Олег Макаренко (olegmakarenko.ru) wrote,
Олег Макаренко
olegmakarenko.ru

Categories:

Великий программист

Когда-то давно писать умели только учёные и профессиональные писари. Сейчас умением писать никого не удивишь.

В начале XX-го века водить автомобиль умели только эксцентричные аристократы и профессиональные гонщики. Сейчас водить автомобиль умеет каждый образованный человек.

Совсем недавно, каких-то двадцать лет назад, умение работать с компьютером было специальностью: как умение шить или умение вести бухгалтерию. Сейчас компьютерная грамотность мало чем отличается от грамотности обычной — или общаешься с компьютером "на ты", или на тебя смотрят с жалостью, как на отошедшего от дел пенсионера или на дикаря.

Казалось бы, всё ясно — специальность программиста скоро перестанет быть универсальной. Ещё лет двадцать, и навык программирования будет не более востребован в реальной жизни, чем, например, навык ремонта стиральных машин. Компьютеры станут простыми и прозрачными, как карандаш: работая с компьютером профессионал будет думать не о компьютере, а исключительно о своей работе.

В самом деле, владельцу нового автомобиля сейчас даже необязательно знать, где открывается капот. Ему вполне достаточно отличать педаль тормоза от педали газа: всё остальное, типа плановой замены масла и устранения текущих неполадок, сделают специально обученные люди на ближайшей станции техобслуживания.

Так?

Принято считать, что так. По такой логике юзер-хостайл Лего-Линукс вчистую сливает законченным и зашлифованным в ноль продуктам Эппл и Майкрософт.

Любители лёгкости и простоты совершенно не понимают, в чём суть Линукса.

Линукс — это не Windows с его "Расслабьтесь и нажимайте кнопку 'далее', покуда мастер ведёт вас через установочный процесс". Линукс — это не заточенная под собачью лапу однокнопочная мышь Mac OS X. Линус — это место, где люди могут побыть жонглёрами кода, опытными и искусными наездниками кремниевых молний, "людьми разумными", которыми они на самом деле и являются.

К видеокарте нет драйверов, а мы пишем свои. Система не может выполнить наш запрос, а мы пересобираем ядро.

Gimp накладывает искры не слишком правдоподобно? Мы заходим в Script-Fu и исправляем несколько строчек в фильтре, чтобы сварщик на фото выглядел настоящим. Ё-порн не умеет искать по двум ключевым словам? Мы за полчаса собираем робота, и он высасывает все ролики к нам на жёсткий диск, и раскладывает их по папочкам, и сортирует их в правильном порядке.

Мы убедим компьютер сделать всё, что угодно, наши возможности не ограничены лицензией маркетинг-мафии, командная строка — наша стихия, мы — истинное лицо будущего.

Представьте себе три замка.

В одном замке живёт принцесса, которая ничего не умеет делать, а думает только об играх, балах и нарядах. Она платит дань злому колдуну Биллиаго, а тот, до поры, служит ей, привозит ей шёлковые наряды и расчищает гривы её лошадям.

Во втором замке живёт художник, который витает в облаках, употребляет наркотики и пишет картины. Художник думает, будто его единственная забота — творить, а добрый маг Джобсен за скромную мзду лучшим образом устроит всё остальном.

В третьем замке живёт... молодой волшебник, для которого свить заклинание — ничуть не более сложно, чем произнести вслух матерное слово. Волшебнику нужен обед? Минута раздумий, несколько пассов руками, и его стол теперь умеет готовить обед. Волшебнику нужно убрать двор замка? Минута раздумий, удар посохом о землю, и двор теперь очищается сам, каждую ночь четверга.

В своё время масоны полагали, что Б-г — это великий архитектор, геометр, который носит фартук и строит здание нашего мира с помощью циркуля и мастерка.

У нас есть преимущество перед первыми масонами. Мы живём в двадцать первом веке, и мы знакомы с современными технологиями. Мы знаем, что Б-г работает не архитектором, а программистом.

Новый проект в Органик-Каде, длинная гусеница строчек кода компилируется в ДНК, и вот скользкая тварь уже ревёт в разросшихся хвощах, радуясь весеннему солнцу и свежему запаху болотных миазмов. Б-г откидывается на спинку облака и умиротворённо улыбается себе в бороду.

Ладно. Хватит на сегодня поэзии.

Вернёмся из высоких сфер обратно, к грешным операционным системам.

Не так давно один пользователь ЖЖ остался сильно недоволен свежеустановленным Линуксом: ему, например, не удалось найти под Линукс полноценной замены для привычного Total Commander...

В этой жалобе, полагаю, заключена квинтессенция различия идеологий. Столь же нелепо, полагаю, выглядела бы жалоба президента крупной страны на недостаточную красоту и упругость задниц своих министров.

Total Commander и прочие "файловые менеджеры" удобны для изнеженного барина с рыхлым мозгом, который сам не знает, чего хочет. Дескать, вы мне покажите варианты, а я посмотрю и прикину, что лучше подходит.

Командная строка Linux, напротив, заточена под полководцев с острым и ясным умом, которые привыкли не только отдавать чёткие распоряжения своим офицерам, но и получать от них столь же чёткую и ёмкую информацию в ответ.

Надо отметить, что даже после короткого периода жизни в Линуксе возврат в Windows сопряжён с некоторой болью: без привычных "grep" и "xargs" чувствуешь себя директором фирмы, который не может объяснить элементарных вещей эффектно выглядящей девушке-секретарю.

Подведу итог.

В настоящий момент общественное мнение полагает, будто компьютер — это инструмент для работы. И, например, бизнесмену, или чиновнику или даже инженеру умение программировать не нужно: вполне достаточно элементарных навыков работы с Вордом и электронной почтой.

Я же уверен, что компьютеры сильно недооценены. Например, уже сейчас я вижу, что бухгалтер-программист может работать в несколько раз быстрее, чем бухгалтер-пользователь. То же самое относится и, например, к директору-программисту, который может глубже и быстрее анализировать информацию, чем "обычный директор".

Объяснение этому простое: для действительно слаженной работы компьютер и человек должны говорить на одном языке. Компьютер выучить язык человека не способен, и, насколько мне позволяет судить моё философское образование, в обозримом будущем способен не будет.

Вывод очевиден: единственная возможность понимать свой компьютер — быть программистом. Если я правильно прозреваю будущее, уже через десять-двадцать лет...

Впрочем, ладно. Оставлю пока свои прогнозы при себе. Ограничусь констатацией простого факта: Б-г работает программистом. Полагаю, одного этого вполне достаточно, чтобы считать программирование гиперперспективным занятием.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 391 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →