Кому лень слушать подкаст, под катом я выкладываю приблизительную расшифровку передачи.
Стругацких сейчас принято цитировать наравне с Булгаковым, как эдаких диссидентов, тайно воюющих своими текстами с Советской Властью.
Однако, чем дальше СССР уходит в небытие, тем больше я понимаю — братья Стругацкие были писателями советскими до самого мозга костей.
Возьмём в качестве примера "Понедельник начинается в субботу". Если хоть немного присмотреться, что представляет собой жизнь главного героя — инженера-программиста?
Его жизнь представляет собой бесконечную работу. С утра до вечера, без выходных. Работу не на страх, а на совесть, работу хорошую и качественную. Работу без отрыва от производства, без отпуска, без семьи и без детей.
Как назвать такой режим работы одним словом?
Одним словом такой режим работы можно назвать словом "Концлагерь". Где заключённые думают только о работе и трудятся, не щадя своего здоровья.
Фашистам сделать такой идеальный концлагерь в своё время не удалось. Фашистам в некоторых экспериментах удавалось превратить людей в зомби и заставить жить работой. Но выяснилось, что в таком режиме люди жили очень недолго — умирали.
Япония продвинулась на этом пути дальше. Современная Япония в этом плане представляет собой уже концлагерь продвинутый. Так как японцы, несмотря на весь свой трудоголизм, умудряются одновременно удерживать отличные позиции в мировом рейтинге продолжительности жизни.
Проблема, собственно, у большого японского концлагеря только одна. Японцы не отличаются особой креативностью, а это в современном постиндустриальном мире критично.
Стругацкие в своей книге, как мы видим, эту проблему успешно решили. Заключённые НИИЧАВО не только работают с радостью и по 16 часов в сутки, не только отлично себя при этом чувствуют, но и сохраняют все свои творческие способности. Если бы я был советским иерархом, именно в такой идеальный лагерь я бы попытался превратить страну.
Надо отметить, что "Понедельник начинается в субботу" — далеко не единственная книга Стругацких, в которой проповедуются тоталитарные ценности.
Помните, например, как дон Румата тщательно блюл свой моральный облик? Спрашивается, зачем он это делал? Казалось бы, почему бы благородному дону было и не покувыркаться в постели с прекрасной фрейлиной?
Ответ очевиден. Потому что воздержание от плотских утех и тоталитаризм всегда идут рука об руку. В СССР, как известно, секса нет, а есть любовь.
Ещё пример. Приведу знаменитую цитату из Стругацких. "Самое страшное для ребёнка — любвеобильные родители".
Типичный тоталитарный тезис. Ничто не должно стоять между государством и человеком. Все горизонтальные связи, типа семьи-ячейки-общества, должны умереть, уступив место связи высшей — связи между человеком и государством.
Ладно. К чему я всё это веду?
В "Понедельнике" у Стругацких был комический персонаж: профессор Выбегалло. Он, если помните, пытался сделать "исполина духа". Взять человека, удовлетворить его естественные потребности, а потом смотреть, как удовлетворяются потребности духовные…
Почему Стругацкие высмеяли этот подход? Ведь, например, известный психолог Маслоу считает ровно также — надо сначала удовлетворить желания низшие, такие как голод и безопасность, и только потом будут удовлетворяться желания более высокого уровня...
Ответ прост. Потому что в мире Стругацких, где люди ведут, по сути, жизнь рабов, подобное невозможно. В мире Стругацких можно только испытывать радость от работы на хозяина и от выполнения чужих приказов. Получать радость от безделья там грешно.
Художник, который работает исключительно по настроению, в светлый мир коммунизма не вписывается никак. Ведь от каждого надо брать по способностям, а художник способен работать значительно больше, чем по два часа в неделю.
Подведу итог. Книги Стругацких переводились на японский язык и пришлись очень по нраву японцам. Была даже комическая история, когда японцы пригласили к себе в гости кого-то из Стругацких, а вместо них полетели какие-то советские чиновники...
Так вот. В Японии идеологии святого труда, наверное, самое место. Ну а мне, человеку русскому, сама мысль о том, что надо положить всю свою жизнь без остатка на алтарь служения человечеству, кажется глубоко отвратительной.
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →