Олег Макаренко (olegmakarenko.ru) wrote,
Олег Макаренко
olegmakarenko.ru

Categories:

Интервью для teh-nomad



Вышло моё интервью для teh_nomad, вопросы мне задавал Максим Лобанов (lobanovmaksim), ведущий рубрики «Вечернее рукоблудие».

Оригинал интервью лежит вот здесь: http://teh-nomad.livejournal.com/439528.html

Максим: здравствуйте, Фриц.

Вы — один из самых высокоинтеллектуальных блоггеров Рунета. Если не самый высокоинтеллектуальный. Каждый человек, кто претендует на владение хотя бы мало-мальски продвинутым мышлением, обязан считать своим долгом ежедневное чтение Вашего Живого Журнала — я так считаю. Это делает Вас крайне интересным объектом для интервьюирования. В своём блоге Вы рассуждаете на огромное количество важных тем, раскрываете суть огромного количества явлений, пул социально-общественных направлений, которые Вы затрагиваете в своих рассуждениях, поражает воображение. Поэтому мне хотелось бы задать много разных вопросов на самые разные тематики. Но для начала такой вопрос:

Фриц, скажите, каково это — быть блоггером-интеллектуалом? Легко ли наращивать аудиторию и удерживать её внимание? Как находите в себе силы для того, чтобы ежедневно проводить целый анализ на предмет той или иной темы, а потом еще и умело раскладывать это по полочкам перед своими читателями?

Фриц: в создании постов мне очень сильно помогают мои читатели. Если, конечно, «помогают» — это правильное слово. Ведь мои посты состоят по большей части из мыслей, которые я читаю в комментариях к своим записям. Также много интересного мне присылают по электронной почте.

Проще говоря, я ощущаю себя не единоличным автором блога, а скорее официантом, который сервирует из доставленной читателями пищи красивый стол.

При этом сил на сервировку требуется, в общем, не очень много. Тёплые ламповые MUD’ы давно ещё научили меня много и быстро печатать. А умение собирать кусочки разрозненной информации в связный текст пришло ко мне после долгих лет сетевых дискуссий.

Максим: одна из ключевых тем Вашего блога — проблема отечественного образования. Вы, насколько я мог убедиться, являетесь апологетом некой "творческой" системы обучения, когда материал, который предлагается ребёнку, носит отчасти такой развлекательно-увлекательный характер, что позволяет захватить и удержать внимание. А строгие математические формулы и теоремы, записанные строгим скучным языком и вдалбливаемые из-под палки, на Ваш взгляд, к хорошему результату не приводят. Но почему? Может быть, эта проблема несколько иного толка? Мне кажется, это проблема устройства мозга самих детей. Лично я для себя не видел ничего интереснее в студенческие годы, чем слушать полтора часа седовласого профессора, излагающего материал на строго научном языке. Многим, к сожалению, больше по душе отрываться в клубах и употреблять спиртное. Но это же негативное проявление. Зачем же еще с ранних лет идти на поводу у нездоровой психики детей и подавать им учебный материал в той форме, в которой они любят? Эта форма изначально порочна, как мне кажется, ведь она не позволяет и не побуждает полюбить науку, а лишь позволяет отмучиться 10 школьных лет с меньшими потерями для самолюбия школьника. Что Вы думаете по этому поводу?

Фриц: вы совершенно напрасно считаете математические формулы скучными. Они гораздо более интересны чем пивные посиделки с ровесниками или даже чем GTA IV.

Другой вопрос, что школа устроена таким образом, чтобы привить ребёнку максимальное отвращение к знанием.

Проведу аналогию. Представьте себе, что вы насильно кормите ребёнка. Причём кормите не хорошей домашней пищей, а армейской баландой. Пареной брюквой, разваренными в хлопья несолёными макаронами, подсохшей слипшейся овсяной кашей… И всю эту мерзость вы заставляете ребёнка есть шахтёрскими порциями — так, чтобы он после еды не смог встать из-за стола. Если ребёнок есть не хочет — наказываете его, читаете ему многочасовую мораль, пытаетесь кушать вместе с ним. С презрительной улыбкой рассказываете, как вы любили покушать в молодости…

Как полагаете, сохранится у ребёнка аппетит после десяти лет подобной диеты?

Уверен, что у большинства детей аппетит не сохранится.

Ровно то же самое мы наблюдаем и со знаниями. Мало кто способен испытывать удовольствие от формул после десяти лет школьной пытки.

Знания — это всё же не страпон. Насильно их в человека не впихнёшь.

Максим: недавно на экраны ТВ вышел популярный телесериал "Школа". Моё полное мнение об этом сериале Вы можете почитать здесь:

http://community.livejournal.com/drugoe_kino/2063798.html

Но сейчас лишь об одном аспекте. На мой взгляд, весь социально-политический резонанс вокруг сериала, который возник на почве идеологического ханжества российских чиновников и общественных деятелей, не имеет под собой основания. В девяти случаях из десяти сериал подвергался критике со стороны тех, кто не посмотрел и пяти серий. "Не смотрел, но осуждаю", — под таким лозунгом проходила в СМИ вся "анти-школьная" кампания. Нередки были случаи, когда в какой-либо передаче собирались десять "авторитетных" людей, и, доказывая, что школьники на уроках не кричат и не ругаются матом, сами при этом устраивали такой галдёж и и истерику, сдобренную взаимным перебиванием друг друга и неуважением к точке зрения оппонента, что становилось ясно — все эти "депутаты" и сами недалеко ушли от уровня тех самых школьников. А еще и пытались что-то импровизировать и здраво аргументировать, не имея за плечами просмотра хотя бы пары серий. Все это, опять же, очень напоминало классический сюжет, когда ученик не выучил задание, а его зовут к доске. И это депутаты! Они пытаются доказать, что в российской школе нет такого, что показала Германика, хотя сами в десять раз глупее и хуже тех самых школьников из сериала, вместе взятых! Как Вы можете это прокомментировать? И что Вы сами думаете по поводу сериала? Полезен ли он? Или вреден? Если учесть тот факт, что его цель — вовсе не очернить учеников и учителей, а показать тоску по любви и взаимопониманию между людьми? Полезно ли учиться понимать друг друга, учиться толерантности так, как это предлагается в сериале? Или школьник не способен разглядеть глубокий режиссерский замысел, а увидит лишь пиво и сигарету?

Фриц: сериал «Школа» — всего лишь зеркало школы реальной. В которой нормальные подростки обоего пола класть хотели и на учёбу и на педагогов.

Более того. Сериал «Школа» — зеркало довольно гламурное. В школах реальных всё куда как грязнее, скучнее и печальнее. Место, в котором люди держатся насильно, называется тюрьмой. А тюрьма быть хорошей не может никак.

Отдельный вопрос — чем творение Германики может помочь школьникам. На мой взгляд, польза от сериала заключается вовсе не в показе «пива» и «сигарет». Школьники и сами отлично всё это видят.

Если кому сериал и может открыть глаза, так это родителям. Которые, возможно, после просмотра сериала будут в конфликтных ситуациях чаще вставать на сторону собственных детей.

Максим: известный телеведущий Владимир Познер недавно огласил мнение, что принятие Православия является одной из величайших трагедий в истории России. Вы солидарны с его точкой зрения?

Фриц: на мой взгляд, одна из величайших трагедий в истории России — это любители поплясать канкан на могилах предков.

Не было бы православия — не было бы и России. Была бы какая-нибудь другая страна. Или, возможно, даже несколько стран.

В общем, я неплохо отношусь к Познеру. Однако если выбирать между фанатиками-демократами и фанатиками-православными, я, однозначно, выберу фанатиков-православных. Так как православные куда как менее склонны лезть в чужие дела и делать людей счастливыми насильно.

Проще говоря, крестные ходы мне как-то больше по душе чем гей-парады.

Максим: как вы относитесь к проблеме Кавказа и беспредела, вседозволенности чеченцев? Как решить эту проблему? Как добиться мирного сосуществования разных национальностей на одной территории? Или нам и вовсе стоит предоставить Чечне суверенитет, как это предлагает, например, Владимир Жириновский?

Фриц: да нет никакой вседозволенности чеченцев. Отпускают убийц на свободу этнические русские. Которым, полагаю, глубоко по барабану, кто там выдаст им пухлую пачку денег за беспокойство — чеченец, калмык или еврей.

Другой вопрос, что чеченцы, в силу определённых национальных особенностей, не умеют проворачивать свои делишки скромно и по-тихому, без лезгинки на Красной Площади. Поэтому из них и делают сейчас жупел… Слоны в посудной лавке, одно слово.

Кстати, вопрос на засыпку. Зачем Магомеду Сулейманову понадобилось внезапно убивать русского журналиста Юрия Волкова? Кто извлёк выгоду из этого «бессмысленного» убийства?

Что касается идеи Жириновского… Нельзя решать текущие проблемы, расплачиваясь своей территорией. Особенно если речь идёт о таком государстве как Россия.

Россия не может быть слабой. У России всего два варианта: или Россия является сильным государством, которое доминирует в своём регионе, или Россия перестаёт существовать как единое целое и распадается на кучу мелких стран, по примеру Центральной Америки.

Мне больше по нраву вариант сильной России. Гипотетический же вариант распада я рассматриваю исключительно как катастрофу. Так как петербуржцам при таком раскладе ещё удастся как-то примазаться к Европе, пусть и ценой серьёзного падения уровня жизни. А вот, скажем, омичам в случае раздробления России я очень не позавидую.

Максим: компания British Petroleum сэкономила меньше миллиона долларов на том, что не оборудовала платформу специальным устройством, блокирующим подачу нефти в случае аварии. Теперь за это расплачивается вся планета. Люди мусорят и гадят на улицах. Раздельная система мусорных баков в России не прижилась. Не так давно видел из окна, как среди ночи компания пьяных подростков испортила красивую клумбу, которая стояла перед моим домом. Почему люди так себя ведут? И что нужно делать для того, чтобы искоренить это?

Фриц: и инцидент в Мексиканском заливе, и неудачная попытка раздельного сбора мусора — это следствие одного и того же. Плохого управления. Человечество пока недостаточно хорошо умеет управлять крупными компаниями и крупными странами. Опыта не хватает.

С развитием технологий эта проблема будет непременно решена. После чего загрязнения окружающей среды уйдут в историю, как ушли в историю, например, дикие крестьяне, гадящие прямо на землю во дворах.

Опять-таки, с развитием технологий мы получим и больше возможностей для устранения последствий экологических катастроф. Роботы, которые смогут в течение пары дней запечать скважину, бактерии, пожирающие нефть… Я уверен — в будущем слово «экология» будет для нас страшным словом из старых книг, типа слова «чума».

Максим: Сколково — это, по-Вашему, что? Полезно ли?

Фриц: Сколково — это деревня в Одинцовском районе Московской области, рядом с которой Медведев возводит сейчас русскую Силиконовую Долину.

По поводу её полезности, скажу так. Лично мне в этой долине делать абсолютно нечего. Я чиновников не люблю и работать в тесной связке с ними не хочу. Так как я — предприниматель, а не специалист по пухлым отчётам и хорошим отношениям с распределителями бюджетов.

Скажу больше. Я буду крайне удивлён, если в Сколково начнут появляться мелкие перспективные конторы типа зародышей Microsoft, Apple или Dell. Удушающая опёка государства и финансовые вливания — последнее, что нужно для развития малому бизнесу. Малому бизнесу нужна для развития нормальная инфраструктура, внятная и простая налоговая система, а также защита от разного рода бандитов — в погонах и без погон.

Другой вопрос, что если я правильно понимаю замысел нашего президента, он про малый бизнес даже и не думает. Президент рассчитывает заманить в Сколково бизнес крупный: создать крупному бизнесу в Сколково хорошие условия для ведения научной деятельности.

Вот этот план, полагаю, вполне может сработать. Крупный бизнес и так уже работает с чиновниками рука об руку. Созданные для крупного бизнеса человеческие условия вполне могут вылиться в реальную отдачу.

В конце концов, в американском ВПК проблем с коррупцией и бюрократией ничуть не меньше, чем в России. Тем не менее, про разные интересные разработки американской военщины я постоянно читаю в новостных лентах.

Максим: вы выступаете против современной формы ювенальной юстиции. Детей, мол, по первому стуку забирают у вполне добропорядочных семей и отдают в детдом. Но, быть может, у этого явления есть и плюсы? Почему вообще общепризнана точка зрения, что ребёнка может завести каждый? По-моему, это ещё нужно заслужить. Добиться определенного общественного и материального статуса, доказать, что ты обладаешь всеми нужными навыками для того, чтобы воспитать и взрастить своё чадо, можешь возглавить организацию под названием "семья из минимум трёх человек". А это как малая фирма — управлять ей непросто. А у нас нарожать может каждый бездарь. Но ведь руководить сложными системами дано не всем. А семья — это, вне всякого сомнения, сложная система. Без элементарных навыков стратегического планирования быть хорошим родителем элементарно невозможно. Что Вы думаете по этому поводу?

Фриц: давайте дальше пойдём. Почему вообще общепризнана точка зрения, что жить имеет право каждый? По-моему, это ещё надо заслужить.

Добиться определенного общественного и материального статуса, доказать, что ты обладаешь всеми нужными навыками для того, чтобы работать на совесть и доблестно защищать Родину…

Давайте введём обязательные экзамены раз в пять лет. Каждый должен будет пятьдесят раз отжаться от пола, двадцать раз подтянуться. Пройти ЕГЭ по математике и русскому языку. Предъявить справку о зарплате в две тысячи долларов и о квартире в собственности.

Кто экзамен не пройдёт — пулю в затылок и в биореактор.

А принимать экзамены будут толстые добродушные тётки из опеки и другие безусловно порядочные чиновники…

Максим: На пачках сигарет теперь почти половину площади занимает надпись "Курение убивает". Эффективна ли эта мера, на Ваш взгляд? Или Вы можете предложить что-то другое? И нужно ли вообще бороться с курением? Или лучше просто следить за тем, чтобы табачная продукция, например, не отпускалась несовершеннолетним?

Фриц: да, могу предложить что-то другое.

1. Запретить индивидуальный дизайн пачек сигарет. Оставить только "сигареты" — стандартные белые пачки с чёрной надписью "сигареты" на ней. Безо всяких различий — чтобы нельзя было отличить одни сигареты от других.

И, пожалуй, безо всяких дурацких надписей. На мой взгляд, все эти «Минздрав предупреждает» и «Курение может привести к раку мозга» — показуха, которая дискредитирует саму идею здорового образа жизни.

2. Полностью запретить рекламу сигарет. В метро, в журналах, в фильмах. В блогосфере, в коце концов.

3. Ограничить продажу сигарет аптеками. Пусть курильщик идёт в аптеку и покупает сигареты там, в отделе «для зависимых».

4. Запилить нормальную социальную рекламу. Не то убожество, которое выдаётся за социальную рекламу сейчас, а качественную рекламу, уровня роликов от Tele2.

Полагаю, эти меры сработают. Даже скажу больше: я полагаю, что эти же меры сработают и в борьбе с алкоголизмом.

Максим: в последнее время активно набирает силу движение "Синие ведёрки". Есть ли в них смысл? Или это просто выпуск гормонов подростков, у которых затянулся пуберантный период, и которые, окажись у них у самих власть (о которой они, безусловно, мечтают), не преминули бы возможностью проехаться с мигалкой?

Фриц: «не приминули бы возможностью проехаться с мигалкой» — это софистика, классический переход на личности. Любопытные могут погуглить «аd hominem tu quoque» и, до кучи, «ad hominem circumstantiae».

Лично я считаю Синие Ведёрки чуть ли не самым адекватным политическим движением за всю историю Современной России.

Если смотреть в корень, то Синие Ведёрки выступают за демонтаж сословного общества — за прописанное в Конституции нашей страны равенство всех перед законом. Синие Ведёрки не хотят жить «в стране рабов, в стране господ».

Разумеется, для многих наших сограждан позиция Синих Ведёрок совершенно непонятна. «Зачем протестовать, если это на размер пособий не влияет? Неужели западло снять шапку перед барином и постоять полчасика в пробке?».

Полагаю, было бы глупо ожидать иного отношения после семидесяти лет Советской Власти.

Тем не менее, я очень рад, что Синие Ведёрки появились, и что они понимают слово "свобода" так же как и я.

Максим: и напоследок. Олег Тиньков активно пропагандирует идею предпринимательства в обществе, особенно среди молодых. Нуждается ли общество в такой пропаганде? Полезно ли это? Будет ли это иметь свои плоды? Или, наоборот, принесёт юношам и девушкам лишь первые большие разочарования в жизни, ведь начать бизнес сейчас гораздо труднее, чем в начале 90-х или хотя бы в 2000 году?

Фриц: у меня был маленький бизнес в начале 90-х. Я после уроков торговал сигаретами у метро. По деньгам получалось неплохо, однако через пару месяцев такого предпринимательства я решил, от греха подальше, с бизнесом завязать. Уж очень напрягали ежедневные наезды гопников и сотрудников милиции.

Если бы мне предложили сейчас поговорить с самим собой образца, скажем, 1994-го года, я бы посоветовал молодому себе года так до двухтысячного сидеть на заднице ровно. Так как риск был тогда совершенно запредельным, особенно для неопытного человека. Разорение нередко означало смерть — с пулей в голове или с паяльником в заднице.

А вот сейчас начинать бизнес — одно удовольствие. Изучил внимательно тему, открыл своё ИП, начал работать. Не получилось? Да и ничего страшного. Поразмыслил над ошибками, начал заново.

Давайте вспомним математику. Статистика говорит, что большая часть свежеоткрытых фирм успешно разоряется в первые же несколько лет. Из этого можно сделать несложный вывод.

Если вы после разорения очередной своей конторы будете сразу же открывать следующую, то после нескольких неудач у вас неминуемо появится фирма, которая сумеет прожить достаточно долго.

Таким образом, любой молодой человек, достаточно упорный, чтобы начинать с нуля после неудач, неминуемо станет к 25-35 годам успешным предпринимателем, хотя бы небольшого размера.

Максим: Спасибо за Ваши ответы. С нами был популярный блоггер Фриц Морген.

PS: На фото я и Биг Дейн. Я слева.
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 353 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Recent Posts from This Journal