--- Начало письма ---
«В моей семье и в семье жены — все педагоги. С содроганием наблюдаю за всем, что творится в современной школе. В школе есть еще нормальные люди. У этих людей есть желание работать правильно и современно. Но… не дают.
Чиновники отчитываются в правительстве о "среднем балле школьника" и, так как деньги выделяются, то этот балл должен расти. На школы сверху спускают разнарядки — сколько должно быть троек, четвёрок и пятёрок. В школах Москвы сейчас практически двухбалльная система — пять и, если ребенок балбес, то четыре.
Родители и дети знают, что оценку поставят.
Хотя официальный честный средний балл в Москве, про который знают только директора — по математике, физике и русскому языку — от 2 до 2.5. Это "неуд"! Но эти цифры замалчивают. Учителя, который пошел на принцип и поставил 3 или 2 разнуздавшемуся ученику, вызывают в районые отделения, ругают. Директора ругают, что не может разобраться с учителем.
У детей и родителей нет ответственности за поступки. Поэтому у многих учителей опускаются руки. Ребенок может послать матом учителя, а его нельзя ни исключить, ни два поставить. Вернее, двойку, конечно, ставят в дневник, но в четверти он все равно получит 4, в лучшем случае 3. Беременной учительнице заехли кулаком в живот — без последствий для ученика.
В Москве зарплата у учителя не очень большая, но достойная. Если директор дает рабочие часы, то учитель может зарабатывать 30-40 тысяч. Из Краснодарского края приезжают хорошие девушки работать, там, конечно, беда — зарплата 8-10 тысяч. Моя жена — учительница английского. У нее по законодательству двойная ставка тарифа — получалось иногда 50-60 т.р.
За эти деньги можно было бы работать, но люди уходят из школы. И жена ушла. С огромным облегчением!
Родители говорят "вы должны воспитывать вашего ребенка", а как его воспитывать если нет никаких рычагов?
Если бы в школе разрешили оставлять на второй год — это решило бы массу проблем!
Но это так же, как вы писали про суды. Оправдательный приговор выносить невыгодно — замучают с проверками и бумагами. Да и как оставить на второй год, если много лет этому ученику вынуждали ставить даже не три, а четыре!
Есть несколько школ-гимназий. Там стараются, деток отбирают. Но обычная школа — это большая боль.
Был на выпускном — выпускники давали концерт и пели песни про учительницу "дайте нам спокойно покурить". Они уже и не стесняются…
В регионах тоже сложно. Но там все более консервативно — разваливается медленнее.
Я говорил недавно с педагогом, который учит учителей новым приемам (если интересно, его блог — http://didaktor.ru). Он показывает, как даже с помощью пауэрпоинта можно сделать урок намного интереснее. Он говорит, что есть учителя. И дети есть нормальные. Нет самого главного — соблюдения прав и обязанностей. У детей в школе куча прав — они знают что можно с ними делать и что нельзя. Но у них нет даже обязанности быть вежливыми.
И все мое педагогическое окружение защищает детей! Любит их, балбесов! Дети без семьи… Директора бьются за бесплатное питание в школе — для многих детей это единственная возможность нормально поесть в течение дня, дома они не нужны…
Так что вы правы во многом.
Но в школах, среди учителей, ещё не все потеряно. Многие смогут работать в вашей "кибершколе". Такие уроки многие учителя дают на интерактивных досках! И вроде это всё примитив, типа пауэрпоинта, но как они цепляются за малейшую возможность разнообразить урок!
Школы сейчас многие пинают. Нет позитивной обратной связи — и это страшно.
Я не защищаю устаревшую систему, но новую с нуля все равно не построить.
Хотя может существующую систему разваливают специально, чтобы с нуля построить кибершколу?»
--- Конец письма ---
Добавлю немного от себя.
На мой взгляд, в корне порочна сама система «последовательного» образования, когда дети должны идти непременно от простого к сложному, от базовых вещей к продвинутым. Эта «системность», столь любимая престарелыми чиновниками от образования, выливается в безумную скуку вызванную насильным окормлением детей неактуальной и неинтересной мусорной информацией.
Проще говоря, математика подменяется разучиванием неиспользуемых в реальной жизни терминов, а уроки труда — написанием многостраничных технических заданий на шитьё простой юбки.
Приведу пример из современной жизни. Вот есть программа Microsoft Word, которой, в принципе, неплохо бы владеть на продвинутом уровне любому русскому человеку. Отношение к бумажкам в России особенное, поэтому умение грамотно оформлять документы, к сожалению, относится к разряду необходимых.
Так вот. Как можно обучать детей работе в Word’e?
Стандартный способ — сажаем детей за парты и начинаем нудеть справочник про отступы, про шрифты, про списки… Потом сажаем за компьютеры и заставляем всё это проходить на практике. Отступы, шрифты, списки, колонки… Вопрос. Может психически здоровый ребёнок получить удовольствие от такого «обучения»?
Разумеется, нет. Потому что это не обучение. Это пытка зачитыванием справочника. Столь же жестокая, сколь и бесполезная. Мне, как компьютерщику, приходилось видеть немало окончивших курсы по Microsoft Office людей. КПД подобного обучения я могу навскидку определить как 2-10%.
Спрашивается — почему бы не придумать для детей что-нибудь реально интересное?
Вот, например, квест из реальной жизни. Выдаём испытуемому напечатанный на бумаге документ. В документе есть немного текста, есть простенькая табличка, есть подписи и печати.
Задание: сделать точно такой же документ в Ворде. Чтобы можно было старый и новый документы приложить друг к другу, посмотреть на просвет и не увидеть отличий. Эдакий обратный инжиниринг, ага.
Как полагаете, заинтересует среднего школьника этот элемент шпионских интриг? Я бы, например, заинтересовался точно. И, в процессе работы, мне бы пришлось узнать много нового про шрифты, про таблицы, про отступы, про различия между кавычками и ещё про огромное количество важных аспектов работы в Word’е.
Кстати, помните историю про шулера из Хабаровска, который учил детей математике? (ссылка).
Вопрос. Почему подобные интересные квесты не выдают на уроках реальным детям?
Зачитаю в качестве ответа строчку из письма выше:
«официальный честный средний балл в Москве, про который знают только директора — по математике, физике и русскому языку — от 2 до 2.5. Это "неуд"!»
Видите теперь? Чтобы делать что-то реальное, школьники должны хотя бы что-нибудь уметь. А они, в массе своей, не знают ничего и не умеют ничего. Потому что в школе обучение уже пару сотен лет как подменяется оторванной от жизни схоластикой.
Получается замкнутый круг. Перейти к нормальным методам обучения нельзя, так как школьники ничего не знают. А школьники ничего не знают, так как их ничему реальному не учат.
Результаты ЕГЭ показывают нам этот замкнутый круг во всей красе. Разумеется, это не может не вызывать огромного баттхёрта у чиновников от образования. Так как паразитам с серьёзными лицами больше не удаётся прятать бессмысленность своей «работы» под многословными рассуждениями про «базу», «системность» и «умение учиться».
Каким я вижу дальнейшее развитие ситуации?
Я полагаю, джинн выпущен из бутылки. Благодаря ЕГЭ уже сейчас видна вся чудовищная неэффективность традиционных школ. И родители, уверен, скоро начнут голосовать ногами — отдавать детей в школы нетрадиционные, либо даже просто переводить их на экстернат.
Осталось, собственно, сделать ещё только один шаг.
Надо взять нормальную выборку сорокалетних и пятидесятилетних россиян, а потом подвергнуть эту выборку тестированию на современном ЕГЭ. И предъявить полученные результаты коммунистам, которые на голубом глазу утверждают, будто во времена СССР у них не только член стоял лучше, но и образование им давалось более качественное.
PS: Любопытное любительское видео из Ставрополя, сделанное через несколько минут после теракта (ссылка). Рекомендую, кстати, сохранить видео куда-нибудь себе, чтобы оно внезапно не исчезло из YouTube.
PPS: Пиарю украинских вуду-маркетологов (ссылка).
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →