Олег Макаренко (olegmakarenko.ru) wrote,
Олег Макаренко
olegmakarenko.ru

Category:

Изнанка свободы


Видео: http://vimeo.com/23286016

На видео к посту я рассказываю WTF-TV о Кибершколе. На всякий случай, мой пост с описанием идеи Кибершколы лежит вот здесь:

http://fritzmorgen.livejournal.com/235985.html

Сегодня, однако, я буду писать не о школе своей мечты, а об… американской школе. Так как каждый раз, когда речь заходит о необходимости дать детям свободу, в антипример непременно ставят США. Сторонники садизма убеждены, будто серьёзные проблемы со школьным образованием в Штатах вызваны именно тем, что там детям, якобы, предоставляют полную свободу.

На самом деле, коллеги, нет ничего более далекого от идей ребенкоориентированного обучения, чем стандартные американские школы. Наоборот, именно американскую школу мы получим, если извратим идею свободного обучения и вывернем её наизнанку.

Процесс школьного обучения включает в себя два важных этапа.

Этап собственно обучения, во время которого в голову ребенку пытаются вложить или впихнуть гранитные кирпичики знаний. И этап контроля, на котором экзаменаторы проверяют, какие из полученных кирпичей школьнику удалось разгрызть.

Хорошая школа — школа моей мечты — дает ребенку полную свободу на этапе получения знаний. Ребенок при помощи взрослых самостоятельно выбирает что, когда, в каком виде и с какой скоростью учить.

Вместе с тем, хорошая школа крайне жестко контролирует процесс экзаменов. И школьник, который не умеет решать квадратные уравнения, зачета по квадратным уравнениям не получит никогда — как бы сильно директор ни сношал рядовых учителей за поставленные подопечным двойки.

Как показывает опыт, именно эта связка свободного обучения с жестким контролем и даёт нам хороший результат.

Что же мы наблюдаем в школах американских?

Статью Пола Грэма о ботанах вы наверняка уже читали:

http://fritzmorgen.livejournal.com/38494.html

Прочтите теперь, пожалуйста, книгу понаехавшего в Америку русскоязычного учителя Айрата Димиева «Классная Америка»:

http://tk.nxt.ru/

Айрат — химик, кандидат наук. В 2001-м году он уехал из России в США и устроился там преподавателем в школе. Полученный опыт общения с американскими школьниками так его впечатлил, что родилась книга, читать которую штатофагам будет, пожалуй, физически больно.

Процитирую один абзац из интервью с Айратом:

«По своему семилетнему опыту работы учителем в Америке я могу сказать, что американская система образования очень далека от идеала.

Обычная школа в США не дает ученикам ни качественных знаний, ни навыков самостоятельного мышления. Парадоксально, но факт: в ней достаточно много таких учеников, которые к 10 классу с трудом научились читать, а простые арифметические действия выполнять не в состоянии. Но при этом официальный уровень успеваемости в государственных школах США с каждым годом растет и вот-вот достигнет 100-процентной отметки».

В общем, после прочтения этой книги и других статей про американское образование, картина складывается крайне неприглядная.

С одной стороны, детям демократии столь же жёстко диктуют распорядок «обучения», как и в советских школах. Даже, пожалуй, ещё жёстче, так как до идеи делать классы без окон, на манер тюремных казематов, пока не докатились даже наши чиновники.

С другой стороны, реальные знания у детей не контролируются вообще. Дабы не было почвы для скандала на расовой, ювенальной или какой-нибудь ещё почве.

Перефразируя Маяковского, будь ты хоть негром преклонных годов, а хорошую оценку по русскому языку ты получишь. Даже если единственное известное тебе русское слово — это фамилия Гмигвов из третьесортного фильма, в котором упоминается КГБ.

Какой уровень знаний мы получаем в результате подобного «обучения»?

Очевидно — близкий к нулю. Так как в условиях полного отсутствия обратной связи учителя неминуемо скатываются в низкопробнейшую имитацию преподавания, и даже самые упертые ученики не могут извлечь из «уроков» ничего полезного. Школьники деградируют до уровня малолетних заключенных и образуют коллектив тюремного типа, вытравливающий из своих членов остатки здоровой тяги к знаниям.

Не очень-то просто разобраться в интегралах, когда из твоего класса никто, кроме тебя, не продвинулся дальше сложения и вычитания.

Подобная деградация закономерна. Ложь политиков о всеобщем равенстве накладывается на ложь педагогов о необходимости изучения «базовой» горы случайных фактов. На выходе мы получаем третью, выгодную всем ложь: ложь об удовлетворительной работе системы образования. И, как следствие, мы имеем абсолютное табу на двойки, которые могут вскрыть всё это нагроможение лжи.

Итог, повторюсь, вы можете прочесть в книге «Классная Америка». И этот итог, повторюсь, абсолютно закономерен. Насильственное окормление знаниями в комбинации с имитацией экзаменов дает на выходе тотальное невежество.

Удивляет меня только одно: скромные два миллиона хоумскулеров на всю трехсотмиллионную Америку. Надо полагать, в некоторых штатах процесс разложения еще не дошел до логического конца и учителя там пока ещё не стесняются ставить двойки тем, кто ничего не знает. Однако если толерантность победит, Америке придется плотно задуматься о привлечении новой волны образованных мигрантов…

Перейдем теперь к нашей, унаследованной от СССР системы образования. Чем она отличается от американской?

На данный момент, увы, мало чем. Если в советские времена нас паршиво учили, но при этом хотя бы больно били за двойки, заставляя тем самым детей осваивать какой-то убогий минимум, то сейчас детей ровно также паршиво учат, однако теперь их ещё и перестали контролировать.

В принципе, неплохим индикатором работы учителя является ЕГЭ... но ЕГЭ, как бы независим от учителей он ни был, не может вытянуть девять лет школьной клоунады. В конце концов, в США тоже есть какие-то федеральные тесты. На общую ситуацию в школах это особо не влияет.

Как проблема будет решаться за океаном, пусть думают граждане Цитадели Демократии. В России же я предлагаю запилить для начала два маленьких, не очень болезненных новшества.

Во-первых, разработать систему ЕГЭ по всем предметам и всем возрастам, чтобы родители, скажем, третьеклассника могли отвести его на экзамены и проверить, учат ли чему-нибудь их ребёнка.

Во-вторых, легализовать, наконец, частные школы с полностью авторскими программами и методиками обучения. Чтобы настоящие, умные, честные, увлечённые своим делом педагоги могли показать обществу, как многому может научиться обычный «неспособный» ребёнок, если вытащить его из удушливого смрада разлагающегося трупа классно-урочной системы.

Оба этих новшества можно внедрить без потерь для рейтинга и подковёрной борьбы: народ дополнительные возможности будет только приветствовать, а паразитам на госдолжностях будет всё равно: планов на десять лет вперёд и дальше они не строят.

Я очень надеюсь, что эти изменения будут аккуратно внедрены в ближайшее время… или хотя бы в ближайшие 20-30 лет.

Теперь пара ссылок по теме.

1. Ватага школьников возрастом от 8 до 10 лет самостоятельно провела научное исследование, которое было опубликовано в научном журнале:

http://www.membrana.ru/articles/global/2010/12/30/152100.html

Это к вопросу обязательно ли полтора десятилетия пичкать ребёнка тщательно разжёванной «базой», старательно приучая его тем самым к образу жизни великовозрастного паразита.

2. История про канадского мальчика была успешно спрятана под замок или удалена.

3. nimeo предлагает преподавать в школах психологию:

http://nimeo.livejournal.com/179042.html

Лично я нахожу идею весьма спорной. Но вот курс практической логики и манипуляций я бы в школах преподавал обязательно: школьникам будет полезно увидеть своими глазами, сколько же лжи их на самом деле окружает.

Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 452 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Recent Posts from This Journal