Олег Макаренко (olegmakarenko.ru) wrote,
Олег Макаренко
olegmakarenko.ru

В Татарстане будут платить за доносы на нарушителей ППД

Нарушительница.png

Нет, давайте обсудим. В Татарстане начинают платить бдительным гражданам, снимающим на видео нарушения правил дорожного движения. Кто-то назовёт это «доносом», однако, полагаю, каждый согласится, что донести на обочечника — дело благородное, безусловно порядочный поступок.

Проблема в том, что конкретно обочины-то в списке нарушений, за фиксацию которых будут платить деньги, и нет (ссылка):

— 1440 руб. — за видео с выездом машины на полосу встречного движения или на трамвайные пути встречного направления.
— 1150 руб. — за видео с загрязнением окружающей среды отходами производства;
— 435 руб. — непредоставление преимущества в движении пешеходам или велосипедистам;
— 435 руб. — использование телефона водителем во время движения.
— 300 руб. — за видео с водителем или пассажиром автомобиля, не пристегнутым ремнем безопасности, или с мотоциклистом или пассажиром без мотошлема;
— 300 руб. — проезд на красный сигнал светофора или на запрещающий жест регулировщика;
— 230 руб. — нарушение требования остановки перед стоп-линией при красном сигнале светофора.



Почему в списке нет обочечников, хотя для автомобилистов это раздражающий фактор номер один, непонятно. Вопрос жителям Татарстана — у вас большие чёрные машины с чиновниками внутри ездят по обочинам? Если ездят, то всё понятно. А если нет, то составители документа совершили досадную ошибку, которую им стоит поскорее исправить.

Скажу больше: некоторые типы нарушений, которые вошли в список для доносов, спорные, их может совершить и адекватный водитель.

К примеру, остановка перед стоп-линией. Представьте, вот вы спокойно едете на зелёный свет через перекрёсток, но тут внезапно водитель перед вами резко тормозит, и вам тоже приходится бить по тормозам. Если это случится на стоп-линии или даже на пешеходном переходе, то именно там вы и встанете, с нарушением. И избежать такой ситуации невозможно, потому что место вашей внезапной остановки определяет водитель спереди, а что ему придёт в голову, вы предсказать не можете.

С предоставлением преимущества пешеходам и велосипедистам — аналогично. Вот пешеход стоит на поребрике и чешет ухо — вы спокойно едете мимо него. И вдруг пешеход внезапно делает шаг вперёд ровно в тот момент, когда вы медленно проезжаете переход в пяти метрах перед ним. Всё — вы нарушитель.

Сейчас гаишники руководствуются здравым смыслом и не докапываются до мелочей — в Петербурге, во всяком случае. Однако особенность «гражданского контроля» в том, что он всегда привлекает людей с синдромом «Ну что, попался, негодяй!». Процитирую Эрика Берна:

…Уайту нужно было установить в своем доме водопроводное оборудование. Прежде чем дать водопроводчику "добро", он тщательно обсудил с ним стоимость всех работ и материалов. Они сговорились о цене, а также о том, что дополнения в счет вноситься больше не будут. Когда водопроводчик оформлял счет, то он включил в него несколько больше денег, так как ему пришлось заменить один лишний клапан: примерно четыре доллара при общей стоимости работ в четыреста долларов. Получив счет, Уайт пришел в ярость.

Он позвонил водопроводчику и потребовал объяснений. Водопроводчик не собирался сдаваться. Тогда Уайт написал ему длинное письмо, в котором подвергал критике его честность, этические принципы и отказывался платить по счету, пока не будет снята надбавка. В конце концов водопроводчику пришлось уступить.

Довольно скоро стало ясно, что и Уайт, и водопроводчик играли в какие-то игры. Во время переговоров они оценили, на что каждый из них способен. Водопроводчик, предъявляя счет, сделал провокационный ход. Поскольку он уже раньше связал себя словом, то правда была не на его стороне. А Уайт почувствовал себя вправе дать полную волю своей ярости…



Некоторые гражданские активисты ведут себя как этот мистер Уайт — приходит в ярость из-за каждого мелкого нарушения правил просто потому, что ему изначально хочется прийти в ярость. Если дать такому мистеру Уайту в руки дубинку, чтобы он не оставлял ни одного нарушения безнаказанным, начнутся проблемы, так как правила и законы, которые соблюдаются досконально, с гарантией превращают жизнь в ад. В армиях всего мира есть разновидность издевательств под названием «уставщина» — это когда с жертвой обращаются строго по уставу, соблюдая каждый мелкий параграф правил. Такая пытка считается одной из самых жестоких.

Теоретически можно прописать в правилах все нюансы, сделать их мудрыми и глубоко продуманными. На практике, разумеется, никто про нюансы даже не думает. Посмотрим, к примеру, на документ, который утвердил кабмин Татарстана. Вот скриншот ключевой его части, с перечнем нарушений, за фиксацию которых получат вознаграждение доносчики:

Список нарушений.png

Как видите, тут нет элементарного — словесного описания статей нарушений. Никто не помнит, что это за «часть 3 статьи 8.2», поэтому ответственным лицам, которым готовят документ к подписанию, предлагается передать его дальше по инстанции наугад, пролистав эту табличку, не читая. Документ, который позволил бы хотя бы бегло обдумать перечень нарушений, должен был бы содержать примерно такие комментарии (только лучше оформленные и более развёрнутые):

Список нарушений с комментариями.png

А раз готовившие документ чиновники не подумали даже про своё начальство, как можно надеяться, что они продумали всё на три хода вперёд и учли каждое последствие установки новых порядков?

Я сейчас не в упрёк чиновникам из Татарстана — они вполне на уровне. Я всего лишь проиллюстрировал, что у нас (и за рубежом тоже) подавляющее большинство законов, правил и постановлений принимается в сыром виде, без тестов. Тяп, ляп и в продакшн. Так система работает: делаем кое-как, потом кто-нибудь, кому новый закон особенно сильно прищемил хвост, начинает вопить от боли, потом вносим в закон исправления, которые можно было бы внести изначально, если бы при подготовке документа немного подумали о последствиях.

Полагаю, с новой практикой доносов будет то же самое. Проведут эксперимент, посмотрят, как всё будет работать. Потом пару раз подкорректируют. Потом практику первопроходцев можно будет расширять уже и на другие регионы.

Ничего страшного в этом я не вижу — у нас, к счастью, сейчас не дикие сталинские времена, когда молодому колхознику могли впаять 10 лет тюрьмы за то, что он «причинил беспокойство колхозному поросёнку», пока тискался в овине с девушками (ссылка). Повторюсь, сильнее меня смущает странный выбор конкретных нарушений, за фиксацию которых положена награда. На мой взгляд, реальные проблемы на дорогах сейчас такие (порядок случайный):

1. Обочечники.
2. Любители тесных прижиманий сзади и тому подобной опасной езды.
3. Шахматисты.
4. Гудящие.
5. Владельцы машин со звуковой сигнализацией.
6. Отморозки, которые едут разрешённые 60 километров в час по тесной улице, по которой ответственному водителю и 30 километров в час ехать страшно, ещё и обгоняют на ней.
7. Таксисты, которые гоняют со скоростью 40 километров в час по дворам, стремясь поскорее увезти или высадить клиента.

За пункты 6 и 7, кстати, следовало бы сажать на 15 суток в тюрьму, а за второе нарушение такого рода назначать уже наказание посерьёзнее. На практике, однако, за такие шалости даже не штрафуют, увы…

В общем, я бы сделал всё иначе, но со мной посоветоваться забыли, так что сделали всё вот так. Будем наблюдать за ходом татарского эксперимента — не исключено, что он станет началом значительно больших изменений, чем кажется нам сейчас.

Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 51 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Recent Posts from This Journal