Олег Макаренко (olegmakarenko.ru) wrote,
Олег Макаренко
olegmakarenko.ru

Category:

Настоящие коммунисты построить железную дорогу не смогли



Огромная наша беда — переписывание истории, которое продолжалось на протяжении последнего века, и от которого сейчас мы только-только начинаем освобождаться. Многие относятся к современной России с пренебрежением, так как их убедили в школах, будто до 1917 на месте нашей страны был нищий и грязный Мордор с дикими голодными орками, а потом к власти пришли добрые коммунисты, которые немедленно начали открывать школы с больницами, сокращать рабочий день, строить заводы и развивать науку.

Сейчас, соответственно, многие по инерции полагают, будто нынешняя «капиталистическая» Россия — плохое, никуда не годное государство, которое и в подмётки не годится сытому могучему СССР, особенно сталинской его форме. Вместе с тем, если перенести на машине времени в наш 2023 год советского инженера из брежневского 1973, тот решит, будто мы уже построили коммунизм. Если провести этого инженера по нашим магазинам, то в обычном супермаркете он начнёт приплясывать как ребёнок от невозможного в советские времена изобилия, а в магазине типа Максидома или Чип и Дип упадёт в обморок, едва зайдя в торговый зал.

Однако если привезти к нам на машине времени советского инженера из 1933 или 1923 года, тот уже будет удивлён гораздо меньше, так как видел уже всё это… до 1917, при царе. Видел с поправкой на технический прогресс, разумеется, но с куда как менее существенной поправкой, нежели кажется многим нашим современникам. Вот, к примеру, страница из дореволюционного каталога механического завода Г.М. Пека, располагавшегося до революции на Церковной улице в Петербурге (ссылка):



Вот фотографии из цехов завода (ссылка). Как видите, многие привычные нам товары выпускались на самом деле ещё при Николае II, причём внутри России, а не за рубежом. Проблема советских магазинов была не в технологиях, а в слабости управленческой системы, из-за чего элементарные свёрла с метчиками граждане свободно купить не могли: приходилось доставать из-под полы.

Кстати, сайт charmingrussia.ru с дореволюционными фотографиями и документами не обновлялся с 2021 года, при этом он недоступен с русских айпи адресов. Рекомендую любителям истории выкачать этот сайт себе целиком — не исключено, что хозяин сайта в итоге забросит его и закроет.

Так вот, представление об истории России и СССР у нашего народа сейчас весьма смутное. Грустно сказать, многие даже считают Иосифа Сталина хорошим вождём, хотя более неумелого, более упорствующего в своих ошибках правителя в русской истории, пожалуй, найти будет непросто. При этом на просьбу погрузиться в матчасть неосталинисты только выше задирают подбородки: дескать, мы смотрели на Ютубе историка сталиниста, он нам всю правду про вас, невежественных либералов, и рассказал.

С одной стороны, само словосочетание «историк сталинист» звучит так же нелепо, как «врач гомеопат» или «астроном плоскоземельщик». С другой стороны, повторюсь, русская история сейчас погребена под толстыми слоями клеветы и пропаганды. Разгребать эти завалы сложно, так что многие предпочитают верить на слово неосталинистам, которые отлично умеют лить в уши публике приятную для охлоса ложь.

Плавно перехожу к сути поста. Недавно в школы вернули книгу Николая Островского «Как закалялась сталь» — пропитанный вражеской повесточкой роман о комсомольцах, которые героически строили короткую железную дорогу. Опытные читатели много раз уже разобрали «подвиг» Павки Корчагина со всех сторон, убедительно доказав, что любой капиталист построил бы те же 6 вёрст железной дороги играючи, за несколько дней, причём без обмороженных ступней и прочих мучений, которыми так гордились бестолковые комсомольцы. Вот, к примеру, свежий комментарий от Руслана Болма:

В шахте тоже узкоколейная железная дорога. Используя рельс-24, простые горнорабочие (не путейцы) бригадой в 10 человек за смену, примерно 4-5 часов, делали метров 50 без напряга. 300 комсомольцев из книги могли бы проложить за смену полтора километра. Шесть километров — 4 дня. В ударном темпе — два дня. Но это укладка и монтаж.

Может, вся соль в романе — это подготовка грунта-отсыпки, может, они там по болоту шли и глину лопатами насыпали. Или, как вариант, хороший комсомолец неделю бухает, день копает.



Нет смысла обсуждать детали романа подробнее — мы с вами уже много раз обсудили и пришли к выводу, что Островский живописует в книге не подвиг, а преступление (1, 2, 3, 4). Строить должны были минимум в 10 раз быстрее, при этом адекватный управленец должен был выделить из 300 комсомольцев 20 человек, чтобы те привели в порядок бытовки: заколотили досками окна, сделали нары, организовали отопление. К сожалению, грамотных управленцев среди коммунистов не было, да и не могло быть.

Столкнувшись с невозможностью оправдать черепаший темп строительства и неумелую организацию работ, неокоммунисты отошли на заранее подготовленные позиции, перестали защищать Павку. Они теперь пишут, что «Как закалялась сталь» — всего лишь художественный вымысел, а раз это вымысел, то какая разница сколько там вёрст и дней указал в книге писатель, в главном-то он прав.

Что же, давайте тогда посмотрим на реальную, а не на вымышленную ленинскую стройку. Такая стройка есть — тоже героическая, с трудовыми подвигами. Всё как у Островского, только по-настоящему, с документами и фотографиями. Стройка называется Алгемба — она шла с 1919 по 1921 год.

План заключался в прокладке 500 вёрст железной дороги по степи, от Саратовской области до нефтяных месторождений у реки Эмба. Работу курировали Ленин, Троцкий и Фрунзе, некоторое время руководил строительством Юрий Ломоносов, печально прославившийся участием в паровозной афере (ссылка). Позже товарищ Ломоносов, как водится, оказался врагом народа, невозвращенцем.

Так вот, стройка 500 вёрст дороги шла ровно так, как описывал дело Островский в романе «Как закалялась сталь», то есть с той же энергичной бестолковщиной, только со значительно большим размахом. Цитирую (ссылка):

…В степи не нашлось ни топлива, ни транспорта, ни пищи; негде было даже разместить солдат. Вскоре среди солдат начались эпидемии. После этого к строительству были принуждены около сорока пяти тысяч человек из Саратова и Самары, которые почти вручную создавали насыпь, по которой должны были проложить рельсы.

В январе 1920 года Ленин ввёл трудовую и гужевую повинность с местного населения. В марте 1920 года и без того сложное строительство ещё более усложнилось тем, что было постановлено проложить параллельно железной дороге нефтепровод. Тогда эта система и получила название «Алгемба» (от города Александров Гай и реки Эмба). Но труб для строительства не нашлось: на складах хранилось только пятнадцать вёрст труб из необходимых пятисот, а завод по их производству простаивал. Ленин предложил выпускать деревянные трубы, но это было невозможно по причине отсутствия лесов в Казахстане и невозможности поддерживать в деревянных трубах необходимое давление. Тогда было постановлено разбирать части существующих трубопроводов. Трубы особо не подбирали, они различались по длине и диаметру, но и их не хватило даже на половину трубопровода.

В апреле 1920 года Красная армия заняла Северный Кавказ, и Алгемба уже не была нужна, но стройка, на которой настаивал Ленин, всё ещё продолжалась, хотя до Первой Мировой войны Эмбенское месторождение давало всего 1,1 % нефти. На месторождении не хватало ёмкостей для хранения нефти, и её пришлось выливать в песок. К концу 1920 года от тифа ежедневно умирало по несколько сотен человек. Правительство было вынуждено поставить вдоль построенной части трассы охрану, чтобы местные жители не крали шпалы. Рабочие отказывались выходить на работу. В 1921 году среди рабочих случилась эпидемия холеры. Врачи, добровольно прибывшие на Алгембу, не могли бороться с ужасающей смертностью. 6 октября 1921 года строительство было прекращено…

Строительство было чрезвычайно дорогим (за один только 1920 год было потрачено более 1 млрд рублей) и унесло жизни 35 тысяч человек. Проект признаётся экономически бессмысленным. Долгое время материалы по строительству Алгембы были засекречены…



Причины провала понятны. Когда за взрослое дело берётся Павка Корчагин, у которого нет деловой хватки, но есть готовность проявлять звериную жестокость к окружающим, получается штурмовщина — много пафоса и лозунгов, а позаботиться о валенках и бытовках уже некому.

Сейчас некоторые требуют перевести Россию на мобилизационную экономику. Ну вот, Владимир Ильич в 1918 перевёл. Итоги на табло — воровство шпал и холера, массовая гибель рабочих и рекордное расхищение государственного бюджета, а как финал — закрытие незавершённого проекта и помещение грифа «Секретно» на этот позор.

Книга «Как закалялась сталь» может вдохновить одиночку, спортсмена или актёра. Когда речь идёт о личном превозмогании, инфоцыганская мотивация имеет шанс сработать. Но если идеями из книги вдохновится руководитель, разразится катастрофа. Маленькая катастрофа, если брать пример с Павки Корчагина будет начальник отдела, и страшная историческая катастрофа, если разменять рациональность на лозунги попытаются руководители целой страны.

Вот простое доказательство вышесказанного. Оглянитесь вокруг и найдите в России успешное коммунистическое предприятие хотя бы из 20 человек. Не найдёте: все левые блогеры, все левые политики, все левые бизнесмены выжимают своих сотрудников досуха, платя им возможно меньше, а требуя от них возможно больше. Никому из них не приходит в голову сказать: «товарищи, хватит эксплуатации, давайте работать по Марксу, будем теперь владеть и управлять моим тракторным заводом или текстильной фабрикой сообща».

Ну а если коммуна из атеистов не может работать даже на масштабе в 20 человек, то на масштабе в 20 тысяч или 200 миллионов человек она тем более провальна, так как там требования к управленческой системе резко возрастают. Чтобы организовать людей в единый организм, нужны не крики с песнями, а жёсткий контроль над финансами, грамотное управление мотивацией и точный расчёт.

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 196 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →