Олег Макаренко (olegmakarenko.ru) wrote,
Олег Макаренко
olegmakarenko.ru

Categories:

Фэнтези против классики, Тургенев про Толстого и Фет про Некрасова



1. Что полезнее для юного неокрепшего ума – фэнтези с фантастикой или классическая литература и фильмы по классическим сюжетам? Выношу из комментариев мнение cansee (ссылка):
 
Фэнтези, а также всякие приключения по типу «Капитана Блада», конечно, несравненно лучше классических депрессивных самоубивцев. Но у приключений и фэнтези есть пара огромных недостатков.

Во-первых, у подавляющего большинства подобных произведений герои сломя голову бросаются на всякие безумные мероприятия. Конечно же, им это всегда сходит с рук — иначе никакого произведения не было бы. Примерно так же, как в американских боевиках хорошие герои всегда попадают, а злодеи всегда промахиваются. Но в реальной жизни так не бывает. В реальности если не на первой, так на второй рискованной вылазке реализуется худший сценарий.

Но, с другой стороны, если рассказывать про "обывателя с восьмичасовой работой и уютным семейным очагом" — то какой школьник будет это читать? Это же ужас как скучно. Особенно детям, которые жаждут приключений и эпических битв.

Выход, на мой взгляд — это фэнтези/приключения, в которых хоть немного реалистично показываются трудности жизни. К сожалению, я сейчас не вспомню примеров именно литературных произведений. Но зато знаю фильм и мангу.

Пример — диснеевская сказка "Запретное царство". Да, это сказка, и там тоже полно всяких чудес. Но там хотя бы показаны изнурительные тренировки. Показано, как главного героя, спешащего изучать красивые приёмы, наставник заставляет целыми днями просто махать посохом из стороны в сторону. Показано, как главный герой, отправившийся в одиночку спасать наставника, терпит сокрушительное поражение в первом же бою и чуть не умирает. Конечно, в сказочном мире добро всё равно побеждает. Но хотя бы видно, что не всё так просто. И что результат достигается тяжёлым трудом, скучными и неинтересными тренировками.

Ещё один пример — манга и аниме "Наруто". Тоже сказка. И тоже показано, что Наруто вынужден долго и упорно тренироваться. В одной из серий видно, как учитель осматривает побитые деревья и понимает, что Наруто всю ночь тренировался. И что, несмотря на это, в итоге у него так и не получилось добиться того, чего он хотел. Но он не пал духом и придумал свой обходной путь.

Или, как в одной из серий Итачи объясняет Наруто: "Ты неправильно думаешь, что сначала ты становишься Хокаге (главой деревни), а потом люди тебя признают. Это работает по-другому — сначала люди должны тебя признать, а потом ты станешь Хокаге".

А ещё там прекрасно иллюстрируется, что нет совсем добрых и совсем злых людей. То один, то другой злодей в итоге склоняется на сторону добра. Или выясняется, что злодей — вовсе не злой сам по себе, просто он через свои злодейства надеялся достичь мира (как, например, Пэйн).

И самое замечательное — там показано, что для того, чтобы получить большую силу, надо победить злость и ненависть в самом себе. И это нельзя сделать через ещё большую злость и ненависть. Наруто не может одолеть "тёмного себя", просто пытаясь набить себе же морду. Для этого надо действовать совершенно иначе. С другой стороны, отказавшись от убийства Пэйна, он спасает жителей своей деревни.

Но вряд ли чиновники от образования когда-нибудь будут рассматривать "Наруто" как поучительное произведение. Для них, чему бы там не учила манга, депрессивный "Обломов" всё равно будет несомненно предпочтительней…


Аниме — большой культурный пласт, и там, поддержку предыдущего оратора, можно найти много интересного. А вот что касается Диснея, то там сейчас королевство испорченной радуги, которое легко может испортить юного зрителя, но не может ничему полезному его научить. Кстати, сам тезис «надо упорно работать» — это выдумка белых угнетателей, которые маскируют таким образом своё белое превосходство. Идея у них такая: вон тот негр-радугобес живёт в нищете не потому, что его угнетают привилегированные белые парни из интеллигентых разнополых семей, а потому что он вместо учёбы и работы занимался всю жизнь всякой ерундой.


2. О непростых взаимоотношениях Ивана Тургенева со Львом Толстым. Кирилл Зубков цитирует (ссылка):
 
«Ну-с, доложу Вам — что у Вас за брат!

Я его прозвал за его буйность, дикое упорство и праздность Троглодитом — и даже остервенелым Троглодитом — что не мешает мне, однако, любить его от души и ворчать на него беспрестанно, как рассудительный дядя на взбалмошного племянника. Много разных неистовств успел он наделать с тех пор, как приехал — в карты, однако, не играл — и пьянству не предавался. Когда-нибудь расскажу Вам в подробности все его поступки — причину, почему он выехать не мог — и т. д. Теперь скажу только, что он прочел нам некоторые отрывки из новых своих вещей — превосходные, и вообще — если он сам не искалечит своего таланта, он уйдет очень далеко из вида ото всех нас. Здоровье его теперь удовлетворительно — и я стараюсь удерживать его в четырех стенах. Иславин часто к нам ходит — я очень полюбил его — особенно за то, что он сам весьма привязан к Троглодиту, о котором мы часто толкуем с ним, причем дело не обходится без вздохов, возведений очей к небу и пожимания плечей». Из письма Марии и Валериану Толстым. 8 декабря 1855 года.

Тургенев восхищался талантом Льва Толстого с момента публикации его повести «Детство» в 1852 году, а в 1855 году познакомился с ним лично, когда молодой офицер приехал из Севастополя в Петербург. Более опытный Тургенев пытался всячески поддержать тогда еще молодого и малоизвестного писателя и выступал в роли ментора, что не нравилось его протеже и приводило к конфликтам. Тургенева раздражало пристрастие Толстого к попойкам и картам, Толстого — покровительственное отношение Тургенева к народу. В 1861 году он с возмущением отозвался о благотворительности, которой занималась Полина Тургенева. Его слова приводит в своих воспоминаниях Афанасий Фет: «А я считаю, что разряженная девушка, держащая на коленях грязные и зловонные лохмотья, играет неискреннюю, театральную сцену». Видимо, сам факт, что воспитанная в Париже дочь Тургенева может «снизойти» до простых людей, казался Толстому оскорбительным. Взбешенный Тургенев ответил очень резко, и дело едва не окончилось дуэлью.



3. Не только русские прозаики, но и русские поэты недолюбливали друг друга. Не знаю, как в других странах, а в России творческая среда всегда кишела удивительно склочными людьми. Вот, к примеру, как Афанасий Фет издевался над поэтом Некрасовым (ссылка):

Главным печальником горя народного 1850-х – 1860-х годов, был, безусловно, поэт Некрасов, гневно бичевавший пороки власть имущих.

О филантропы русские! Бог с вами!
Вы непритворно любите народ,
А ездите с огромными гвоздями,
Чтобы впотьмах усталый пешеход
Или шалун мальчишка, кто случится,
Вскочивши на запятки, заплатил
Увечьем за желанье прокатиться
За вашим экипажем...

Афанасий Фет вспоминал: «Шел я по солнечной стороне Невского лицом к московскому вокзалу. Вдруг в глаза мне бросилась встречная коляска, за которою я, не будучи в состоянии различить седока, увидал запятки, усеянные гвоздями. Напомнив стихотворение Некрасова на эту тему, я невольно вообразил себе его негодование, если б он, подобно мне, увидал эту коляску. Каково же было мое изумление, когда в поравнявшейся со мною коляске я узнал Некрасова».


Напомню, кстати, что ещё 17 фактов о поэте Некрасове можно найти вот здесь.

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 68 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

vovan_bungle

March 31 2024, 11:37:49 UTC 3 months ago Edited:  March 31 2024, 11:46:14 UTC

Идя по пути упрощения человека, мы не можем не согласиться с тем, что простому человеку не надо читать ни Тургенева, ни Толстого. Ну просто не за чем. Перерабатывать в мозгу сотни страниц - и ради чего? Даже не ради конкретной, практически полезной, применимой IRL информации - а всего лишь для того, чтобы иметь возможность самостоятельно вывести какие-то базисные вещи, на которых строить собственное мировоззрение. Ну вот на фига сантехнику или дизайнеру такое?

Понятия о добре и зле более легкоусваиваемы в виде комиксов.

radioactivez

March 31 2024, 12:43:04 UTC 3 months ago Edited:  March 31 2024, 12:43:33 UTC

Для того, чтобы из такого произведения сделать вывод, нужен приличный опыт саморефлексии, осознанности, жизни, наконец, а какой такой опыт у детей? Никакого, отвечу. А если он есть, впору насторожиться, что там происходят, если человек так рано повзрослел. Это зачастую вынужденная мера. Так что классиков смело можно убирать в 11 класс и институт. Чтение о проститутках, самоубийцах, изменщиках, лентяях, мошенниках и прочей публике не так уж благоприятно при полном отсутствии положительных примеров в тексте рядом.

vovan_bungle

3 months ago

radioactivez

3 months ago

vovan_bungle

3 months ago

radioactivez

3 months ago

lidok_nyan

3 months ago

vovan_bungle

3 months ago

lidok_nyan

3 months ago

ctakan_divanych

3 months ago

тургенев мудила неблагодарный. поместье его мамы было мини-государством, каких ни до ни после не было. крепостные имели образование, госпиталя, школы. производства полного цикла по самым передовым технологиям. а он ее "прославил". а потом по звизде пустил всю ее работу. и образованные крестьяне оказались никому не нужны. поломал судьбы кучи людей. впрочем, он их за людей и не считал.

А самое главное — Тургенев не писатель, а гогно.

Хотите полностью разрушить интерес детей к фэнтези? Включите его в школьную программу.

Два чая этому комментатору!

Меня всегда удивлял ужас людей от новости про уроки православия в школе. Да блин, нет лучшего способа навсегда отвадить миллионы детей от религии, чем пичкать их в школе, заставлять сдавать экзамены и угрожать отправить за неуспеваемость в пту.

takoe_nebo

3 months ago

pottersboggart

3 months ago

ab_dachshund

3 months ago

Фэнтези, в своём большинстве всё же более упрощённая литература.
Но сожно найти варианты хорошей литературы с захватывающим сюжетом. Например цикл повестей про геодезистов Георгия Федосеева. Хорошее владение словом и реальные сюжеты на уровне хороших триллеров. Это и "Злой дух Ямбуя", и "Смерть меня подождёт", и "Поиск", и "Тропою испытаний".

Уже слишком патетически и назидательно. Хотя честно и по-доброму. У нас в семье книги Федосеева были культовыми. Современный вариант северной экзотики — у Михаила Кречмара aka kiowa_mike, единственного из моих пишущих ЖЖ-френдов, которого я не то что читаю, а покупаю в бумаге. Оно того стоит.

evg_suprun

3 months ago

Пфф, захожу с козырной Вахи. Там половина сюжетов это "мы превозмогали ужасающих врагов, в процессе почти все померли, вокруг руины, но мы победили". А вторая половина — это то же самое, но в итоге все померли. Кроме шуток, серия "Ересь Хоруса" просто великолепна, за исключением некоторых отдельных книг.

Или взять киберпанк. Там канонично хеппи-эндов не положено. Дарк-фентези тоже обычно не про лёгкую прогулку по лужайке. Культиваторщина (как азиатская, так и наши перепевки) вообще по сути про долгую и упорную работу над собой.

Понятно, что всякий там нуар-хентай для школы не подойдёт. Но можно ведь найти, допустим, 20 книг из тех миллионов, которые вышли за последние 100 лет?

kriptman

3 months ago

ctakan_divanych

3 months ago

kriptman

3 months ago

ctakan_divanych

3 months ago

kriptman

3 months ago

ctakan_divanych

3 months ago

masteremptiness

3 months ago

ctakan_divanych

3 months ago

Здравствуйте!
Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.

>>>Не знаю, как в других странах
В "Истории философии" Людвига Фейербаха он сам льет желчь на коллег, упоминает другие письма и целые книги, которые философы писали в ответ на выпады и критику друг друга, короче, клочья бород так и летели из этой кипучей среды)) поймать баттхерт, чтобы написать философский трактат в ответ — какие же титанические люди были))

Чувак, рассуждающий о фентези/фантастике, явно смотрел много, много больше "наруто", нежели даже "капитанов Бладов" (каковой, кстати, фентези и фантастика в куда меньшей степени, чем "три мушкетера").

Весь текст напоминает анекдот как чувак готовился к зкзамену по биологии и выучил только про блох. А достался ему билет про собак. И он такой "Нууу.... Собаки.... Это такие животные... У них есть шкура... А в этой шкуре есть блохи. И ВОТ ЭТИ БЛОХИ...." — и соловьем про блох. Ну или о том что Итачи как-то сказал Наруто (кто эти люди?).

Можно я проигнорирую мнение взрослого любителя анимешных мультов — насчет того, что и как влияет на неокрепшие детские умы?

а чье мнение вы предпочитаете слушать? почему любитель достоевского более авторитетен, чем любитель толкина или кто там эти все аниме пишет? это просто вкусовщина. ваш тезис верен, но он ровно так же относится к тем, кто теребонькает на классиков.

ab_dachshund

3 months ago

rikkitiki_tavi

3 months ago

ab_dachshund

3 months ago

rikkitiki_tavi

3 months ago

ab_dachshund

3 months ago

rikkitiki_tavi

3 months ago

ab_dachshund

3 months ago

rikkitiki_tavi

3 months ago

ab_dachshund

3 months ago

"Во-первых, у подавляющего большинства подобных произведений герои сломя голову бросаются на всякие безумные мероприятия. Конечно же, им это всегда сходит с рук — иначе никакого произведения не было бы. "

безо всякого аниме, в "Смешариках" есть прекрасная серия-

"Полёты во сне и наяву",

серия, которая учит, что безумные приключения не сходят с рук


В жизни и в "Приключениях Капитана Блада"- разные законы физики.

Аниме? Не смотрел, но осуждаю!

Есть такой поджанр фэнтези, как городское фэнтези, там вполне про жизненные проблемы современности. Взять того же Лукьяненко.
Вампиры и маги Лукьяненко вообще по психотипам ближе к современным людям, чем скучающие бездельники и лишние люди Пушкина и Толстого.
Правда, школьники в школе изучают классиков не по принципу "им интересно" и не для развития личности, а исключительно в целях общей эрудиции — чтобы знали о достижениях русской культуры (а раньше — еще и для того, чтобы понимали, какой "свинцовой мерзостью" была жизнь в Российской империи, пока не пришли большевики).
Вампиры и маги Лукьяненко вообще по психотипам ближе к современным людям, чем скучающие бездельники и лишние люди Пушкина и Толстого.

Но, скучающие бездельники и лишние люди Пушкина и Толстого ближе к реальным людям. А, что такое современные люди? Чем они отличаются от реальных бездельников Пушкина или Толстого?

super_puper_moz

3 months ago

ctakan_divanych

3 months ago

super_puper_moz

3 months ago

ctakan_divanych

3 months ago

super_puper_moz

3 months ago

ctakan_divanych

3 months ago

А вот что касается Диснея, то там сейчас королевство испорченной радуги, которое легко может испортить юного зрителя, но не может ничему полезному его научить.
Полностью согласен. Однако, фильм "Запретное Царство" снимался очень давно. В те времена студия Дисней ещё не протухла окончательно. И в этом фильме всё как в старые добрые времена — мужчины сильные, девушки красивые (впрочем, сильные тоже, что не мешает им быть красивыми и не портит фильм). Нет ни одного заднеприводного. Так что этот фильм смотреть вполне можно, как и другие старые произведения Диснея.

Дисней в принципе редкостное пошлое убожество...

> герои сломя голову бросаются на всякие безумные мероприятия. Конечно же, им это всегда сходит с рук

Чот вспоминается "Песнь льда и огня", можно сказать, уже классическое фэнтези, где персонажи за героические выходки огребают по полной, вплоть до смертельного исхода, а выживают хитрюги и приспособленцы.
Мультяшное сознание породит мультяшное общество.
Потом в таком обществе начинают внедрять канабис и педерастию, именно таким путём уже пошли первые экспериментаторы, даже на уровне принятия законов.
И это только начало этих экспериментов, плоды подобных вольностей будут пожинаться по прошествии одного, двух поколений.

Психиатрию, как науку загнали и запинали в угол, околпашенные психологи больше похожи на зомби, поэтому реальная угроза обществом будет не замечена.

И сейчас можно привести пример отклонения известных личностей на почве мультяшного сознания, но не хочется затрагивать таких известных людей, потому-что они ещё и мстительны.

Именно так.

"Мультяшно-коммиксное", я бы уточнил.

masteremptiness

3 months ago

diveevoo

3 months ago

masteremptiness

3 months ago

"Аниме — большой культурный пласт" — японских извращений.

смею думать, что вы или большой эксперт в аниме
или, что вернее, эксперт в иных областях, кухихи

takoe_nebo

3 months ago

Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →