Вышла моя передача на PodFM, где я рассказываю, почему неправы садисты, считающие, что детей надо заставлять учиться.
— Работает ли опыт отца Бетховена в математике?
— Почему репетитор имеет зуб на учителей?
— Как убедиться в порочности школьного способа окормления знаниями?
Наша современная общеобразовательная школа, как я уже много раз говорил, находится сейчас в состоянии трупа.
Проблема даже не в том, что детей насильно запирают в замкнутых пространствах, как пауков в банке, что приводит к огромному количеству психологических последствий у взрослых людей. Я понимаю, что мы живём в жестоком мире, и изредка слова «ради твоей же пользы» имеют смысл. Если бы школа и в самом деле учила детей, я бы относился к ней куда как более спокойно.
Главная проблема в другом. Сторонники принципа «в детей надо забивать знания молотком» тщательно игнорируют тот факт, что молоток — неподходящий инструмент для забивания знаний. Как любит повторять Михаил Литвак, нельзя вырастить дерево, ухватившись за верхушку саженца и потянув изо всех сил вверх.
Проще говоря, насильное окормелние знаниями крайне неэффективно.
Почему?
Цитирую комментарий одного из своих читателей, оставленный к подкасту про пикалёвскую шахидку, которая по собственной дурости принесла неразорвавшуюся мину времён Великой Отвечественной в полный детей автобус.
--- Начало цитаты ---
«Интересно/неинтересно, у детей нет возможности выбрать — это все
чересчур глобально. Реальная проблема в совсем мелких мелочах.
У меня, старого репетитора, на школьных „учителей” математики имеется фантастических размеров зуб. На „физиков“ и „биологов“ — поменьше, там все более-менее реально, задолбить труднее.
Но „математики“... Они — объясняют. Стоит ли удивляться, что с математикой (да и с физикой) у ребятишек, мягко говоря, проблемы.
Да невозможно никому никогда ничего объяснить. Учитель (если он учитель, а не шарлатан) может подтолкнуть по нужному пути, подавая ехидные реплики/вопросики. Тогда будет результат. При „объяснениях“ же мы как раз и имеем то, что имели с этой самой неразорвавшейся миной.
Ну, не подумала дама о том, что такое мина — так она (дама) думать вообще не приучена, ей всегда всё объясняли.
Предвижу возражения. Вы, мол, девушка, индивидуально занимаетесь, вам проще.
Отнюдь. При работе с группой оно еще эффективнее получается: дети (неважно, десяти- или семнадцатитилетние) очень успешно и сами ехидные реплики-вопросики подают. Получается что-то вроде мозгового штурма. Все думают, все всё ах как усваивают. Ей-бо!
Но это у репетитора. В реальной жизни же все знают, что учитель объясняет. Что с этим глобальным мифом делать (и, главное, с вытекающими из него последствиями) — лично
я не знаю».
--- Конец цитаты ---
В самом деле. Возьмём, допустим, Бетховена. Отец с четырёх лет заставлял маленького Людвига часами заниматься музыкой. Бетховен плакал, страдал, мучался, но, под бдительным взором отца, всё же играл на фортепиано и скрипке. В результате Бетховен вырос в гениального композитора, чьи произведения до сих пор считаются эталоном высокой музыки.
Какой из этого делают вывод современные садисты? Давайте мучать детей, насильно читать им лекции по математике, и из них непременно вырастут новые Перельманы…
Однако, как правильно замечено выше, математику насильно в голову вдолбить нельзя. Вся суть математики заключается в том, чтобы решать задачи. Тогда как в школе учат не решать задачи, а… находить решения в учебнике. Математика таким образом успешно подменяется на карго-смесь из заучивания учебника и изучения языка формул.
Как происходит выполнение типичной математической контрольной?
Отличник видит задачу. Отличник, используя свои знания математических символов, находит в заученном наизусть учебнике нужную формулу и применяет её. Вуаля — ответ вычислен, пятёрка получена.
Стоит ли удивляться, что тот же отличник, окончив школу, обычно бывает неспособен даже подсчитать проценты по банковскому кредиту? Ведь страницы учебника испаряются из памяти довольно быстро, а думать самостоятельно в школе… не нужно.
Проведу аналогию. Представьте себе, что школьников заставят заучивать наизусть каталог автомобильных запчастей и коды ошибок. Как полагаете — будут ли они, окончив школу, разбираться в ремонте автомобилей?
Разумеется, нет. Они будут способны работать кладовщиками в автомагазине — не более того. Увидев же реальный сломанный автомобиль они впадут в ступор. Так как ни разу за долгие годы обучения им не надо было включать мозг и диагностировать неисправность.
Ровно так и типичный выпускник школы, если он не увлекался математикой вне школьных стен, в реальной жизни не будет использовать ничего, что выходит за рамки четырёх простейших арифметических действий.
Подведу промежуточный итог. Есть два пути преподавания математики.
Путь первый, правильный. Дали ребёнку задачу, помогли решить.
Путь второй, школьный. Решили задачу сами, заставили ребёнка выучить решение наизусть.
Школьный путь, при всей его кажущейся безальтернативности, это тупиковый путь. Так как бесконечно повторяя за преподавателем, школьник не только никогда не научится думать самостоятельно, но и забудет всё то, что он с таким напряжением сил учил.
Теперь задам вопрос на засыпку.
Представьте себе, что вы раздали школьникам на контрольной задачи по теме, которую они ещё не проходили. А потом понаставили двоек всем, кто с задачами не справился. Как полагаете, какую ответную реакцию вы получите от школьников, от их родителей и от других педагогов?
Правильно. вы получите в свой адрес волну справедливого гнева. Нельзя требовать от детей то, что ты им ещё не рассказал. И этот мысленный эксперимент как нельзя более убедительно доказывает известный каждому школьнику факт.
Школа не учит думать. Школа учит повторять за преподавателем. Не более того.
PS. Правильно ли я понял, что вот здесь предлагают награду в 50 тысяч долларов тому, кто докажет, что нацисты и в самом деле убивали евреев в газовых камерах (ссылка)? Я почему-то думал, что наличие газовых камер – исторический факт, который никто, кроме маргиналов от истории, под сомнение не ставит.
PPS. По наводке одного из читателей, цитирую Джеральда Даррелла, знаменитого английского зоолога, жившего в двадцатом веке (ссылка на книгу “Путешествие в Эдвенчер”):
«Я считаю, что рутина современной образовательной системы убивает в ребенке воображение. Я учился так, что мое воображение развивалось и расцветало. Оно открыло мне многое из того, чему невозможно научиться в школе, сделало из меня настоящего натуралиста и писателя. Мое эксцентричное окружение оказало мне огромную услугу»
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →