажем, полмиллиарда рублей, купить на них долларов, подождать несколько месяцев, а потом перевести доллары обратно в рубли, выгадав на операции процентов так тридцать от «прокручиваемой» суммы.
Кстати, сам факт массового использования в девяностые подобных откровенно грабительских схем — это тяжёлый камень в огород «несогласных» куриц, которые на голубом глазу утверждают, будто коррупция с девяностых годов выросла. Так как сейчас представить себе, что кто-то попытается прокрутить, например, направленные на выплату пенсий деньги совершенно невозможно.
В общем, наши предприятия ВПК давно уже получают деньги вовремя и в полном объёме. Кроме того, помимо бюджетных денег сейчас у предприятий есть и твёрдые деньги от продажи своей продукции.
Возьмём конкретно авиацию, которая связана с космической отраслью напрямую.
Портфель заказов на наш гражданский лайнер Sukhoi Superjet 100 уже сейчас составляет 170 единиц. Этого хватит на несколько лет производства:
http://www.rg.ru/2011/03/17/superjet-anons.html
Напомню, что Superjet 100 — это современный самолёт. Он выполняет жёсткие европейские нормы по уровню шума и, следовательно, спокойно может летать на международных рейсах.
Кстати, любопытный факт: Аэрофлот, который закупил партию Superjet 100, объявил набор экипажей для этих бортов. Командир Superjet 100 будет получать зарплату в… 340 тысяч рублей в месяц:
http://www.km.ru/biznes-i-finansy/ekonomika-rossii/aviatsiya/15056
Гноеточивые пасквилянты регулярно обмазывают свои бложики в Живом Журнале опусами на тему «в России нельзя заработать денег честно». Мне интересно: что они скажут по поводу этих лётчиков? Что работа лётчика – это синекура «не бей лежачего», дескать, сиди себе в кресле, да джойстик верти туда-сюда? Или что 150 тысяч долларов в год – это копейки, на которые нельзя купить ни новенький мазератти, ни виллу в Сочи площадью в пару тысяч квадратных метров?
Напомню, что в девяностые годы наши лётчики в поисках куска хлеба с маслом массово уезжали в Африку и Азию, где им платили пусть немного, но всё же больше, чем в лежащей в нокауте России. Сейчас лётчики снова могут ощущать себя элитой, совсем как в советские времена.
Дальше. Самолёт МС-21, который выпускается корпорацией «Иркут». Только с одной малазийской «КрекомБуржРесорсез ЛТД» уже подписан контракт на поставку 50 самолётов. В деньгах это, на минуточку, три миллиарда долларов:
http://ru.wikipedia.org/wiki/МС-21
http://www.aviaport.ru/digest/2010/07/21/199307.html
Вообще, по итогам прошлого года мы произвели 73 самолёта и 214 вертолётов. Это на 12 процентов больше, чем в 2009-м году. Кроме того, мы выпустили 482 авиационных двигателя, которые у нас охотно покупает, например, Китай:
http://twower.livejournal.com/585188.html
Что важно, мы сохраняем отличные позиции на рынке истребителей. На периоде 2010-2014 годов наш «Сухой» делит первое место с «Локхид Мартином», занимая 22 процента этого рынка:
http://www.aviaport.ru/digest/2011/02/01/210128.html
Прогноз на будущее у нас ещё более радостный. Сейчас на всей планете разрабатывается всего лишь пять истребителей пятого поколения. Деньги на проект такого масштаба есть у США, Китая, альянса России c Индией, Японии и альянса Южной Кореи с Индонезией:
Франция и Швеция, несмотря на богатейшие авиатрадиции, вынуждены уходить с рынка: ВВП этих стран банально недостаточен для разработок такого уровня, а их друзья из Евросоюза, похоже, не сочли создание собственного истребителя достаточно важным — у старушки Европы выше горла сейчас проблем с долгами, мигрантами, уличными беспорядками и пытающимися убежать из стада паршивыми овцами:
http://ria.ru/defense_safety/20110109/319304776.html
Напомню, что наш истребитель пятого поколения, ПАК ФА, уже вовсю летает: первый его вылет состоялся в январе 2010-го года. При этом, что важно, ПАК ФА может вести огонь ракетами на сверхзвуковой скорости. Американские F-22 и F-35 так не умеют, им для запуска ракет приходится сначала переходить на дозвук.
Кратко отмечу, что с производством вертолётов у нас тоже всё хорошо. Мы экспортируем наши вертолёты по всему миру, при этом производство вертолётов последние годы уверенно растёт:
http://baikal24.ru/page.php?action=showItem&type=news&id=61014
В целом в десятые годы Россия намерена потратить на авиационную деятельность более пяти триллионов рублей: вдесятеро больше, чем мы потратили в сытые нулевые годы
http://www.vesti.ru/doc.html?id=441355
Если учесть, что внутренний рынок авиаперевозок растёт, равно как растут и мировые расходы на «оборону», будущее нашей авиации я вижу сейчас исключительно в светлых тонах.
Теперь перейдём непосредственно к космосу.
Вполне понятно, что база на Луне – проект на два порядка более дорогой, чем полёт Гагарина на Луну. Однако не будем забывать, что с памятного апреля 1961-го года уже прошло более пятидесяти лет. С тех пор мы не только накопили колоссальный опыт космических полётов, но и получили новые технологии: те же компьютеры, например.
Недавно проскакивала новость про датчан, которые смастерили небольшую ракету меньше чем за 100 тысяч долларов. Правда, испытания ракеты прошли не совсем удачно, но тем не менее – в 1961-м году за сто тысяч долларов датчанам не удалось бы сделать вообще ничего. Приход большого количества частных фирм в космическую отрасль не может не привести к масштабному удешевлению космических полётов. И это удешевление, судя по всему, мы почувствуем уже в ближайшие годы.
Таким образом, хоть база на Луне и является дорогим удовольствием, сейчас освоение Луны перешло из категории «запредельно дорого» в категорию «просто дорого». Ну а деньги у нас, повторюсь, сейчас имеются в избытке.
Дальше. Мы сейчас фактически имеем монополию на космические полёты. Цитирую:
http://www.linux.org.ru/forum/talks/6470531
http://newsru.com/world/07jul2011/univers.html
«В пятницу американский шаттл совершит свой последний рейс. После этого США и другие страны будут полностью зависеть от России, ведь на МКС, стоимость которой составляет $100 млрд, их астронавтов будут доставлять старые российские корабли "Союз". Москва получит монополию на космические полеты, и вокруг этой проблемы уже нарастает напряженность. Дело в том, что Россия собирается почти втрое повысить цену за доставку астронавтов на орбитальную базу на капсулах "Союз", и остальным странам не остается ничего другого, как только платить.
"Союз" — это корабль, представляющий собой триумф дешевого подхода к проблеме освоения космического пространства человеком. Российские капсулы запускаются в космос с помощью массивных ракет одноразового применения, они являются чем-то вроде управляемого «пушечного ядра», которое доставляет астронавтов на орбиту и возвращает их назад на Землю. В отличие от России, США создали свою программу освоения межпланетного пространства на основе самых сложных из существующих летательных аппаратов — шаттлов, т.е. "космических челноков" многоразового использования. В то время как Соединенные Штаты за все время полетов шаттлов потратили на этот проект уже $209,1 млрд, стоимость всей российской космической программы составляет всего $2 млрд в год».
Для справки: уже в 2011-м году мы планируем потратить на нашу космическую программу три с половиной миллиарда долларов. Это вполне сопоставимо с советскими затратами на космос.
Подведу итог.
У России сейчас есть все возможности для создания базы на Луне в тридцатых годах нынешнего века. Конечно, это огромный по масштабу проект, и во время его реализации мы столкнёмся с большим количеством препятствий. Однако я уверен, если у России будут относительно спокойные двадцать лет, все наши космические мечты успешно сбудутся.