Олег Макаренко (olegmakarenko.ru) wrote,
Олег Макаренко
olegmakarenko.ru

Category:

Наказывать нельзя

«Наше педагогическое производство никогда не строилось по технологической логике,
а всегда по логике моральной проповеди. Это особенно заметно в области собственного
воспитания… Почему в технических вузах мы изучаем сопротивление материалов,
а в педагогических не изучаем сопротивление личности, когда её начинают воспитывать?»
А.С. Макаренко


Две истории из жизни русских школьников.

В Москве сейчас во всех школах проходят лекции борцов за права детей. Школьникам зачитывают выдержки из Конвенции ООН о правах ребёнка, после чего «на пальцах» объясняют, как им себя надо вести со своими родетялями.

Цитирую самое начало Конвенции: «Государства-участники принимают все необходимые меры для обеспечения защиты ребенка от всех форм дискриминации или наказания на основе статуса, деятельности, выражаемых взглядов или убеждений ребенка». Как видите, однозначнее выразиться сложно: эта Конвенция прямо запрещает наказывать детей за их поступки.

Немного подробнее про лекции детозащитников можно ознакомиться на сайте Материнство.Ру (ссылка), а я пока расскажу присланную мне историю первую. Цитирую письмо:

«Такой же урок, о котором говорится в этой статье, прошел в школе у дочери моей подруги. Девочке 14 лет. Они живут достаточно скромно, двухкомнатная квартира на окраине города. Так сложились обстоятельства, что вместе с ними временно живет еще одна семья: мама и сын. Дети учатся в одном классе. Мама мальчика всеми силами старается заработать на аренду квартиры в Москве.

Естественно, нынешние условия их проживания далеки от идеальных. И снять они смогут в лучшем случае однушку.

Так вот. После такого урока, сын начал бороться за свои права: заявил маме, что спать на кухне в новой квартире он не станет, и что мама его ущемляет. Стоит заметить, что они не из Москвы. Просто мама решилась после некоторых обстоятельств переехать в столицу из небольшого провинциального городка, чтобы дать сыну возможность получить приличное образование.

Сын, вооружённый знаниями о своих правах, намерен теперь пожаловаться куда-то на свое „убогое существование”.

Мы попытались объяснить ему, что его жалобы куда-либо приведут его в детский дом, где куда как менее весело, чем дома. Мальчик же в свою очередь уверен, что как только он пожалуется чиновникам на маму, маму накажут и она будет делать все что он попросит. Угрозу увезти его обратно в Брянск ребёнок воспринимает как очередную дискриминацию: кричит, что его ущемляют. В общем, конвенция ООН пришлась школьнику по нраву.

Мама ребёнка напугана до ужаса. Потому что, если верить мальчику, в один прекрасный день добрые защитники детей из опеки маму придут наказывать…»

Это была история первая.

Теперь, коллеги, история вторая, родом из девяностых годов, но имеющая прямое отношение к происходящему сейчас. Цитирую ещё одно письмо:

«Прочитал почти все ваши рассказы о школе, также как и комментарии ваших друзей. Прочитал и как будто вернулся назад в прошлое: в 90-е годы, когда я учился в школе.

Немного о себе — родился и вырос в Барнауле, Алтайском крае, закончил 11 классов школы (1989-1999), затем институт (1999-2004). После получения диплома сразу же уехал на ПМЖ в США.

Могу сказать одно — не знаю как сейчас, но в мое время дети в Барнауле жили по зоновским понятиям. Да, вы не ослышались, именно по зоновским, воровским, босяцким или уголовным понятиям. В каждой параллели классов был свой так называемый авторитет или положенец, как их обычно называли, у которого в каждом классе было по несколько друзей, „здравых пацанов“, которые его поддерживали. Также в школе среди 11 классов было несколько авторитетов, которые „держали“ всю школу, которых все слушались и никто ничего им не говорил. Обычно такие авторитеты были из богатых одеспеченных семей.

Школа у нас кстати была лицеем, одна из самых престижных в городе, выпускников которой готовили к поступлению в Алтайский Государственный Университет (АГУ). Лицейские классы начинались с 10-х классов, чтобы туда попасть нужно было либо сдать экзамены, либо заплатить директору школы кругленькую сумму. И учителя-совместители у нас тоже были из университета. Самыми „блатными“ лицейскими классами были эконимический и юридический. Юридических было даже два платный и бюджетный. И все так называемые „школьные авторитеты“ были из экономических и юридических классов.

У каждого такого авторитета была обязательно толстая золотая цепь, несколько золотых печаток и таких же толстых браслетов. Были „авторитеты“ и победнее, правда учились они в общеобразовательном классе. Такой класс был в каждой парралели — там учились дети которые попали в лицей по месту жительства, с самой начальной школы , но не прошли ни в один лицейский класс — не хватило либо знаний, либо денег либо родительских связей. Но такие бедные авторитеты особой роли в школьной блатной жизни не играли — их, с одной стороны, не трогали дети богатеньких папочек, а с другой стороны, в случаях возникновения каких-либо проблем, настоящие „авторитеты” быстро ставили их на место.

Учителя… Учителя это отдельный разговор. С одной стотороны, было много хороших талантливых учителей, которые интересно преподавали, старались нас заинтересовать в своих предметах. Были совместители которые работали в университете, был директор аудиторской фирмы который в по каким-то своим причинам решил преподавать экономику в экономических лицейских классах. Вообще, какого-либо гнобления учителями своих учеников я не наблюдал, за очень редким исключением.

Но, с другой стороны, те же самые учителя на очень многое закрывали глаза. Также как и директор. Помню в 10-м классе у нас был молодой информатик, каким-то образом попавший в нашу школу. Хороший парень, наши девушки от него были без ума. Но один из так называемых „богатеньких авторитетов“ постоянно вел себя плохо на его уроках. Информатик его выставил из класса, на что этот „авторитет” сказал ему: „Ты пацан, я пацан, давай подеремся…“ Информатик ничего не ответил, но по дороге домой тот самый обиженный „авторитет“ со своими дружками подкараулил его и вынудил с ним подраться. На следующий день информатик пришел на работу с большим фингалом под глазом — досталось ему прилично.

Вся школа об этом знала и смеялась — 10-и классник в драке один на один победил учителя… Наверняка знали и учителя, и директор. Но это никак не повлияло на „авторитета“ — он благополучно закончил школу, что с ним потом стало - я даже не знаю…

А вообще учителя в нашей школе не стравливали детей, также как и старались не давить на учеников, на это есть свои причины. Во-первых никто не хотел терять свое рабочье место — большинство из них имели детей и они учились или собирались учится в этом лицее. Да и как будешь травить ученика за которым стоит влиятельный богатенький папаша? А если что-нибудь и говорили то получали тотальный игнор, а иногда и грубость в ответ… Да даже если у ученика родители — простые люди то наверняка у него в классе есть хорошие друзья у которых родители непростые люди.

Поэтому учителя много видели, но просто молчали из-за вышеперечисленных причин. Про преподов-совместителей я вообще молчу — основнаяй работа у них в университете, а тут так, подработка. Пришёл, провел пару уроков в неделю, ушел обратно в универ. И все довольны.

Ладно, вернемся к „понятиям“. В школе были авторитеты, вокруг них крутились „быки“ — такие же школьники, которые их во всем поддерживали. Надо кому-нибудь морду набить — пожалуста. Если были какие-нибудь разборки то разговаривали, вернее „по фене ботали“, используя всячески в открытую зоновскую терминологию. И самое страшное когда тебя обьявляли лохом. Тогда с тобой переставали общаться все, тебя сторонились, могли просто подкараулить после школы и избить или посмеяться… Могли даже и в школе дать пинка под зад для профиликтики. И все потому что ты лох а они здравые пацаны.

Иногда со школьников трясли деньги, так сказать „за косяки“. Этим обычно занимались „бедные авторитеты“ из общеобразовательного класса. В школе часто на перемене курили лёгкие наркотики — анашу, план, чарльз. Затем накуренные приходили на уроки и творили всякую фигню.

Что касается меня, то я пришел в ту школу в 10-й химическо-биологоческий класс. Хотел после него поступать в Медицинский институт, чтобы стать врачом как мои родители. Ну и каким-то боком не понравился этим самым авторитетам. Вскоре они обьявили меня лохом и превратили мою жизнь в ад… У меня резко упала успеваемость из-за того что в школу идти мне вообще не хотелось.

Я уже тогда понимал что мое поколение катится хрен знает куда — если мы со школьной скамьи жили по зоновским понятиям, забивали стрелки, трясли деньги за косяки, обьявляли друг друга лохами и называли друг друга пацанами то что же должно быть дальше? Неужели нас с самой юности готовили для последующей отсидки в зоне? Да и откуда все это пришло? Почему нужно жить „по понятиям“ а не по простым жизненным принципам? У меня это в голове вообще не укладывалось тогда.

Поэтому шел я в школу как на Голгофу. Про свое здоровье я вообще молчу. Я стал сильно заикаться и вообще я стал за собой замечать тогда — допустим иду по улице и чувствую какую-то усталость, как будто пьяный или укуренный. Я стал больше сидеть дома проводя время за компьютерными играми либо за книгами. На улицу старался не выходить вообще — Барнаул хоть и краевой центр, но всё равно небольшой город, вся жизнь которого сосредоточена в центре.

Поэтому куда бы ты ни пошёл, все равно рано или поздно встретишь кого-нибудь из школы, а соученики обязательно посмеются над тобой, либо дадут пинка для профилактики. Как мне тогда было — поймет только тот кто через это все прошел. А самое обидное это то, что абсолютно ничего нельзя было сделать. Пожаловаться учителям/директору — и что? Ну, проведут они воспитательную беседу, покричат немного — и всё останется так как есть.

Только потом тебя после школы кто-нибудь подкараулит из друзей тех же авторитетов из других школ и всё — могут и избить и изувечить.

Родителей вообще напрягать не хотелось — они на работе спасают людей, вкалывают по две ставки а если еще я буду их напрягать своими школьными проблемами… Да и был бы результат? У „авторитетов“ родители имели большие связи практически во всех структурах города, как бы моим предкам потом это самим боком не вышло.

В общем, из 10-го класса меня в конце концов выгнали за неуспеваемость. Для моих родителей это было шоком, но они мне оказали большую моральную поддержку и не дали мне сломаться. Правда, потом я долго работал с логопедом над моим заиканием, и уже после переезда в США я потратил около $20'000 лишь на визиты к психоаналитику, чтобы из меня сделали человека более-менее пригодного для общества.

По сути, я даже уехал в США именно потому, что не хотел чтобы мои дети росли и впитывали в себя зоновские понятия будучи на воле. Конечно, есть такая поговорка: „От тюрьмы да от сумы не зарекайся”. Но если ты живешь на воле и никаким боком не касаешься зеков, то зачем детям прививать с пелёнок жизнь по уголовным понятиям? Даже сейчас, в Америке, я стараюсь не общаться с русскими иммигрантами. Сказать по правде, мне как-то с американцами общаться легче...

Однажды говорил по аське с моим бывшим одноклассником, и зашел у нас разговор о моем „травлении” в школе. На что он ответил: „Всякое было, согласен, но посмотри на себя сейчас — ты состоятельный успешный молодой человек, твое прошлое сделало тебя сильнее…“

Я ничего ему не ответил. А про себя подумал, что травление в школе никого не делало сильнее, я бы сказал даже наоборот».

На всякий случай подведу маленький итог.

1. Детозащитники, во главе с Павлом Астаховым, ведут сейчас активную борьбу за право детей оставаться безнаказанными в любых обстоятельствах. (Разумеется, насильное помещение ребёнка в детский дом, равно как и избиение ребёнка другими подростками, наказанием не считается).

2. Школа, в которой детей не наказывают ни учителя, ни родители, неминуемо превращается в гадюшник по типу описанного моим читателем лицея. Так как справиться с асоциальными подростками одними добрыми словами, увы, не получалось даже у Антона Семёновича (пруфлинк).

3. Следовательно, вместе с введением Ювенальной Юстиции, в наши школы постепенно и неизбежно вернутся порядки девяностых годов.

PS: В Русском Пионере вышла моя новая колонка: «Google в помощь Винни-Пуху» (ссылка).
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 440 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →