(Автор всех фотографий в этом посте – Евгений Ициксон из mforum.ru)
Наблюдал вчера по приглашению Билайна за монтажом вышки сотовой связи. Теперь я знаю, как эти вышки собираются. Рассказываю по порядку.
Во-первых, под вышку готовят фундамент. В фундаменте ничего необычного нет, его делали заранее, до нашего приезда.
Затем к месту установки вышки привозят кучу труб. Из них за пару часов скручиваются пять частей будущей вышки.
А затем начинается интересное. Дело в том, что вышка имеет высоту 70 метров. Это, для сравнения, как двадцатиэтажный дом.И сегменты, из которых состоит вышка, надо на эту высоту как-то поднять.
Как правило, поднимают сегменты обычным краном. Примерно вот таким (ссылка), только чуть поменьше.
Однако изредка, когда крану сложно подъехать или негде разложиться, используют вертолёт. Вчера вышку монтировали именно с вертолёта.
На каждое звено вышки уходило минут по двадцать:
1. Вертолёт поднимает очередное звено в воздух.
2. Висящие сверху недостроенной вышки шестеро рабочих ловят спускающееся звено за тросы, седьмой рабочий машет вертолёту белыми флажками.
3. Когда звено встаёт на место, рабочие быстро его прикручивают болтами.
4. Рабочие сбрасывают тросы вниз и лезут дальше вверх, монтировать следующее звено.
Вся процедура монтажа вышки заняла несколько часов: начали утром, а где-то к двум часам дня вышка уже стояла полностью готовой к навешиванию оборудования.
После этого вертолёт улетел ставить следующую вышку куда-то на юг России, а рабочие загрузились в микроавтобус и поехали за ним.
Знаете, глядя на монтаж этой вышки я ощутил что-то вроде гордости советского человека. Вышка полностью произведена в России, рабочие – тоже наши (хоть и разных национальностей), вертолёт – опять-таки отечественный. Всё делается быстро и качественно, как в рекламном ролике.
Отклонение верха вышки не должно превышать нескольких сантиметров. Если таки превышает – вышку приподнимают домкратом (не спрашивайте, как) и подкладывают под одну из ног стальную пластину. В это раз пластину подкладывать не понадобилось, всё встало нормально с первого раза.
Повторяя крылатую фразу Дмитрия Медведева, «вот это я называю настоящими инновациями». Вообще, если вдуматься, сотовая связь – чуть ли не единственная высокотехнологичная отрасль нашего народного хозяйства, которая развилась в России с нуля и находится на мировом уровне.
Если бы я отвечал в России за инновации, я бы крепко задумался над тем, как сотовым операторам помочь. Возьмём, допустим, бумажную возню: почему бы её не отменить?
Стоимость одной вышки вместе с монтажом и с оборудованием – примерно сто тысяч долларов. В масштабах сотового оператора – копейки. Однако сбор разрешительных документов на установку каждой вышки занимает… год. Это, мягко говоря, замедляет развитие сетей.
По этой же причине не рассматриваются всерьёз передвижные сотовые вышки, сотовые вышки аэростаты и сотовые вышки беспилотники. Сбор документов стоит так много «усилий», что экономия непосредственно на строительстве значения не имеет никакого.
Поэтому, кстати, для строительства вышки не стали использовать стоящую рядом пожарную каланчу. Сама по себе каланча недостаточно высока, а мудрить и наращивать её никакого смысла нет: проще и быстрее поставить рядом стандартную вышку.
По пути к месту установки вышки мне удалось поспрашивать о всяком разном технического директора Билайн.
Выяснилось, например, что мастерить вышки крупнее 70 метров смысла особого не имеет: для хорошего покрытия вышки должны быть натыканы часто, а не высоко.
Как я и ожидал, оказалось, что ровно никакой технической причины снимать за WAP-трафик по нескольку тысяч долларов за гигабайт тоже нет. Зато есть причина экономическая: сотовые операторы всегда нуждаются в деньгах.
Да, хозяйке на заметку. Сейчас сотовые операторы предлагают настроить Интернет, получив СМС с готовыми настройками. При этом присылаемые настройки часто используют доступ через WAP. Из-за чего невнимательный абонент, посидев часок в Интернете, вполне может получить потом счёт на несколько тысяч рублей.
Чтобы такого не было, настраивайте доступ к Интернету руками или же попросите об этой услуге кого-нибудь в ближайшем салоне сотовой связи.
Ещё выяснилось, что делиться вышками с другими операторами – не так просто как кажется. Представьте себе ситуацию: дикие леса, в которых людей мало, а медведей много. Стоит одинокая вышка того же Билайна. Казалось бы: сам Б-г велел разрешить Мегафону и МТС навесить на вышку своё оборудование, чтобы уменьшить расходы на строительство вышки втрое…
Ан нет. С одной стороны, операторы особо не воюют и на уровне высшего руководства кооперируются охотно. Однако каждая вышка имеет некий расчётный вес оборудования, который она может нести. Если навесить на вышку слишком много тарелок, которые обладают хорошей парусностью, она может тупо не выдержать и рухнуть. Кроме того, канал от вышки до оператора также имеет ограниченную толщину: он часто забит под завязку.
Из-за этого регулярно получается так, что чисто по деньгам выгоднее поставить каждому свою вышку, чем пытаться что-то делать вместе.
Ещё я спросил, как реагируют на вышку местные жители. Она ведь излучает, приходится надевать на ночь шапочки из фольги, чтобы не засветить мозг… Выяснилось, что дикие времена уже прошли. Жители, в массе своей, радуются тому, что у них будет хорошая связь и быстрый Интернет.
Теперь о вертолётах. Когда меня приглашали на монтаж вышки, я почему-то решил, что мне дадут прокатиться на вертолёте, посмотреть на работу сверху. Однако, увы, на вертолёт меня не пустили. Объяснили это тем, что если я сфотографирую панораму местности и выложу снимок в Сеть, то набежит ФСБ и вставит всем участникам полёта хороших тумаков.
Однако в качестве компенсации меня накормили неплохим шашлыком, после чего мне показали вблизи вертолёты маленькие: спортивные модели вертолётов.
Чтобы был понятен масштаб: размах лопастей у спортивной модели – примерно один метр, а кушает она рюмку спирта в час, совсем как один мой знакомый доктор. В руках мастера вертолёт умеет делать мёртвые петли и прочие фигуры высшего пилотажа: при этом смотрится в воздухе стальное насекомое завораживающе.
Так вот. Маленький вертолёт элементарно можно оснастить камерой и обфотографировать всё вокруг с высоты хоть в километр. При этом возражений никаких у ФСБ не будет…
Скажу больше. Сейчас во всех современных журналах про технику, типа «Популярной Механики», активно обсуждается тема беспилотников. Американская военщина изобретает всё новые и новые способы нести угнетённым народам демократию удалённо, без риска для своих доблестных солдат.
А знаете, сколько стоит простой беспилотник, который может летать на нормальные расстояния? Я был в реальном шоке, когда узнал цену. Всего лишь пятьдесят тысяч рублей!
Берётся модель вертолёта средних размеров. На неё навешивается нехитрая камера. На крышу дома ставится антенна. И всё – фермер сидит в тёплой комнате перед камином, смотрит на монитор и управляет с помощью джойстика вертолётом, который летает по окрестностям его имения.
Это, повторюсь, не фантастика, это реалии жизни российских фермеров в 2010-м году. Такого рода вертолёты уже вовсю используются прогрессивными сельскими жителями.
Подведу итог.
Техника продолжает развиваться чудовищными темпами. Я уже много раз обещал, что текущее десятилетие станет для роботов тем же, чем стали для компьютеров восьмидесятые года. Роботы перестанут быть игрушками и плотно войдут в реальную жизнь.
Конкретно радиоуправляемые вертолёты, думаю, уже в ближайшие пару лет могут решить в городах проблему курьеров. Зачем, например, гонять курьера через пробки, если пиццу можно за десять минут доставить прямо на балкон заказчику?
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →